Техобслуживание и ремонт коробки передач ЯМЗ-238А МАЗ

Дистанционный привод основной коробки ЯМЗ-238АУход за коробкой передач заключается в проверке уровня масла и смене его в картере. Уровень масла в картере должен совпадать с контрольным отверстием. Сливать масло нужно горячим через все сливные отверстия. После слива масла нужно снять крышку в нижней части картера, в которой помещается маслоприемник масляного насоса с магнитом, тщательно промыть их и установить на место. При этом следует обратить внимание на то, чтобы не перекрыть масляную магистраль крышкой или ее прокладкой.

Для промывки коробки передач рекомендуется использовать 2,5 — З л индустриального масла И-12А или И—20А по ГОСТ 20799—75. При нейтральном положении рычага управления коробкой передач на 7 - 8 мин пускают двигатель, затем его останавливают, промывочное масло сливают и заполняют коробку передач маслом, предусмотренным картой смазки. Недопустимо промывать коробку передач керосином или дизельным топливом.

В процессе эксплуатации привода коробки передач возможны регулировки:

- положения рычага З (см. рис. 1) переключения передач в продольном направлении;

- положения рычага переключения передач в поперечном направлении;

- блокировочного устройства телескопических элементов продольной тяги.

Для регулировки угла наклона рычага З в продольном направлении необходимо ослабить гайки болтов 6 и перемещением тяги 4 в осевом направлении установить угол наклона рычага примерно 85 ° (см. рис. 1) при нейтральном положении в коробке передач.

Регулировка положения рычага в поперечном направлении осуществляется изменением длины поперечной тяги 17, для чего необходимо отсоединить один из наконечников 16 и, отвернув гайки, отрегулировать длину тяги так, чтобы рычаг управления коробкой, находясь в нейтральном положении против включения 6 — 2 и 5 — 1 передач, имел примерно угол, равный 90˚ к горизонтальной плоскости кабины (в поперечной плоскости автомобиля).

Регулировку блокировочного устройства привода переключения передач нужно производить следующим образом:

- поднять кабину;

- расшплинтовать палец 23 и отсоединить тягу 4 от вилки 22;

- очистить серьгу 25 и внутреннюю тягу от старой смазки и грязи;

- задвинуть внутреннюю тягу до «щелчка» блокировочной втулки 15;

- расконтрить гайку серьги 25 и, вставив отвертку в шлиц хвостовика внутренней тяги, вывертывать ее до исчезновения углового люфта серьги;

- удерживая хвостовик 24 от проворачивания, затянуть контргайку;

- проверить качество регулировки. При смещении блокировочной втулки 21 в сторону пружины 19 внутренняя тяга должна вытягиваться без заеданий на всю длину, а при задвигании тяги внутрь до упора в пазы блокировочная втулка должна перемещаться четко со  «щелчком» до упора втулки в нижний выступ серьги.

При регулировке привода следует соблюдать следующие требования:

- регулировку производить при поднятой кабине и при неработающем двигателе;

- не допускать изгиба и погнутости наружной и внутренней подвижных тяг;

- во избежание поломки подсоединение тяги 4 к вилке 22 производить так, чтобы отверстие в серьге под палец 23 располагалось над продольной осью тяги 4;

- нейтральное положение коробки передач при поднятой кабине проверять свободным перемещением рычага 18 механизма переключения передач в поперечном направлен ни (относительно продольной оси автомобиля). Валик 12 при нейтральном положении коробки имеет осевое перемещение, равное 30 - 35 мм, при этом ощущается сжатие пружины.

Описанные выше регулировки привода коробки передач следует производить при снятии и установке двигателя и кабины.

Возможные неисправности коробки передач и привода, способы их устранения

Неисправности

устранение

Затрудненное переключение передач

Большой люфт рычага при избирании передач

 

Отрегулировать блокировочную муфту

телескопической тяги привода

Неполное выключение сцепления

См. неисправности сцепления

Износ или повреждение синхронизатора коробки передач

Заменить неисправный синхронизатор

Повреждены зубья зубчатых муфт

Заменить поврежденные детали

При включении передач с положением

рычага управления КП «Вперед» разблокируется

муфта телескопической тяги привода

Отрегулировать угол наклона рычага

в кабине в продольном направлении,

укоротив продольную тягу привода

При включении передач с использованием рычага управления

КП «Назад» разблокируется муфта телескопической тяги

Отрегулировать блокировочную муфту

телескопической тяги

Повышенный шум при работе коробки передач

Недостаточно масла в коробке передач

 

Залить масло до уровня

контрольного отверстия

Износ подшипников валов коробки передач

Повышенный износ зубьев шестерен

Заменить неисправные подшипники

Заменить изношенные шестерни

Самопроизвольное выключение передач при движении автомобиля

Неравномерный износ зубьев зубчатых муфт

Повышенный износ подшипников валов коробки передач

Неисправности фиксаторов штоков механизма

переключения передач

Заменить неисправные детали

Самопроизвольное выключение передач

в дополнительной коробке при движении автомобиля

Поступление сжатого воздуха в полость цилиндра,

противоположную включенной передаче

Износ замка в шлицевом соединении каретки синхронизатора

Износ вилки переключения передач

Заменить неисправные кольца

золотника впускного

клапана воздухораспределителя.

Заменить изношенные детали

Невыключение или замедленное включение передач в дополнительной коробке

при нейтральном положении рычага основной коробки.

