Колесная передача и ступица задних колес МАЗ

Колесная передача МАЗКолесная передача (рис. 1), представляет собой планетарный редуктор, состоящий из прямозубых цилиндрических шестерен с внешним и внутренним зацеплением. От ведущей шестерни колесной передачи вращение передается на четыре сателлита 14, равномерно расположенных по окружности вокруг ведущей шестерни.

Сателлиты вращаются на осях 10, закрепленных в отверстиях подвижного водила 12, соединенного с помощью болтов со ступицей ведущих колес, в сторону, противоположную направлению вращения ведущей шестерни. Вращаясь на своих осях, сателлиты обкатываются по зубьям внутреннего зацепления ведомой шестерни 15, неподвижно закрепленной посредством ступицы 16 на шлицевом конце цапфы балки моста.

В ведущей шестерне имеется отверстие с эвольвентными шлицами, которые сопрягаются со шлицами внешнего конца полуоси. Осевое перемещение ведущей шестерни на полуоси ограничено пружинным стопорным кольцом. Осевое перемещение полуоси ограничено сухарем 7 и упором полуоси 8. Сателлиты с игольчатыми подшипниками посажены на оси, размещенные в соосных отверстиях водила 12 и зафиксированные в нем от осевого перемещения пружинными стопорными кольцами. На оси сателлита надеты шайбы, исключающие касание шестерен и подшипников осей сателлитов с водилом.

Ведомая шестерня 15 колесной передачи опирается своим зубчатым венцом внутреннего зацепления на зубчатый венец внешнего зацепления ступицы 16 ведомой шестерни, а шлицевым концом эта ступица насаженна на шлицевую часть цапфы балки моста. Такое соединение не допускает вращения ведомой шестерни, осевое же перемещение шестерни ограничено пружинным кольцом, входящим в проточку зубчатого венца ведомой шестерни и упирающимся во внутренний торец зубчатого венца ступицы 16.

На оси сателлита надеты шайбы, исключающие касание шестерен и подшипников осей сателлитов с водилом. Водило с внешней стороны закрыто крышкой 9 и в сопряжении со ступицей колеса уплотнено резиновым кольцом 13.

Смазка шестерен и подшипников колесной передач и осуществляется разбрызгиваемым маслом, которое заливают через отверстие в крышке 9, закрываемое пробкой 5. Нижний край этого отверстия определяет необходимый уровень масла в колесной передаче. Сливное отверстие, закрываемое пробкой 3, выполнено в ступице колеса, так как полости колесной передачи и ступицы колеса сообщаются.

При движении автомобиля масло в полости колесной передачи и ступицах колес перемешивается и поступает к подшипникам шестерен к ступицам колес и зубчатым зацеплениям. Для улучшения подвода смазки к подшипникам осей сателлитов оси выполнены полыми и в них сделаны радиальные отверстия для подвода масла к подшипникам.

Главная передача среднего ведущего моста МАЗ-64227 состоит из центрального редуктора и планетарных колесных передач, размещенных в ступицах колес.

Ремонт колесной передачи и ступицы задних колес

Универсальный съемник для снятия подшипников среднего и заднего мостовРазборку колесной передачи и снятие ступицы задних колес нужно производить в такой последовательности:Снятие наружных колец внутреннего и наружного подшипников ступицы колеса среднего и заднего мостов

- ослабить гайки крепления заднего колеса;

- установить домкрат под одну сторону балки заднего моста и приподнять ступицу с колесами.

- Подставить подставку и убрать домкрат;

- отвернуть гайки крепления задних колес, снять прижимы, наружное колесо, распорное кольцо и внутреннее колесо, предварительно отсоединив кронштейн крепления удлинителя вентиля;

- слить масло из колесной передачи, вывернув пробку, и снять крышку 9 (см. рис. 1);

- отвернуть болты крепления и снять водило 12 колесной передачи в сборе с сателлитами;

- вынуть полуось 6 вместе с ведущей шестерней колесной передачи;

- вынуть поочередно оси 10 сателлитов, поддерживая сателлиты с подшипниками;

- вынуть сателлиты 14 с подшипниками и опорными шайбами из водила;

- отвернуть специальным ключом контргайку 2 подшипников ступицы 16 ведомой шестерни, снять стопорную шайбу 1, отвернуть гайку 33 подшипников и снять ступицу 16 вместе с ведомой шестерней 15 и внутренней обоймой подшипника 18;

- поддерживая за кольцо подшипника 18 ступицу 17, снять ее с тормозными барабаном 29 и диском в сборе.

Если необходимо заменить сальник и подшипник ступицы, то выполнить следующее;

- снять маслоуловитель 25 и крышку 27 сальника, отвернув болты крепления;

- извлечь сальник из крышки и с помощью специальной оправки запрессовать новые сальники в крышку, избегая их повреждения и перекоса;

- снять внутренние кольца наружных подшипников ступицы съемником (см. рис. 2);

- выпрессовать наружные кольца наружного и внутреннего подшипника ступицы с помощью съемника, показанного на рис. 3.

При обнаружении течи по уплотнению кольца 32 (см. рис. 1) или ослабления болтов крепления ступицы необходимо отвернуть болты, при необходимости заменить кольцо и затянуть болты с последующим их стопорением пластинами.

Детали колесной передачи и ступицу промывают и тщательно осматривают. На поверхности зубьев шестерен не допускается выкрашивание цементационного слоя. При наличии трещин и обломов зубьев шестерни подлежат замене.

Установку ступиц и сборку колесной передачи производят в последовательности, обратной разборке.

После установки ступицы натяг подшипников необходимо отрегулировать следующим образом:

проворачивая ступицу, затянуть гайку 33 с приложением момента 40 — 50 кгсм, затем отвернуть ее на 60 — 75˚ и проверить ступицу на вращение. Она должна вращаться свободно, но без люфта;

- после регулировки установить шайбу 1 (см. рис. 1), если штифт гайки не совпадает с отверстием шайбы, отвернуть гайку до совпадения ближайшего отверстия шайбы;

затянуть контргайку 2 с приложением момента 40 — 50 кгсм.

Приспособление для установки полуоси ведущих мостовПолуоси среднего моста устанавливают так, чтобы короткая полуось находилась с правой стороны по ходу автомобиля.

Приспособление для установки полуоси ведущих мостов показана на рис. 4.

Для установки полуоси необходимо:

1. Надеть на стопорное кольцо полуоси гайку приспособления.

2. Вращая рукоятку приспособления, добиться того, чтобы приспособление с полуосью стало как бы одним целым, т. е. получить натяг.

З. Опираясь на шестерню бортовой передачи, используя ее, как точку опоры, а полуось с приспособлением как рычаг, необходимо вторым концом полуоси попасть в зацепление со шлицом шестерни дифференциала ведущего моста.

4. После завершения предыдущей операции осторожно ввести в зацепление бортовые шестерни с шестерней полуоси.

5. Снять приспособление со стопорного кольца и установить полуось на свое место.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить