Обслуживание и ремонт двухдискового сцепления ЯМЗ-238 МАЗ

Сцепление модели ЯМЗ-238 двухдисковое, сухое, фрикционного типа, с периферийным расположением цилиндрических пружин.

Кожух 16 (рис. 1) сцепления, штампованный из листовой стали, с нажимным диском 19 в сборе устанавливается на маховике 20 двигателя, а ведомые диски 21 — на шлицевой части первичного вала коробки передач.

Передний и задний ведомые диски устанавливаются в определенном положении, как показано на рисунке.

Сцепление ЯМЗ-238Рис. 1

Ведомые диски сцепления зажимаются постоянным усилием цилиндрических нажимных пружин 17 между маховиком двигателя, средним и нажимным дисками.

Под пружины со стороны нажимного диска подложены термоизолирующие прокладки 18. Нажимной и средний ведущие диски связаны с маховиком четырьмя шинами, находящимися на наружной поверхности дисков. В зажатом состоянии ведомые диски передают крутящий момент двигателя на первичный вал коробки передач.

Выключение сцепления производится муфтой 11.

Муфта с подшипником, перемещаясь в сторону двигателя, отводит нажимной диск от ведомого диска, передавая усилие через четыре жестких оттяжных рычага 5. Рабочий ход муфты выключения сцепления, с учетом свободного хода, должен быть не менее 18,2 мм (размер «D»). Величина свободного хода регулируется механизмом выключения сцепления. Упорное кольцо оттяжных рычагов перемещается в сторону коробки передач на 27 мм за счет допустимого износа фрикционных накладок.

Гарантированные зазоры между ведомыми дисками и поверхностями трения маховика, среднего ведущего и нажимного дисков при выключении сцепленiвi по мере износа накладок обеспечиваются механизмом автоматической регулировки отхода среднего диска, который состоит из штоков 1, закрепленных в каждом из четырех шипов среднего ведущего диска, разрезных колец 2, для перемещения по штоку которых необходимо определенное усилие, упорных планок 4, которые крепятся с кожухом сцепления болтами к маховику, и тарельчатых пружин 3, установленных на штоке между кольцом 2 и планкой 4.

При выключении сцепления нажимной диск 19 отходит назад не менее чем на 2 мм, и освобождает задний ведомый диск 21. Средний ведущий диск 22 под действием пружины 23 так же отходит назад, до упора кольца 2 в планку 4 через тарельчатую пружину, на величину 1,2+0,1 мм, освобождая передний ведомый диск.

По мере износа фрикционных накладок сцепления средний ведущий диск под действием нажимных пружин нажимного диска перемещается к маховику, кольца 2 при этом упираются в кожух сцепления, перемещаясь по штокам 1 и сохраняя размер между кольцами и тарельчатыми пружинами. При износе накладок ведомых дисков торец муфты выключения сцепления упрется в торец крышки подшипника первичного вала коробки передач; в этом случае изношенные накладки ведомых дисков заменить новыми.

Установка сцепления на двигатель

Установка сцепления на двигатель производится в следующем порядке:

1. установить передний ведомый диск;

2. установить средний ведущий диск со штоками;

З. установить задний ведомый диск;

Могут устанавливаться ведомые диски сцепления: передний 238-1601130-Б, задний 238-160113 1 (не взаимозаменяемые); или два диска 238-1601 130-Г2 (взаимозаменяемые). Два диска 238-1601130-Г2 можно установить взамен дисков переднего 238-1601130-Б и заднего 238-160113 1. И наоборот. Торец удлиненной части ступицы диска 238-1601130-Г2 имеет маркировку 238- 1601130-Г2. При их установке следует выполнять следующие условия: диск к маховику - маркированной стороной ступицы к двигателю; диск к нажимному диску - маркированной стороной ступицы к коробке передач.

4. установить нажимной диск с кожухом в сборе, закрепив его на маховике при помощи восьми коротких болтов;

5. надеть разрезные кольца 2 на штоки 1 до упора в кожух сцепления;

6. надеть четыре. тарельчатые пружины выпуклой стороной к разрезным кольцам:

7. установить четыре упорных планки и закрепить их с кожухом к маховику при помощи восьми длинных болтов.

После установки сцепления на маховик убедитесь в том, что кольца на штоках стоят с упором в кожух, обеспечивая зазор 1,2+0,1 мм между кольцами и тарельчатыми пружинами при включенном сцеплении.

Провести регулировку свободного хода муфты выключения сцепления.

Внимание! Отсутствие свободного хода муфты выключения сцепления приведет к выходу из строя нажимного подшипника и пробуксовке дисков.

После регулировок проверить сцепление на отсутствие «ведения». Эту проверку проводить на работающем двигателе при включенной первой передаче и выключенном сцеплении.