Конструкция и ремонт полуприцепа МАЗ-5205А

Двухосный полуприцеп (рис. 1) общего назначения, грузоподъемностью 20 т, с открытой платформой, с металлическими откидными боковыми и задним бортами. Для предохранения грузов от атмосферных осадков устанавливается тент с каркасом. Полуприцеп рассчитан на эксплуатацию по дорогам I и II категорий. Диаметр сцепного шкворня 50,8 мм.

Основным тяговым автомобилем для буксировки является седельный тягач МАЗ-504В.

Общий вид полуприцепа МАЗ-5205А

рис. 1

Рама полуприцепа сварная, состоит из лонжеронов, боковых балок, поперечин, буфера безопасности и кронштейнов крепления узлов.

Наилучшее отношение прочности на изгиб к массе имеют лонжероны двутаврового сечения, а применение сварных лонжеронов по сравнению с катаными, при обеспечении прочности и снижении массы дает возможность уменьшить сечение в местах с меньшим напряжением. Исходя из этих соображений, и выполнены лонжероны полуприцепа МАЗ-5205А. Сужение лонжеронов по высоте над седельно-сцепным устройством тягача компенсируется плитой наката, которая повышает жесткость и прочность сечения рамы. Кроме того, само место перехода от суженой части лонжерона к средней, усилено приваркой накладки к нижней полке.

Поперечины над плитой наката приварены и к плите, и к лонжеронам, тем самым, исключая возможность прогиба плиты от седельно-сцепного устройства тягача. Между поперечинами к плите наката вварено гнездо для крепления шкворня.

Средние поперечины, служащие для связи лонжеронов и обеспечивающие равномерное распределение напряжений от кручения, одновременно придают жесткость стенкам лонжеронов и служат для крепления пола.

Консольно расположенные, штампованные поперечины переменной высоты, связывают лонжероны с боковыми балками рамы, для которых применяется катаный швеллерный профиль, сечением 140х60х6 мм из стали 09Г2.

К раме приварены кронштейны для крепления опорных устройств, подвески, тормозной и электрической аппаратуры. В задней части рамы установлены буфер безопасности и буксирные проушины. Передняя поперечина рамы штампованная, швеллерового сечения, выполнена сферической формы для повышения прочности крепления и жесткости переднего борта платформы. Перед сужением лонжеронов по высоте к ним приварен каркас для крепления стационарных опорных устройств состоящий из поперечины и продольных поперечных раскосов. К правому лонжерону в передней части приварены кронштейны крепления держателя запасного колеса. На боковых балках приварены по два гнезда для установки стоек платформы, борта которой крепятся к балкам, передней и задней поперечинам. Пол платформы крепится к балкам и поперечинам рамы.

Таким образом, рама является одновременно основанием платформы полуприцепа.

Основные несущие детали рамы изготавливаются, из низколегированной стали, что обеспечивает хорошую свариваемость и работоспособность в условиях всех климатических зон.

В средней части рамы (по длине) приварка поперечины к лонжеронам осуществляется только к стенкам последних, что обеспечивает надежное соединение и работоспособность на кручение. В задней части, с внутренней стороны лонжеронов, приварены буксирные крючья.

Рама полуприцепа в передней части выполнена с присоединительными размерами по ГОСТ 12105—74, т. е. контур от оси сцепного шкворня вперед вписывается в радиус с размером 1680 мм, а от шкворня до опорных устройств выходит за радиус с размером 1900 мм, что обеспечивает сцепляемость полуприцепа МАЗ-5205А со всеми двухосными седельными тягачами.

Шкворень полуприцепа запрессован в гнездо и закреплен корончатой гайкой со шплинтом. Диаметр шкворня под захваты седельного устройства тягача - 50,8 мм.

Техническое обслуживание и ремонт рамы аналогичен обслуживанию и ремонту рамы полуприцепа МАЗ-5245.

Рессорно-балансирная подвеска МАЗ-5205рис. 2

Устройство подвески. В связи с увеличением скорости движения магистральных автопоездов и значительным увеличением грузоподъемности возросли требования к подвеске полуприцепов. Немаловажную роль играет плавность хода, обеспечиваемая подвеской для сохранности перевозимых грузов при различных степенях загрузки. Указанным требованиям отвечает четырехрессорная балансирная подвеска, установленная на двухосных полуприцепах (рис. 2).

Применение несимметричных полуэллиптических рессор 1 со скользящими концами, позволяющие наиболее равномерно изменять жесткость подвески в зависимости от степени загрузки и не ровностей дорожного покрытия, потребовало ввести реактивные штанги 14, 29 для передачи толкающих усилий на колеса и тормозных моментов от них на раму. Равномерность нагрузки на оси обеспечивается равноплечим балансиром 26, в который входят короткие концы рессор. При загрузке полуприцепа на максимальную допустимую габаритную высоту обеспечение поперечной устойчивости достигается за счет установки резиновых буферов 8 над каждой рессорой и стабилизатора 2.

Кронштейн рессор и кронштейны балансиров штампосварные, привариваются к нижней полке лонжеронов. Концы рессор скользят между сменными вкладышами 17, 20, 27 и втулками 19, в кронштейнах и балансире 26, при этом для исключения случаев выскальзывания рессор третий коренной лист загнут по концам. Сменные вкладыши изготавливаются из стали Ст. З, и предназначены для предохранения от истирания боковых щек кронштейнов и балансиров и снижения износа верхнего коренного листа рессор. Рессоры устанавливаются на подушки, приваренные к осям, и крепление осуществляется с помощью двух стремянок 32 через верхние накладки 21, 33 рессор и нижние накладки 22 и 35.

К нижним накладкам и кронштейнам балансира и рессор посредством пальца 10, гайки и шплинта крепятся реактивные штанги. Кроме передачи толкающих усилий, реактивные штанги предназначены для регулирования положения осей колес относительно продольной оси полуприцепа, для чего на каждой оси одна из штанг выполнена регулируемой.

Сложная кинематика перемещения реактивных штанг во время работы подвески обеспечивается шарнирно-сферическими подшипниками 16 (ШС-50), запрессованными в головки реактивных штанг и зафиксированными стопорными кольцами 15. Горизонтальное перемещение головки штанги на оси ограничивается втулками 11. Уплотнителями 13, зафиксированными пружинными кольцами 12, осуществляется защита подшипников от загрязнения. Трущиеся части реактивных штанг смазываются через пресс-масленки 9 на осях крепления.

Равноплечий балансир 26 штампованный, сварной, крепится к кронштейну шарнирно на оси 23 и свободно поворачивается в бронзовых втулках 25. Для исключения истирания щек кронштейна с двух сторон балансира установлены прокладки 24. Смазка втулок и оси балансира осуществляется через пресс-масленку 22, установленную на оси. Ось балансира фиксируется гайками 6 и стопорной шайбой 7, при этом балансир должен поворачиваться от усилия руки.