Коробку передач автомобиля МАЗ-5335 и его модификаций при ремонте разбирают в три этапа: частичная разборка, общая разборка узлов

При частичной разборке выполняют следующие операции

  • - Вывертывают маслосливные пробки, болты крепления крышки заборника 20 (рис. 1) масляного насоса снимают с коробки передач в сборе с магнитом, вынимают с заборника и прокладку крышки заборника.
  • - Отвертывают гайки механизма дистанционного переключения передач к верхней крыше, снимают со шпилек пружинные шайбы, механизм и прокладку механизма дистанционного переключения передач.

Разборка коробки передач МАЗ

  • - Вывертывают болты крепления верхней крышки 13 к картеру 18 коробки передач, снимают с картера верхнюю крышку в сборе со штоком и вилками и прокладку крышки.
  • - Вывертывают болты и снимают крышки люков отбора мощности их прокладки.
  • - Отвертывают гайку крепления фланца 16, предварительно удалив шплинт, снимают тарельчатую шайбу и съемником (рис. 2) снимают фланец 16 (см. рис. 1) крепления карданного вала к ведомому валу коробки передач.

Вывертывают болты крышки 15 заднего подшипника ведомого вала, снимают крышку с сальником и приводом спидометра.

  • - Снимают пружину муфты 1 включения сцепления, отвертываем гайку крепления шланга для смазки подшипника к картеру 4 сцепления, вывертывают шланг в сборе из муфты выключения сцепления и снимают муфту 1 в сборе с подшипником с крышки 3 заднего подшипника ведущего вала.
  • - Вывертывают стяжной болт вилки выключения сцепления, снимают с него пружинную шайбу и, продвигая вал вилки выключения сцепления шлицевым концом вперед, снимают вилку.

Затем выбивают шпонку из паза вала и вынимают вал из отверстия картера 4 сцепления.

При общей разборке выполняют следующие операции

  • - Отвертывают болты крепления крышки 3 заднего подшипника ведущего вала 2, снимают крышку 3 в сборе с сальником и вынимают ведущий вал 2 в сборе из картера 18 коробки передач, применяя при этом съемник.
  • - Продвигают ведомый вал 14 в сборе вперед до выхода заднего подшипника из гнезда, вынимают клешами из кольцевой канавки стопорное кольцо и спрессовывают съемником с ведомого вала задний подшипник и червяк 35 шестерни привода спидометра.

После этого вынимают из картера 18 коробки передач в вал 14 в сборе и снимают со шлицевой поверхности его шестерни первой передачи и заднего хода.

  • - Вывертывают болты крепления масляного насоса 25 к картеру коробки передач, снимают насос 25 в сборе и прокладки.
  • - Вывертывают болты крышки заднего подшипника промежуточного вала 17, снимают прокладку крышки. Удаляют контровочную проволоку, два болта крепления упорной шайбы заднего подшипника промежуточного вала 17 и снимают шайбу.

Вынимают ось 26 блока шестерен заднего хода и блок 27 шестерен с подшипниками. Вынимают из блока 27 шестерен заднего хода роликовые подшипники и распорную втулку.

Продвигают промежуточный вал 17 в сборе до выхода заднего подшипника промежуточного вала из гнезда картера 18 коробки передач, вынимают клещами стопорное кольцо из канавки подшипника, спрессовывают подшипник с вала и вынимают промежуточный вал 17 в сборе с шестернями из картера коробки передач.

  • - Удаляют шплинтовочную проволоку, вывертывают болты крепления картера сцепления 4, снимают с болтов пружинные шайбы и снимают картер сцепления с картера коробки передач 18.

Затем вывертывают из картера коробки передач пробку контроля уровня масла и пробки масляного канала.

Окончательная разборка коробки передач предусматривает полную разборку следующих узлов и механизмов:

  • - ведомый вал и крышка заднего подшипника;
  • - промежуточный и ведущий валы;
  • - механизм дистанционного управления коробкой передач;
  • - верхняя крышка коробки передач;
  • - масляный насос.

При разборке ведомого вала и крышки заднего подшипника выполняют следующие операции.

Устанавливают ведомый вал 14 (см. рис. 1) в сборе с шестернями на подставку резьбовым концом в вертикальное положение.

Вынимают из кольцевой канавки пружинное упорное кольцо, снимают с вала передний подшипник, синхронизатор 5 четвертой и пятой передач и вынимают замковую шпонку упорной шайбой шестерни 8 пятой передачи.

Вставляют стальную выколотку между зубьями внутреннего зацепления шестерни 8 пятой передачи и упорной шайбой и, вращая шестерню, выводят упорную шайбу из зацепления со шлицами ведомого вала.

