Конструктивные особенности карданной передачи и ремонт карданной передачи МАЗ

Конструктивно карданные передачи всех модификаций автомобилей выполнены по единой схеме и отличаются только количеством карданных валов и их длиной. Небольшие базы автомобилей МАЗ-5335 и их модификаций позволили осуществить однокарданную схему. Ниже приведены основные данные карданных передач.

Основные данные

Длина карданных валов (расстояние между фланцами крепления шарниров) автомобилей, мм:

- МАЗ-5335, МАЗ516Б - 1868

- МАЗ-504В, МАЗ5429, МАЗ-5430, МАЗ-5549 - 1320

Размеры труб карданных валов, мм:

- наружный диаметр - 89±0,32

- толщина стенок – 3,5±0,16

- диаметр шеек крестовин, мм – 33,65-0,015

- Тип игольчатого подшипника крестовины карданного вала ГПЗ-804707К3С10

рКарданная передача МАЗис. 1

У автомобилей МАЗ-5335 МАЗ-516Б карданные валы длиннее чем у других модификаций. Карданные соединения всех карданных передач автомобилей МАЗ полностью унифицированы.

У автомобилей МАЗ-64227 карданная передача состоит из двух карданных валов: привода к среднему и заднему мостам. У МАЗ-54322 один карданный вал к заднему мосту.

Обслуживание карданной передачи заключается в выполнении смазочных работ, а также проверке состояния крепления фланцев карданного вала и крышек игольчатых подшипников.

Возможные неисправности карданной передачи и способы их устранения операциями технического обслуживания и ремонта приведены в таблице.

Смазку карданной передачи производят в строгом соответствии с периодичностью выполнения смазочных операций и применяемой смазки для подшипников, крестовин, шлицевого соединения.

Проверка крепления фланцев карданного вала производится на автомобиле при расторможенном стояночном тормозе. Рычаг переключения коробки передач устанавливают в нейтральное положение. Автомобиль должен быть заторможен упорами, подложенными под колеса.

Если при покачивании фланцев-вилок карданной передачи будет обнаружено ослабление крепления фланцев вторичного вала коробки передач или ведущей шестерни редуктора заднего моста, необходимо отсоединить соответствующий конец карданного вала, расшплинтовать гайку крепления фланца, а затем подтянуть ее до отказа и зашплинтовать.

Все болты крепления фланцев карданного вала должны быть также тщательно затянуты моментом 44— 56 Нм (4,4—5,6 кгс.м). При отсутствии динамометрического ключа затягивать их нужно до отказа. Замена болтов крепления фланцев, установленных при заводской сборке, термически не обработанными болтами не допускается.

Зазоры между крестовиной 10 и игольчатыми подшипниками 13 (см. рис. 1) устраняют подтяжкой болтов, крепящих подшипники.

Номинальный и ремонтные размеры опорной поверхности

под шестерню полуоси

у чашки коробки дифференциала (таблица 1)

Размер

Расстояние от осей отверстий

под шипы крестовины

до опорной поверхности

под шестерню полуоси, мм

Толщина

опорной шайбы,

мм

Номинальный

1-й ремонтный

2-й в

3-й .

46,5+0,1

46,7+0,1

46,9+0,1

47,1+0,1

1,5-0,1

1,7-0,1

1.9-0,1

2,1-0,1

Неисправности возникшие во время эксплуатации и метод устранения

Причина неисправности

Метод устранения

Повышенный шум, отчетливо слышен при движении накатом

Отсутствие смазки в шлицевом соединении

Смажьте шлицевое соединение

Ослабление затяжки болтов крепления вилки с фланцем

Затяните болты

Износ деталей шлицевого соединения

Замените карданный вал

Износ подшипника промежуточной опоры

Замените подшипник

Вибрация карданной передачи

Погнутость или скручивание трубы карданного вала

Замените карданный вал

Неправильное соединение скользящей вилки

с шлицевым концом вала

Установите шлицевой конец вала в скользящую вилку, совместив стрелки

Повышенный износ деталей шарнира

Замените крестовину

Отрыв балансировочных пластин

Замените вал или отбалансируйте