Ремонт рулевого механизма автомобиля МАЗ

Снятие рулевого механизма с автомобиля.

 Снятие сошки рулевого управления МАЗаДля снятия рулевого механизма с автомобиля выполните следующее:

— установите передние колеса прямо;

— отсоедините вилку карданного вала рулевой колонки от входного вала, для чего выверните стяжной болт;

— расшплинтуйте и отверните гайку крепления сошки на валу и снимите сошку с вала с помощью специального съемника (рис. 1), не отсоединяя от сошки продольную тягу следующим образом:

— расшплинтуйте и отверните гайку вала сектора. Установите съемник так, чтобы захватывающий буртик корпуса 1 съемника расположился между картером рулевого механизма и сошкой. Вращением винта 2 с помощью воротка снимите сошку 3.

— отсоедините шланги от распределителя, предварительно слив масло из бака и картера рулевого механизма;

— отверните болты крепления рулевого механизма к кронштейну рамы и снимите рулевой механизм.

Разборку рулевого механизма выполните в такой последовательности:

распределитель гидроусилителя руля автомобиля МАЗ— снимите распределитель, предварительно нанеся отметки взаимного расположения корпуса 1 рулевого механизма (см. рис. 2), корпуса 6 распределителя

крышки 9 распределителя. Снимать распределитель рекомендуется с помощью простого приспособления. Для этого отверните болты 10 крепления распределителя и два противоположных болта 23, которыми закрепите основание приспособления к крышке 22 сальника, уприте винт приспособления через шарик в торсион так, чтобы штифт 19 свободно проходил вместе

входным валом 18, а затем, завинчивая винт приспособления, снимите распределитель.

При отсутствии приспособления распределитель можно снять следующим образом — отверните болты 10, повернуть корпус 6 распределителя так, чтобы отверстия в нем не совпадали с отверстиями в корпусе 1 рулевого механизма и, завинчивая два специальных болта (рисБолт для снятия распределителя автомобиля МАЗ3) в корпус 1 рулевого механизма (см. рис. 2), снять распределитель;

- отсоедините крышку 9 распределителя в сборе с входным валом 18 от корпуса 6 распределителя в сборе с золотником 26 и втулкой 12, предварительно отметив положение паза на втулке 12, в который производится кернение буртика гайки 3, относительно входного вала 18;

— выбейте штифт 19 из входного вала 18 и зачистите круговые пазы вала к торсиона;

Рулевой механизм автомобиля МАЗ— поворотом винта 2 (см. рис. 4) переместите гайку-рейку в одно из крайних положений;

отверните болты и снимите боковые крышки 15 к 19, извлеките из корпуса вкладыши 12 и зубчатый сектор 8;

— отверните болты и снимите крышку 10, извлеките из корпуса винт 2 с гайкой-рейкой 4.

Внешним осмотром проверьте состояние зубьев гайки-рейки и сектора, беговых дорожек винта и гайки-рейки, состояние подшипников, шариков и их направляющих.

Наличие мелких оспин (питтинга) на зубьях сектора и гайки-рейки, на шариках или на беговых дорожках винта, гайки-рейки и подшипников качения указывает на начало износа этих деталей. В этом случае детали лучше заменить, так как износ будет прогрессировать. При замене изношенных деталей имейте в виду, что замену винта, гайки-рейки и шариков можно производить только комплектно.

Проверьте состояние резьбы на входном валу, резьбы и шлицев втулки золотника, шлицев винта и подшипников скольжения, которые не должны иметь следов задиров. Не должно быть также зазора в соединении торсиона с винтом.

Восстановлению в рулевом механизме подлежат только картер, боковая и нижняя крышки при износе посадочных мест под подшипники постановкой ремонтных втулок. Остальные детали рулевого механизма при видимых повреждениях и износах подлежат замене.

Ремонтные втулки картера рулевого механизма авто МАЗКартер рулевого механизма, изготовленный из ковкого чугуна, подлежит восстановлению при диаметре отверстия под игольчатые подшипники зубчатого сектора рулевого сектора рулевого механизма более 55,05 мм постановкой ремонтной втулки (рис. 5, а). Для этого картер устанавливают на планшайбу токарного станка плоскостью под боковую крышку, растачивают отверстие под ремонтную втулку до 60 +0,06  мм и гнездо под буртик ремонтной втулки до диаметра 64 +0,1  мм на глубину 14 мм от торца горловины. Затем запрессовывают втулку в расточенное отверстие до упора в бурт, обеспечив натяг в пределах 0,05 – 0,075 мм, и растачивают отверстие во втулке до номинального диаметра 55 +0,013  мм.

При износе отверстия под наружное кольцо подшипника винта до диаметра более 72,04 мм его восстанавливают постановкой ремонтной втулки (рис. 5, б). Для этого отверстие растачивают до диаметра 76+0,06  мм, не нарушая размера 203+0,2  мм от торца картера со стороны нижней крышки до конца расточки отверстия. Запрессовывают ремонтную втулку до упора натягом в пределах 0,05 – 0,075 мм и растачивают отверстие в ней до номинального диаметра 72 +0,02  мм.

Оси отверстий под кольцо верхнего подшипника винта рулевого механизма и под игольчатые подшипники зубчатого сектора должны быть взаимно перпендикулярны с точностью 0,03 мм на 100 мм. Поверхности отверстий под кольцо верхнего подшипника винта руля и под нижнюю крышку должны быть концентричны, допустимое биение 0,02 мм.

Боковая крышка картера, изготовленная из ковкого чугуна КЧ 37 – 12, подлежит восстановлению при повреждении резьбы под регулировочный винт и бракуется при обломах, трещинах и износах посадочных поверхностей.