Лампа сигнализатора долго не гаснет, воздух выходит через сапун

воздухораспределителя или пневмокран

Износ резины впускного клапана

Поломка пружины впускного клапана

Неравномерное прилегание впускного клапана к корпусу

Заедание впускного клапана в отжатом положении

Износ, разрыв рабочей кромки или затвердение

манжет поршня рабочего цилиндра

Износ, разрыв или затвердение резиновых колец

воздухораспределителя или пневмокрана

Заменить изношенный клапан

Заменить неисправную пружину

Заменить неисправные детали

Очистить и смазать

стержень впускного клапана,

при необходимости заполировать

Заменить манжеты поршня

Заменить резиновые кольца

воздухораспределителя или пневмокрана

Невыключение или замедленное включение передач

в дополнительной коробке при нейтральном положении рычага.

Лампа сигнализатора долго не гаснет,

воздух выходит через сапун

верхней крышки коробки

Повреждение диафрагмы воздухораспределителя

Износ и затвердение уплотнительных колец

рабочего цилиндра в отверстии под шток вилки переключения

Заменить поврежденную диафрагму

Заменить уплотнительные кольца

Утечка воздуха из пневматической системы управления

дополнительной коробкой при нейтральном положении рычага переключения

Обрыв воздухопроводов

Потеря герметичности в местах соединения воздухопроводов

Потеря герметичности уплотнительных колец

золотника воздухораспределителя

Повреждение диафрагмы редукционного клапана

Заменить или отремонтировать воздухопроводы

Заменить неисправные прокладки,

подтянуть соединительные болты

Заменить неисправные уплотнительные кольца

Заменить диафрагму и

отрегулировать редукционный клапан

Утечка воздуха через сапун воздухораспределителя

при включенной передаче в основной коробке

Износ резины впускного клапана

Неплотное прилегание толкателя к впускному клапану

Заменить клапан

Заменить неисправные детали

Течь масла из коробки передач

Повышенный уровень масла в коробке передач

Износ или потеря эластичности сальников коробки

передач

Нарушение герметичности по плоскостям

соединений коробки передач

Проверить уровень масла по

контрольному отверстию в картере коробки

Заменять неисправные сальники

Заменить прокладки, подтянуть крепежные

детали

 

Ремонт коробки передач

Снятие коробки передач.

Для снятия необходимо:

- произвести опрокидывание кабины;

- слить масло из коробки передач;

- снять площадку шасси;

- ослабить хомуты, снять патрубок чистого воздуха системы воздухоочистки;

- расшплинтовать, отвернуть гайку и отсоединить тягу управления коробкой передач от рычага механизма переключения передач;

- отвернуть болты и снять вторую поперечину рамы;

- отсоединить приемную трубу глушителя;

- расшплинтовать, отвернуть гайки и снять заднюю опору двигателя;

- отвернуть болты крепления кронштейна с топливными трубками от крышки коробки передач;

- отвернуть болты и снять кронштейны задней опоры двигателя;

- отсоединить рычаг вала выключения сцепления от вилки штока клапана;

- отсоединить электропровода от датчика сигнальной лампы переключения передач в дополнительной коробке;

- отвернуть болты крепления карданного вала к фланцу коробки передач, отсоединить карданный вал и подвесить его к левому лонжерону рамы;

- отсоединить трубопровод подвода воздуха к редукционному клапану;

- отвернуть болты и снять трубу глушителя;

- подвести под коробку передач канавный подъемник с приспособлением для снятия и установки коробки передач или другое подъемно-транспортное средство;

- отвернуть болты крепления картера сцепления от картера маховика, вывести коробку передач и отсоединить ее от двигателя;

- опустить коробку передач на подъемнике, поднять заднюю часть автомобиля и выкатить подъемник с коробкой из-под автомобиля, посла чего опустить автомобиль.

Установку коробки передач производят в обратной последовательности.

Разборка коробки передач.

Коробку передач следует разбирать в следующей последовательности:

- отсоединить от воздухораспределителя воздуховоды;

- снять верхнюю крышку дополнительной коробки с механизмом управления в сборе;

- расшплинтовать и вывернуть три стопорных болта на обойме малого синхронизатора дополнительной коробки;

- снять малый синхронизатор со вторичного вала основной коробки;

- отвернуть гайки крепления картера дополнительной коробки к картеру основной коробки передач;

- отсоединить дополнительную коробку от основной коробки передач;

- снять фланец крепления карданного вала, крышку вторичного вала, червяк привода спидометра, шариковый подшипник задней опоры, роликовый подшипник передней опоры, каретку синхронизатора и  извлечь вал вместе с роликовым подшипником задней опоры.

Дальнейшая разборка дополнительной коробки передач сложности не представляет. Валы из картера коробки необходимо вынимать в сборе.

Для разборки основной коробки передач сначала необходимо снять стопорное кольцо подшипника вторичного вала, затем с помощью болтов-съемников снять центрирующее кольцо подшипника вторичного вала. Валы из картера основной коробки передач необходимо вынимать в сборе. После разборки узла коробки детали нужно промыть в керосине или в дизельном топливе и обдуть сжатым воздухом.

Наружным осмотром выявляют трещины, обломы, срывы резьб, выкрашивание и обломы зубьев шестерен, и другие дефекты. Шестерни подлежат замене в случае наличия трещин или обломов зубьев, а также повышенного износа зубьев.

Наиболее быстро изнашиваемым узлом коробки передач является синхронизатор, у которого возможны такие дефекты, как ослабление посадки штифтов муфты на каретке, износ конусных колец, зубьев кареток и шлицевых отверстий.

При ослаблении муфты на каретке синхронизатора негодные штифты высверливают и взамен вставляют новые с обваркой латунью. Место заварки зачищают.

После замены вышедших из строя деталей сборку коробки передач производят в обратном порядке. При установке коробки передач на автомобиль рекомендуется пользоваться подъемниками или специальными подставками во избежание поломки или изгиба ведомых дисков сцепления. После установки коробки передач проводят регулировку ее привода.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить