Применение загрязненных сортов масла не допускается.

Не допускается включать передачу в основной коробке, пока не включится выбранный диапазон демультипликатора, то есть пока не загорится контрольная лампа при включении медленного диапазона или пока не погаснет при включении быстрого диапазона

Время переключения демультипликатора 0,5—1,0 сек.

При движении автомобиля категорически запрещается включать первую передачу в основной коробке передач при включенном быстром диапазоне демультипликатора.

Первую передачу и передачу заднего хода включать только после полной остановки автомобиля и при включенном медленном диапазоне в демультипликаторе.

Не допускается включать медленный диапазон демультипликатора при скорости автомобиля выше минимальной скорости, указанной в таблице 1.

Эксплуатация коробки передач МАЗ

Не допускается переключать передачи во время движения автомобиля при включенном отборе мощности.

Не допускается увеличение числа оборотов двигателя при торможении автомобиля двигателем, сверх максимальных оборотов холостого хода.

Максимальная температура масла в коробке передач 120˚С. Допускается кратковременная работа (в течение не более 2-х часов) при температуре масла до 145˚С.

Подготовка коробки передач к работе

Перед эксплуатацией необходимо проверить подключение систем управления коробкой передач к соответствующим системам автомобиля;

  • — пневмосистемы управления демультипликатором к пневмокрану механизма переключения передач, расположенному в рычаге переключения передач, и редукционного клапана к пневмосистеме автомобиля;
  • — питания автоматической системы блокировки электронно-пневматического типа (АСБП) к электросхеме автомобиля;
  • — питания контрольной лампы включения медленной передачи в демультипликаторе и лампы включения передачи заднего хода к электросистеме автомобиля;
  • — рычага валика переключения передач к приводу управления коробкой передач.

Проверить уровень масла в коробке передач, для чего вывернуть из заливного отверстия, расположенного на правой стороне картера коробки передач, пробку с указателем уровня, а затем вставить пробку с указателем в отверстие до упора в резьбу.

Уровень масла должен быть по верхней метке на указателе. После проверки уровня масла завернуть пробку в отверстие.

Проверить работу АСБП, для чего сначала убедиться, что при включенной медленной передаче в демультипликаторе контрольная лампа горит, а при переключении на быструю передачу — гаснет.

Переключение передач в демультипликаторе производить переключателем диапазонов, расположенным на рукоятке рычага переключения передач, при давлении воздуха в пневмосистеме автомобиля не менее 450—490 кПа (4,5—4,9 кгс/см²).

Разогнать автомобиль до скорости на 5—10 км/ч выше максимальной скорости, указанной в таблице 1.

Максимальную скорость по таблице определить для каждого автомобиля в зависимости от передаточного числа заднего моста и установленных на автомобиле модели шин.

Выжать сцепление, выключить передачу в основной коробке передач, включить медленную передачу в демультипликаторе и следить за контрольной лампой и скоростью автомобиля.

Если переключение происходит сразу (загорится контрольная лампа) после включения медленной передачи в демультипликаторе при скорости выше максимальной скорости, указанной в таблице 1, — АСБП неисправно.

В этом случае необходимо, не отпуская педаль сцепления, снизить скорость на 5 км/ч ниже минимальной, указанной в таблице 1, после чего производить переключение.

Если включение медленной передачи в демультипликаторе происходит при скорости автомобиля ниже минимальной, указанной в таблице 1. — АСБП исправно.

Проверку работы пневмоблокировки включения первой передачи и заднего хода в основной коробке передач производить в следующей последовательности;

  • — установить рычаг переключения передач в нейтральное положение;
  • — включить медленную передачу в демультипликаторе и убедиться, что усилие на головке рычага переключения передач при перемещении его в сторону включения первой передачи и заднего хода составляет 5—10 кг;
  • — включить быструю передачу в демультипликаторе и проверить усилие на головке рычага переключения передач при перемещении его в сторону включения первой передачи и заднего хода; усилие должно быть в 4—5 раз больше по сравнению с включением на медленной передаче в демультипликаторе.

Техническое обслуживание

Работы по техническому обслуживанию являются обязательными и должны выполняться строго в установленные сроки.

Техническое обслуживание коробки передач по периодичности и выполняемым работам подразделяется на следующие виды:

  • - ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
  • — техническое обслуживание после обкатки автомобиля (1000 км пробега);
  • — первое техническое обслуживание (ТО-1);
  • — второе техническое обслуживание (ТО-2).

Периодичность техобслуживания коробки передач (ТО- 1 и ТО—2) соответствует периодичности техобслуживания автомобиля, на котором она установлена.

При техническом обслуживании необходимо обеспечить условия, исключающие попадание пыли и грязи внутрь узлов коробки передач.

Ежедневное техобслуживание

Проверить внешним осмотром, нот ли подтекания масла из коробки передач. Проверить герметичность пневмосистемы управления демультипликатором.

Места утечки воздуха определяются на слух. Поочередно перемещая переключатель диапазонов в верхнее и нижнее положение, прослушать воздухопроводы при нейтральном положении рычага в основной коробке и при любой включенной передаче.

При обнаружении утечек масла или воздуха выявить причину и устранить неисправность.

Техобслуживание после обкатки автомобиля

После обкатки автомобиля слить масло из картера коробки передач, очистить магнит сливной пробки от металлических частиц, крышку, установленную снизу на нижнем картере, очистить от продуктов износа.

Масло из коробки сливать сразу после работы в горячем состоянии.

После слива масла промыть картер коробки жидким индустриальным маслом, например, И—12А или И—20А по гост 20799-88.

Запрещается промывать коробку передач дизельным топливом или керосином. Свежее масло залить до верхней метки на указателе уровня.

Первое техобслуживание (ТО-1)

Проверить уровень масла и при необходимости долить.

Заменить масло в коробке передач с выполнением операций технического обслуживания после обкатки автомобиля.

Очистить и смазать смазкой Литол-24  золотник, поршень, внутренние поверхности цилиндров воздухораспределителя, манжеты поршня и внутренние поверхности цилиндра переключения демультипликатора.

Проверить работу АСБП.

Проверить давление воздуха на выходе из редукционного клапана, которое должно быть в пределах 450—500 кПа (4,5—5кгс/см²).

Проверить герметичность пневмосистемы управления демультипликатором, обнаруженные утечки воздуха устранить подтягиванием болтов или заменой уплотнительных шайб.

Трансмиссионные масла, разрешенные для применения в коробке передач, и рекомендуемые классы вязкости трансмиссионных масел в зависимости от температуры окружающего воздуха, °С, приведены в таблице 2.

Эксплуатация коробки передач МАЗ

  • 1. При температуре окружающего воздуха ниже минус 20˚с, допускается применять смесь разрешенного для применения трансмиссионного масла (85 %) с дизельным топливом марки «А» или «З» (15 %).
  • 2. Масло МТ-16П гост 6360-83 допускается для применения в коробке передач с сокращенным вдвое сроком замены.
  • 3. Разрешается применение импортных трансмиссионных масел с уровнем эксплуатационных свойств по API не менее GL-4, класса вязкости по таблице 2.

Возможные неисправности коробки передач

Причины

Способ устранения

  • Затруднено включение передач в основной коробке передач. Включение первой передачи и заднего хода происходит со скрежетом

- Неполное выключение сцепления (сцепление ведет)

Отрегулировать свободный ход педали сцепления или заменить поврежденные детали

  • Затруднено включение второй, третьей, четвертой и пятой передач. Включение происходит со скрежетом

- Износ конусных колец синхронизаторов

Заменить синхронизатор

  • Не включаются передачи в основной коробке

- Износ зубчатых венцов каретки синхронизатора, зубчатых муфт, установленных на шестернях 2-й, 3-й, 4-й и 5-й передач, зубчатой муфты включения первой передачи и заднего хода или зубчатых венцов шестерен первой передачи и заднего хода

