Снятие и разборку тормозного крана (рис. 1) производите в следующем порядке:

  • - снимите оттяжную пружину педали тормоза и отсоедините тягу педали тормоза от рычага;
  • - отсоедините от тормозного крана все трубопроводы;
  • - отсоедините болты крепления кронштейна тормозного крана и снимите тормозной кран;

Тормозной кран МАЗ

  • - отверните болты и снимите опорную плиту 32 вместе с корпусом 7 рычага и рычагом 1, выньте толкатель 6;
  • - выньте верхний поршень 30 с уравновешивающим элементом в сборе;
  • - выньте пружину 12;
  • - отверните болты и разъедините верхний корпус 33 и нижний корпус 25;
  • - выньте большой поршень 28 и малый поршень 15 в сборе, затем выньте малый поршень из большого, выньте пружину 26;
  • - снимите стопорное кольцо 22 и выньте уплотнение, опорное кольцо, пружину 24 и корпус с клапаном 17 нижней секции;
  • - снимите стопорное кольцо и выньте выпускное окно, опорное кольцо и клапан верхней секции в сборе;
  • - снимите рычаг 1 тормозного крана, для чего выньте ось;
  • - при установке верхнего поршня замерьте расстояние «С» (рис. 2), выступание хвостовика малого поршня над клапаном. С помощью регулировочного винта на верхнем поршне установите расстояние d = С+0,8 мм

Установка верхнего поршня

  • - установите верхний поршень 30 (см. рис. 1);
  • - соберите кран с опорной плитой и рычагом;
  • - наденьте защитный чехол.

После сборки работу тормозного крана необходимо проверить на стенде при давлении воздуха в системе 687 кПа. Схема для проведения испытаний показана на рис. 3.

Схема испытания тормозного крана

Порядок проверки следующий:

  • — подсоедините трубопроводы к выводам 11* и 12*. Несколько раз нажмите на рычаг до упора (ход S, min = 31,2 мм).

Проходимость воздуха через выводы должна быть хорошей.

При отпущенном рычаге проверьте выводы 21*, 22* и 3* на герметичность при помощи мыльной эмульсии;

подключите выводы 21, 22 к баллонам. При плавном нажатии на рычаг первый контур должен срабатывать после хода рычага (5,7+1,5) мм, что соответствует ходу толкателя (2,3+0,6) мм.

Первоначальный скачок давления в первом контуре не должен превышать 20 кПа;

при достижении давления в первом контуре 50 кПа давление во втором контуре должно быть не менее 245 кПа.

Опережение давления в первом контуре по отношению к давлению во втором контуре может сохраняться по всему диапазону давления, но не превышать 25 кПа.

Первоначальный скачок давления во втором контуре не должен превышать 20 кПа;

  • - ход рычага до давления 294 кПа в первом контуре должен быть (17,2d: 1,7) мм, что соответствует ходу толкателя (6,9±0,7) мм;
  • - ход рычага до давления 687 кПа в первом и втором контурах должен быть (24±2,4) мм, что соответствует ходу толкателя (9,6±1) мм;
  • - общий ход рычага до упора должен составлять (34,6±3,5) мм, что соответствует ходу толкателя (13,9+1,4) мм;
  • - при плавном нажатии на рычаг, после начального скачка, в каждом контуре давление должно плавно повышаться, а при отпускании плавно снижаться. Ступенчатость снижения давления не должна превышать 294 кПа;
  • — при выходе из строя первого или второго контура оставшийся контур должен оставаться полностью работоспособным;
  • — проверьте кран на герметичность в положении впуска.

Установка крана на автомобиль производится в последовательности, обратной снятию. Возможна установка тормозного крана (рис. 4).

Кран тормозной модификации №2

Снятие и разборку тормозного крана (рис. 4) производите в следующем порядке:

кран тормозной

  • — поднимите кабину автомобиля;
  • — отсоедините от тормозного крана все трубопроводы;
  • - отверните болты 27 и снимите тормозной кран, не допуская выпадения толкателя 1;
  • - выньте верхний поршень 25 с упругим элементом 26 в сборе;
  • - выньте пружину 7;
  • - отверните болты и разъедините верхний корпус 28 и нижний корпус 20;
  • - выньте пружину 21, большой поршень 23 в сборе с малым поршнем 10, а затем выньте малый поршень из большого;
  • - снимите стопорное кольцо 17 и выньте корпус атмосферного вывода 18 с уплотнительными кольцами, опорное кольцо 14, пружину 19 и клапан нижней секции 12;
  • - снимите стопорное кольцо и выньте уплотнение, опорное кольцо 9, пружину 8 и клапан верхней секции 24.

Сборку крана производите в порядке, обратном разборке.

Перед установкой верхнего поршня замерьте расстояние «С» (рис. 2) — выступание хвостовика малого поршня над клапаном.

С помощью регулировочного винта на верхнем поршне установите расстояние d = c + 0,8 мм и зафиксируйте регулировочный винт.

После сборки необходимо проверить работу тормозного крана на стенде при давлении воздуха в системе 0,7 МПа (7,0 кгс/см2).

Схема испытания тормозного крана

Схема для проведения испытаний представлена на рис. 5.

Порядок проверки следующий:

  • — подсоедините трубопроводы, заглушите неиспользуемые выводы. Трижды нажмите на толкатель до упора.

При отпущенном толкателе проверьте выводы 21,22 и 23 на герметичность при помощи мыльной эмульсии;

  • - подключите выводы 21 и 22 к баллонам и плавно нажимайте на толкатель.

Первый контур (верхний) должен срабатывать после хода толкателя 1,9—3,0 мм. Первоначальный скачок давления не должен превышать 0,02 МПа (0,2 кгс/см2);

  • - при достижении в выводе 21 давления 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) давление в выводе 22 должно быть не менее 0,025 МПа (0,25 кгс/см2).

Опережение давления в выводе 21 по отношению к давлению в выводе 22 может сохраняться по всему диапазону давлений, но не превышать 0,025 МПа (0,25 кгс/см2).

Первоначальный скачок давления в выводе 22 не должен превышать 0,02 МПа (0,2 кгс/см2).

  • при достижении в выводе 21 давления 0,3 МПа (3,0 кгс/см2) ход толкателя должен быть (5,8—8,0) мм;
  • при достижении в выводе 21 давления 0,75 МПа (7,5 кгс/см2) ход толкателя должен быть (8,4—10,8) мм;

общий ход толкателя до упора должен составлять (12,5—15,7) мм;

  • — при плавном нажатии на толкатель, после начального скачка, в каждом контуре давление должно плавно повышаться, а при отпускании плавно понижаться;
  • — проверьте герметичность крана при нажатом до упора толкателе;
  • — проверьте герметичность при нажатом до упора толкателе первого контура при отсутствии давления во втором контуре, а затем герметичность второго контура при отсутствии давления в первом.

Установка крана в обратной последовательности.