Снимают шестерню 8 пятой передачи ведомого вала и упорную шайбу шестерни пятой передачи.

Снимают с вала шестерню 9 третьей передачи и синхронизатор 10 второй и третьей передач.

Съемник для разборки КПП

Уперевшись в шестерню 11 второй передачи, спрессовывают на прессе с вала втулку шестерни 8 пятой передачи, втулку шестерни 9 третьей передачи и распорную втулку шестерен второй 11 и третьей 9 передач.

Снимают с ведомого вала шестерню 11 второй передачи, упорную шайбу шестерни второй передачи и выбивают сегментные шпонки из пазов вала.

Удалив шплинтовочную проволоку, вывертывают из крышки 15 заднего подшипника ведомого вала болты крепления сменных шестерен, снимают крышку и прокладку крышки.

Отвертывают колпачок крышки сменных шестерен, снимают прокладку, вынимают валик ведомой цилиндрической шестерни привода спидометра и вынимают из крышки шестерню привода спидометра.

Установив крышку 15 на подставку плоскостью соединения с картером коробки передач выпрессовывают из нее сальник в сборе.

При разборке промежуточного вала выполняют следующее:

  • - снимают с промежуточного вала 17 упорное кольцо переднего подшипника, спрессовывают передний подшипник и снимают упорное кольцо шестерни 24 привода промежуточного вала;
  • - спрессовывают с промежуточного вала поочередно: шестерню 24, шестерню 23 привода отбора мощности, шестерню 22 пятой передачи и шестерню 21 третьей передачи.

В каждом случае спрессовки шестерен производят выбивку шпонок из пазов промежуточного вала;

  • - снимают распорную втулку, спрессовывают шестерню 19 второй передачи и выбивают сегментную шпонку.

При разборке ведущего вала 2 отвертывают кольцевую гайку, вынимают из кольцевой канавки подшипника клещами стопорное кольцо и спрессовывают съемником задний подшипник, а затем из крышки 3 выпрессовывают сальник.

При разборке механизма дистанционного управления коробкой передач выполняют следующие операции.

Закрепив механизм в тисках, вывертывают болты крепления крышки картера 30 механизма, снимают с картера крышку и прокладку.

Отгибают замковую шайбу, вывертывают болт крепления головки штока 28, вынимают шток и головку штока.

Разборка верхней крышки КПП МАЗ

Вывертывают установочный винт, предварительно удалив шплинтовочную проволоку, выдвигают вал 34 из картера 30 механизма, одновременно снимая с него рычаг 6 переключения передач, и выбивают сегментную шпонку из канавки на валике.

Удалив шплинтовочную проволоку, вывертывают установочный винт промежуточного рычага 29 переключения передач, снимают промежуточный рычаг и выбивают из паза валика сегментную шпонку.

Вывертывают из картера маслоналивную и маслосливную пробки.

Вывертывают из картера 30 стопорный винт с шайбой и вынимают из картера втулку, штифт 33 ограничителя и пружину штифта ограничителя.

Из гнезда картера 30 удаляют уплотнительное кольцо штока 2

Удаляют при необходимости выполнения ремонтных работ  технологические заглушки из картера

При разборке верхней крышки коробки передач выполняют следующее:

  • - вывертывают из крышки 13 сапун и маслоналивную пробку 14;
  • - вывертывают стакан 4 пружинного предохранителя включения хода вместе с пружиной;
  • - отвертывают гайку оси 5 поводка 3, снимают пружинную шайбу, выбивают ось 5, снимают с оси поводок и вынимают из картера штифт фиксатора передач;
  • - устанавливают крышку коробки передач вилками переключения передач вверх;
  • - удаляют заглушки 1 штоков, продвигают шток 17 вилки 20 переключения третьей и четвертой передач вперед в крайнее положение;
  • - вывертывают стопорный болт 21, выбивают шток 17 из вилки 20 и вынимают его из гнезда крышки 13;
  • - вывертывают стопорные болты из вилки 15 включения заднего хода и головки 2 штока и выбивают шток 12 из вилки 15, головки 2 и гнезд крышки 13;
  • - вывертывают стопорные болты вилки 16 переключения первой и второй передач и головки 8 штока, предварительно удалив шплинтовочную проволоку, и выбивают шток 8 из вилки 16 и головки
  • - вынимают из крышки 13 штифт и шарики 7 замка штока, предварительно выбив заглушку 18, шарики 9 и пружины 10 фиксаторов штоков вилок переключения передач.