Конструкция и ремонт полуприцепа МАЗ-938, 938Б

Двухосный полуприцеп МАЗ-938 (рис. 1) с металлическим настилом грузоподъемностью 13 т, а МАЗ-938Б (рис. 2) с удлиненной рамой без настила грузоподъемностью 13,5 т.

Полуприцепы предназначены для установки различного оборудования и эксплуатации по различным видам дорог, включая съезд и кратковременное движение по бездорожью. Диаметр сцепного шкворня 50,8 мм.

Основным тяговым автомобилем для буксировки является седельный тягач КрАЗ-255В и др.

Общий вид полуприцепа МАЗ-938рис. 1

Рама полуприцепа МАЗ-938 представляет собой сварную конструкцию, изготовленную из листового проката и штампованных профилей. Основные несущие элементы рамы изготовлены из низколегированной стали.

Передняя часть рамы приподнята над седельно-сцепным устройством тягача по сравнению с основной несущей поверхностью рамы. Лонжероны рамы двутаврового сечения, сварные, с увеличенной высотой стенки в местах максимальных нагрузок. Для снижения напряжений и повышения жесткости стенки в месте перехода рамы приварены угловые усилители. Боковые балки рамы штампованные, швеллерного сечения.

Общий вид полуприцепа МАЗ-938Б: рис. 2

Связь балок и лонжеронов осуществляется консольными поперечинами переменного сечения, выполненными со штампованными отверстиями для снижения массы рамы. В передней части к лонжеронам приварена плита наката, на которой между поперечинами вварено гнездо шкворня с запрессованным шкворнем. К стенке лонжерона в месте перехода приварены кронштейны крепления опорных устройств.

В задней части рамы к лонжеронам заклепками 16х52 мм крепятся кронштейны балансирной подвески, связанные между собой попарно трубами, кронштейны оси балансира и кронштейны буфера подвески.

К лонжеронам приварены швартовочные проушины, которые служат для крепления полуприцепа при его перевозке различными видами транспорта. Для хранения инструмента и принадлежностей между лонжеронами в зоне перехода закреплен инструментальный ящик.

Верхняя поверхность рамы закрыта приваренным рифленым стальным настилом, что повышает прочность рамы и обеспечивает удобство перемещения груза по раме при погрузочно-разгрузочных работах.

В районе колес полуприцепа балка рамы разрезана и соединена с лонжероном поперечинами и балками для крепления сдвигающихся надколесных ниш.

Рама полуприцепа МАЗ-938Б по конструкции такая же, как и рама МА3-938. Отличие в следующем:

- большая длина лонжеронов и балок рамы, что увеличивает длину нагружаемой части до 9160 мм;

- не устанавливаются настил и детали крепления надколесных ниш;

- общая длина рамы составляет - 13040 мм.

Диаметр шкворня под захваты седельного устройства тягача - 50,8 мм.

Техническое обслуживание и ремонт такие же, как рамы полуприцепа МАЗ-5245, за исключением того, что при появлении трещин в местах приварки настила необходимо зачистить места повреждений и заварить электродуговой сваркой электродом Ø 2—3 мм.

Подвеска

Устройство. На полуприцепе применена независимая рычажная рессорно-балансирная подвеска. Конструкция такой подвески состоит как бы из двух систем: рычажной и рессорно-балансирной.

Рычажная система подвескирис. 3

Рычажная система подвески (рис. 3) обеспечивает независимое подрессоривание каждого колеса, что необходимо для создания хорошей приспосабливаемости колес к неровностям дороги. У каждого колеса имеется направляющее устройство, представляющее четырехзвенник трапециевидного типа, образованный кронштейном 6 подвески, нижним 5 и верхним 18 рычагами и стойкой 1 подвески. Направляющее устройство обеспечивает возможность перемещения колеса только в вертикальной плоскости, воспринимает и передает толкающие усилия от рамы к колесам и тормозной момент от колес к раме. С колесами полуприцепа рычаги 5 и 18 подвески соединены через стойку 1, к которой крепится цапфа колеса. Рычаги со стойкой соединяются шарнирно с помощью пальцев 13.

С рамой рычаги подвески соединены через кронштейн 6 подвески. Рычаги с кронштейном соединяются шарнирно с помощью осей 8. Оси и пальцы от проворачивания стопорятся в кронштейне и стойке клиньями 16 и 12, закрепленными гайками 11. В отверстия рычагов под пальцы и оси запрессованы бронзовые втулки 21, для смазки которых предусмотрены масленки 19. для лучшего распределения смазки вдоль втулки на внутренней поверхности ее выполнена винтовая канавка шириной 5 мм и глубиной 1мм.

Достаточная жесткость рычажной системы подвески обеспечивается трубами кронштейнов: верхней 17 диаметром 106 мм и нижней 7 диаметром 68 мм, которые запрессованы в кронштейны 6.

рРычажно-балансирная система подвескиис. 4

Рессорно-балансирная часть подвески (рис. 4) обеспечивает равномерное распределение нагрузки между колесами, находящимися на одной стороне полуприцепа. Рессора 8, служащая одновременно и балансиром и упругим элементом, своими концами располагается между верхними и нижними рычагами и опирается на сферические опоры 7, которые установлены на опорные кронштейны 2 (см. рис. 3). Сферическая поверхность опор 7 (см. рис. 4), сопрягаемая с нижним коренным листом рессоры, резко снижает износ листа. Опорные кронштейны 2 (см. рис. 3) запрессованы в цапфы колес и приварены к ним. Перемещение колеса вниз при их зависании ограничивают кронштейны 1ограничители 4, закрепленные на опорном кронштейне 2.

Рессора своей средней частью крепится к балансиру 6 (см. рис. 4), имеющему площадку для установки рессоры. По концам площадки отлиты приливы, ограничивающие боковое смещение рессоры. Отверстие в теле балансира выполнено ступенчатым: под втулки 27 — диаметром 132-0,08  мм и под сальник 15 — диаметром 175 + 0,08  мм. На наружном фланце балансира просверлено шесть отверстий с резьбой М8 для крепления крышки 4. Между балансиром и крышкой установлена уплотнительная прокладка 25 из картона толщиной 0,8 мм. В крышке имеется резьбовое отверстие, закрытое пробкой 19, для заливки масла во внутреннюю полость балансира. Устанавливать крышку 5 следует так, чтобы отверстие под пробку находилось выше оси балансира. Отверстие под пробку определяет уровень масла в балансире, и поэтому менять положение крышки не разрешается.

Joomla SEF URLs by Artio