Заменить неисправные детали

- Износ деталей или разрегулировка дистанционного привода переключения передач

Заменить неисправные детали; отрегулировать дистанционный привод переключения передач

  • Включение передач в демультипликаторе происходит с ударом и скрежетом

- Повышенное давление в пневмосистеме управления демультипликатором

Отрегулировать редукционный клапан

  • - Износ конусных колец в синхронизаторе
  • - Износ блокирующих фасок пальцев и каретки синхронизатора

Заменить синхронизатор

  • Невыключение или замедленное включение передач в демультипликаторе при нейтральном положении рычага переключения основной коробки.
  • Лампа сигнализатора долго не гаснет при включении быстрого диапазона и долго не загорается при включении медленного диапазона.
  • Воздух выходит через салун воздухораспределителя

- Износ резины впускного клапана

Заменить клапан

- Износ уплотнительного кольца стержня клапана

Заменить уплотнительное кольцо

- Неравномерное прилегание впускного клапана к буртику корпуса

Заменить уплотнительное кольцо

- Заедание впускного клапана в отжатом положении

Заменить неисправные детали

- Затвердевание уплотнительного кольца кольцо корпуса впускного клапана

Промыть, продуть и смазать стержни клапана и отверстие крышки. При необходимости стержень заполировать

- Износ или затвердевание уплотнительных колец штока поршня силового цилиндра

Заменить уплотнительные кольца

- Воздух выходит через сапун коробки передач при включенной медленной передаче в демультипликаторе

Заменить уплотнительное кольцо

- Износ или затвердевание уплотнительного кольца поршня воздухораспределителя

Заменить уплотнительные кольца

- Износ или затвердевание уплотнительных колец золотника воздухораспределителя

Заменить манжету

- Низкое давление в пневмосистеме коробки передач

Заменить манжету

- Износ или затвердевание манжеты поршня силового цилиндра

Заменить диафрагму

- Разрыв диафрагмы впускного клапана воздухораспределителя

Заменить диафрагму

- Воздух выходит через сапун коробки передач.

Прочистить или заменить сапун

- Разрыв диафрагмы блокировочного устройства первой передачи и заднего хода

Заменить неисправные детали

- Воздух выходит через сапун коробки передач при включенной быстрой передаче в демультипликаторе

Прочистить или заменить сапун

  • Самовыключение передач на ходу автомобиля

- Неполное включение передачи из-за износа сухарей вилок, из-за разрегулировки дистанционного привода управления

Подтянуть крепления, заменить изношенные детали, отрегулировать привод управления.

- Износ зубчатых муфт шестерен и кареток синхронизаторов в связи с неполным включением  

Заменить изношенные детали

  • Повышенный шум при работе коробки передач

- Ослабление затяжки болтов крепления картера сцепления к картеру маховика

Подтянуть болты

- Износ зубьев шестерен

Заменить шестерни

- Износ подшипников валов или шестерен

Заменить подшипники

- Недостаточно масла в коробке передач

Долить масло до верхней метки на указателе уровня масла

  • Течь масла из коробки передач

- Износ или потеря эластических манжет

Заменить манжеты

- Повышенное давление в картере

Промыть сапун

- Нарушение герметичности по уплотнительным поверхностям 

Подтянуть крепежные детали

  • Включение медленного диапазона при скоростях автомобиля, превышающих рекомендуемые

- Размыкание контактов электроцепи

Восстановить контакт

- Обрыв проводов системы АСБП

Заменить провод

- Неисправно реле блокировки АСБП

Заменить реле 6312.3747

- Неисправен датчик скорости

Заменить датчик скорости 1101.3843

- Неисправен клапан блокировки

Заменить неисправные детали

new

Для снятия дисков сцепления выполните операции с 1 по 5 раздела " Замена выжимного подшипника УАЗ-3151 "

Система охлаждения двигателя – жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости центробежным насосом