При повреждении резьбы М12 х 1,25 под регулировочный винт крышку восстанавливают постановкой ввертыша, для чего рассверливают отверстие с поврежденной резьбой до Ø 13,7+0,2 мм, нарезают метчиком резьбу М16 и ввертывают ввертыш. Затем сверлят отверстие Ø 2 мм на глубину 6 мм по месту резьбового соединения ввертыша и крышки, запрессовывают заподлицо в отверстие штифт и калибруют резьбу М12 х 1,25 во ввертыше.

Нижняя крышка картера, изготовленная из ковкого чугуна КЧ 37-12, подлежит восстановлению только при износе отверстия под наружное кольцо подшипника. При других дефектах крышки ее бракуют.

Изношенное отверстие под наружное кольцо подшипника более 72,04 мм восстанавливают постановкой ремонтной втулки. Крышку устанавливают посадочной шейкой на токарный станок и растачивают отверстие до диаметра 76+0,06  мм на глубину 16 мм. Затем запрессовывают в расточенное отверстие втулку с внутренним диаметром 70 мм и высотой 16 мм, растачивают отверстие в ней до диаметра 72,2 мм и снимают фаску 1 х 45°.

Сборку рулевого механизма выполняют в последовательности, обратной разборке. Особое внимание при этом обращают на работы по установке Подшипников и сальников. Эти работы выполняют с использованием специальных оправок.

Сборка рулевого механизма.

Последовательность сборки следующая:

— отрегулируйте натяг в подшипниках 13 (см. рис. 2) с помощью регулировочных прокладок 14. Момент, необходимый для проворачивания входного вала 18 в крышке должен находиться в пределах не более 0,58 Н м;

— отрегулируйте натяг в подшипниках 4 и 11 с помощью гайки 3. Момент для проворачивания втулки 12 в подшипниках должен быть в пределах 0,02—0,04 Н.м.

При этом корпус 6 с золотником должны под собственным весом перемещаться относительно втулки 12 в радиальном направлении на величину зазора между втулкой 12 и золотником.

После регулировки заверните буртик гайки З в паз втулки:

— соедините втулку 12 по резьбе с входным валом 18 по меткам, нанесенным при разборке. Шлицы на втулке должны совпадать с внутренними шлицами входного вала 18;

— установите винт 2 (см. рис. 4) с гайкой-рейкой и подшипниками в корпус 3. С помощью регулировочных прокладок 9 отрегулируйте натяг в подшипниках. Момент, необходимый для проворачивания винта 2 до упора гайки-рейки в корпус 3, должен находиться в пределах 0,9—1,5 Нм. Операцию определения момента повторите несколько раз с предварительным поворотом винта в гайке-рейке (в диапазоне одного оборота);

— установите гайку-рейку вращением винта в среднее положение;

— установите сектор с упорными кольцами 18 в корпус З так, чтобы средний зуб сектора попал в среднюю впадину гайки-рейки;

— установите на вал сектора с обеих сторон вкладыши 12. Риски на торцах втулок должны находиться со стороны, противоположной гайке-рейке;

— отрегулируйте зацепление гайки-рейки с сектором (см. подраздел «Регулировка рулевого механизма») так, чтобы момент, необходимый для проворачивания винта (без распределителя) в среднем положении, находился в пределах 2,9—3,9 Н.м;

— установите распределитель в корпус рулевого механизма по меткам, нанесенным при разборке. При этом круговые пазы в торсионе 20 (см. рис. 2) и на входном валу 18 должны совпадать;

— установите штифт 19 и застопорите его кернением в торец входного вала 18. Штифт должен заходить в отверстие с небольшим натягом.

При замене деталей распределителя или корпуса рулевого механизма (кроме крышки 22 сальника и манжеты 15) необходимо после сборки произвести установку золотника в нейтральное положение, для чего:

— установите рулевой механизм на стенд, оборудованный насосом и манометром;

— застопорите вал сектора и заглушите пробками каналы «К» и «Г» для соединения с полостями цилиндра; канал «В» соедините с насосом, а канал «А» — со сливом;

— при работающем насосе поворотом входного вала 18 найдите положение, при котором давление в системе будет минимальным; заверните болт в радиальное отверстие входного вала 18 и застопорите торсион относительно вала. При застопоренном торсионе золотник должен четко возвращаться в нейтральное положение при снятии момента с входного вала 18;

— при несовпадении круговых пазов на торсионе и валу просверлите отверстие на больший диаметр и установите новый штифт 19.

Момент, необходимый для проворачивания винта рулевого механизма в сборе с распределителем в среднем положении гайки-рейки, должен быть в пределах 2,7—4,1 Н.м.

Рулевой механизмРазборка рулевого механизма (рис. 6) аналогична рулевому механизму (рис. 4), только перед извлечением сектора 7 с вкладышами 8, 15 из корпуса 4 необходимо предварительно отсоединить перепускную трубку и клапан ограничения давления 13 с целью исключения его повреждения.

Сборка рулевого механизма (рис. 6) аналогична рулевому механизму (рис. 4), только перед установкой распределителя в корпус рулевого управления:

— закрепите боковые крышки 10 и 16, после чего установите клапан ограничения давления 13 и перепускную трубку, соединяющую канал 6 для подвода масла к распределителю 5 и кольцевую расточку 14 клапана ограничения давления 13.

Установка рулевого механизма на автомобиль.

Порядок установки следующий:

— закрепите рулевой механизм на кронштейне рамы;

поворотом входного вала 18 (рис. 70) совместите метку на торце вала сектора с меткой на сошке, наденьте сошку на шлицы вала сектора и закрепите ее;

— подсоедините вилку карданного вала рулевой колонки к входному валу 18, предварительно установив шпонку, и заверните в вилку стяжной болт;

— подсоедините шланги к распределителю и залейте в систему масло.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить