Автомобили оборудованы рабочей, стояночной, запасной и вспомогательной тормозными системами, а также приборами для подключения тормозной системы полуприцепа с двухпроводным пневматическим приводом и выводами для питания других потребителей сжатым воздухом

Рабочая тормозная система воздействует на тормозные механизмы всех колес автомобиля.

Привод механизмов пневматический с раздельным торможением передних и задних колес.

В приводе тормозных механизмов могут быть установлены электропневматические модуляторы давления антиблокировочной системы (АБС) тормозов.

Стояночная и запасная тормозные системы воздействуют на тормозные механизмы среднего и заднего мостов,

которые приводятся в действие с помощью тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами (рис. 1, 2). Управление осуществляется с помощью крана в кабине водителя.

Тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором: 1, 7 - пружины; 2 - диск; 3 - диафрагма; 4 - толкатель; 5 - цилиндр; 6 - поршень; 8 - болт; 9 - подпятник; 10 - шток

Стояночная тормозная система выполняет также функции запасной.

Она предназначена для торможения автомобиля в случае полного или частичного отказа рабочей тормозной системы.

Тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором: 1, 7, 11 - пружины; 2, 5 - диафрагма; 3 - диск; 4 - шток; 6 - цилиндр; 8 - шарики; 9 - втулка фиксирующая; 10 - сапун; 12 - толкатель

При включении стояночной тормозной системы рукоятка крана управления устанавливается (поворотом) в крайнее фиксированное положение.

Сжатый воздух, сжимающий силовые пружины энергоаккумуляторов, выходит в атмосферу, и пружина приводит в действие тормозные механизмы.

При включении запасной тормозной системы рукоятка крана управления стояночным тормозом удерживается в любом промежуточном нефиксированном положении.

Стояночный тормоз: 1 - кронштейн; 2 - ось штанги; 3 - штанга; 4 - ось колодок; 5 - ось рычага колодок; 6, 13, 15 - пружины; 7 - рычаг разжима колодок; 8 - серьга; 9 - приводной рычаг; 10 - гайка; 11 - суппорт; 12 - винт регулировочный; 14 - заглушка; 16, 22 - тормозные колодки; 17 - рычаг промежуточный; 18 - валик; 19 - стержень; 20 - корпус регулировочного устройства; 21 - гайка-звездочка

С увеличением угла поворота рукоятки интенсивность торможения увеличивается за счет снижения давления воздуха, сжимающего пружины энергоаккумуляторов.

Стояночная тормозная система автомобилей МАЗ-631705, 631708, 642505, 642508, 533605 может быть выполнена в двух вариантах:

1) Стояночная тормозная система воздействует на тормозные механизмы среднего и заднего мостов, которые приводятся в действие с помощью тормозных камер с пружинными энергоаккумуляторами.

Управление осуществляется с помощью крана в кабине водителя.

Эта же система выполняет функции запасной. Она предназначена для торможения автомобиля в случае полного или частичного отказа рабочей тормозной системы.

При включении запасной тормозной системы рукоятка крана управления стояночным тормозом удерживается водителем в любом промежуточном нефиксированном положении.

С увеличением угла поворота рукоятки интенсивность торможения увеличивается.

2) Стояночная система состоит из двух независимых систем: основной, действующей через трансмиссию на колеса среднего и заднего мостов автомобиля, и дополнительной, действующей на колеса заднего мост и управляющей тормозами прицепа.

Привод стояночного тормоза: 1 - рычаг; 2 - трос; 3 - канат; 4 - муфта; 5 - гайка; 6 - тяга; 7 - пружина-компенсатор; 8 - приводной рычаг; 9 - оттяжная пружина

Основная стояночная тормозная система включает в себя барабанный тормоз (рис. 3), установленный на выходном валу раздаточной коробки в приводе среднего и заднего мостов, и механический, многоходовой с ручным управлением тормозной привод (рис. 4).

Дополнительная стояночная тормозная систем включает в себя рабочие тормоза заднего моста автомобиля, контур привода тормозов прицепа и тормозов заднего моста автомобиля и кран с ручным управлением.

Кран имеет следящее действие по углу поворота рукоятки, что позволяет регулировать интенсивность торможения при использовании данной тормозной системы в качестве запасной.

Дополнительная стояночная тормозная система используется для кратковременного торможения автопоезда совместно с основной тормозной системой на дорогах с уклоном более 12 %.

Вспомогательная тормозная система воздействует на трансмиссию автомобиля путем создания противодавления в системе выпуска газов с помощью дроссельной заслонки с пневматическим приводом.

Она предназначена для притормаживания автомобиля на затяжных спусках горных дорог. При повороте заслонки одновременно отключается подача топлива.

При торможении автомобиля-тягача рабочей или стояночной (запасной) системами происходит одновременное торможение полуприцепа.

Схемы пневматического привода тормозов приведены в статье - "Схемы пневмопривода тормозов"

Работа механизмов описана в статье - "Как работают механизмы тормозов"

Возможные неисправности тормозов

Воздушные баллоны пневмосистемы не заполняются или заполняются медленно (регулятор давления не срабатывает):

  • Пневмосистема имеет значительную утечку сжатого воздуха. Повреждены шланги и трубопроводы. недостаточная затяжка мест соединений, трубопроводов, шлангов, соединений и переходной арматуры - Замените шланги и трубопроводы. Подтяните места соединений. Неисправные детали соединений и уплотнений замените
  • Недостаточная затяжка корпусных деталей аппаратов. Корпусные детали аппаратов негерметичны из-за некачественного литья - Подтяните крепление корпусных деталей. Замените аппарат
  • Неисправен аппарат. Утечка происходит через атмосферный вывод аппарата - Замените аппарат
  • Негерметичен воздушный баллон - Замените баллон
  • Замерз или засорен осушительный патрон осушителя воздуха - Проверьте выход воздуха из вывода 21. При неисправности отогрейте патрон горячей водой
  • Постоянный выпуск воздуха через выпускное окно осушителя сжатого воздуха (в зимнее время) - См. описание осушителя

Воздушные баллоны пневмосистемы не заполняются (регулятор давления срабатывает):

  • Неправильно отрегулирован регулятор давления - Отрегулируйте регулятор давления регулировочным винтом, при необходимости замените регулятор давления
  • Наличие изломов и смятии трубопроводов - Замените трубопровод
  • Наличие транспортной заглушки или инородных тел в трубопроводе - Удалите заглушку и посторонние предметы, продуйте трубопровод сжатым воздухом
  • Неправильно отрегулирован 4-х контурный защитный клапан - Проверьте и при необходимости отрегулируйте или замените

Давление в баллонах контуров большое или маленькое при работающем регуляторе давления:

  • Неисправен манометр - Замените
  • Не отрегулирован регулятор давления - Отрегулируйте регулятор регулировочным винтом. Если не регулируется замените регулятор
  • Неправильно отрегулирован 4-х контурный клапан - Отрегулируйте или замените

Неэффективное торможение или отсутствие торможения автомобиля рабочим тормозом при полностью нажатой тормозной педали:

  • Неисправен тормозной кран - Замените тормозной кран
  • Загрязнение полости под резиновым чехлом рычага привода двухсекционного тормозного крана - Очистите от грязи полости под резиновым чехлом. При необходимости замените чехол
  • Наличие значительной утечки сжатого воздуха в магистралях I и II контуров после тормозного крана - Замените шланги и трубопроводы. Подтяните места соединений.
  • Не отрегулирован привод тормозного крана - Отрегулируйте привод
  • Неправильная установка привода регулятора тормозных сил - Отрегулируйте установку регулятора тормозных сил или замените регулятор тормозных сил
  • Ход штоков тормозных камер превышает установленную величину - Отрегулируйте ход штоков, Замените регулировочный рычаг (с автоматической регулировкой)
  • Износ тормозных колодок - Проверьте толщину тормозных накладок и при необходимости замените колодки

При установке рукоятки крана стояночного тормоза в отторможенное положение начинается утечка воздуха из тормозного крана или ускорительного клапана:

  • Разрыв диафрагмы колец в клапане управления тормозами прицепа - Воздух не должен попадать в вывод 42 клапана прицепа. Замените изношенные детали и клапан управления тормозами прицепа
  • Нарушено уплотнение между полостью энергоаккумулятора и рабочей камерой - Определите поврежденную камеру и замените

Неэффективное торможение или отсутствие торможения автомобиля стояночным или запасным тормозами:

  • Неисправен ускорительный клапан, кран стояночного тормоза - Замените тормозной аппарат
  • Засорены трубопроводы или шланги контура питания крана с ручным управлением - Очистите трубопроводы и продуйте их сжатым воздухом. При необходимости замените на исправные
  • Неисправны пружинные энергоаккумуляторы - Замените тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами
  • Ходы штоков тормозных камер превышают установленную величину - Отрегулируйте ход штоков

При установке рукоятки крана стояночного тормоза в отторможенное положение автомобиль не растормаживается:

  • Утечка воздуха из трубопроводов контура питания крана с ручным управлением из атмосферного вывода ускорительного клапана - Устраните место утечки способами, указанными в п.1
  • Вышел из строя упорный подшипник пружинного энергоаккумулятора - Замените тормозную камеру с пружинным энергоаккумуляторов
  • Неисправен кран стояночного тормоза - Определите, поступает ли воздух в вывод 4 ускорительного клапана стояночной системы. Замените кран
  • Неисправен ускорительный клапан - Замените клапан
  • Утечка воздуха из пружинного энергоаккумулятора - Замените тормозную камеру с пружинным энергоаккумулятором

При движении автомобиля происходит подтормаживание задней тележки без приведения в действие тормозной педали и крана стояночного тормоза:

  • Неисправен тормозной кран. Неправильно отрегулирован привод тормозного крана - См. регулировку привода тормозного крана
  • Нарушено уплотнение между полостью пружинного энергоаккумулятора и рабочей камерой - Замените тормозную камеру с пружинным энергоаккумулятором
  • Недостаточное давление в контуре стояночного тормоза - Проверьте давление в контуре. Проверьте 4-контурный клапан

Неэффективное торможение прицепа (полуприцепа) или отсутствие торможения при нажатой тормозной педали или включенном запасном тормозе:

  • Утечка сжатого воздуха - Устраните способами, указанными в п. 1
  • Неисправны аппараты привода клапана управления тормозами прицепа по двухпроводному приводу, соединительные головки - Замените неисправные детали
  • Неисправны тормозные аппараты прицепа или тормозные механизмы прицепа - Проверьте наличие и уровень давления в соединительных головках тягача. Проверьте состояние тормозной аппаратуры прицепа

Отсутствует торможение автопоезда при включении вспомогательного тормоза:

  • Неисправен кран пневматический включения вспомогательного тормоза. - Замените кран
  • Неисправен пневмоцилиндр привода заслонки вспомогательного тормоза. Неисправен цилиндр выключения подачи топлива механизма заслонок. Утечка сжатого воздуха
  • Засорены трубопроводы - Замените неисправные цилиндры. При необходимости снимите узлы вспомогательного тормоза, очистите от нагара, промойте и просушите
  • Устраните утечку способами, указанными в пункте 1. Трубопроводы снимите и продуйте сжатым воздухом
  • При нажатии на тормозную педаль или при включении стояночного тормоза фонари стоп-сигнала не загораются
  • Неисправен датчик включения стоп-сигнала или аппараты пневмопривода - Замените датчик или аппараты

Наличие значительного количества масла в пневмосистеме:

  • Износ поршневых колец цилиндров - Замените компрессор