Конструкция и обслуживание полуприцепа-самосвала МАЗ-5232В

 Одноосный безрамный полуприцеп-самосвал (рис. 1) с разгрузкой назад, с открытой платформой и открывающимся задним бортом грузоподъемностью 13,5 т предназначен для перевозки различных сыпучих строительных грузов по дорогам I и II категорий.

Основным тяговым автомобилем для буксировки является седельный тягач МАЗ-504Г.

Ось, ступицы, колеса и шины полуприцепа-самосвала такие же, как на полуприцепе МАЗ-5245.

рОбщий вид полуприцепа-самосвала МАЗ-5232Вис. 1

Тяговая рама с плитой наката

Устройство. Сцепка полуприцепа с тягачом осуществляется через шкворень, запрессованный в гнездо плиты 3 наката (рис. 2). Диаметр сцепного шкворня 50,8 мм. Передача тягового усилия происходит через тяговую раму 2, соединенную осями 1 с плитой 3 наката. Оси от перемещения стопорятся пальцами, закрепленными на кронштейнах.

Тяговая рама МАЗ-5232Врис. 2

Плита наката представляет собой сварную конструкцию, основу которой составляет металлический лист толщиной 6 мм. К плите между продольными швеллерными балками и поперечинами приварено гнездо шкворня с запрессованным шкворнем. Надежность крепления шкворня дополнительно обеспечивается ввертыванием в него хвостовика нижней опоры цилиндра (резьба хвостовика М42х х1,5), при этом плоскость опоры прижимается к гнезду шкворня. По оси шкворня с обеих сторон плиты приварены литые кронштейны 4 крепления плиты наката к платформе.

Тяговая рама 2 сварная из двух лонжеронов и трех поперечин, изготовленных из швеллера 14а. По концам лонжеронов вварены кованые проушины для соединения с плитой наката и платформой. Внутри лонжеронов и по торцу полок, создавая коробчатое сечение, вварены усилительные полосы на всю длину лонжеронов. Первая поперечина служит для крепления цепи ограничения подъема платформы, а на второй поперечине крепится оттяжная пружина цепи.

Механизм стопорения тяговой рамы МАЗ-5232Врис. 3

Техническое обслуживание плиты наката и тяговой рамы заключается в периодическом осмотре и подтяжке крепления пальцев фиксации осей, смазке осей в соответствии с картой смазки.

Возможные неисправности тяговой рамы и плиты наката и способы их устранения

Причина неисправности

способ устранения

Нарушено первоначальное положение осей крепления тяговой рамы

Износ или утеря пальцев фиксации осей

Заменить пальцы

Ощутимые рывки при изменении скорости движения

Износ шкворня более 2 мм

Износ осей крепления тяговой рамы

Выработка в кронштейнах или проушинах

крепления тяговой рамы

Заменить шкворень

Заменить оси

В кронштейны или проушины

запрессовать ремонтные втулки

Ремонт. При радиальном износе шкворня более 2 мм он подлежит замене. Шкворень надо снимать после отсоединения гидроцилиндра с нижней опоры, для чего:

- установить полуприцеп на опорные устройства, отцепить тягач, отсоединить шланги, затормозить полуприцеп стояночным тормозом и установить под тяговую раму козлы;

- отсоединить стопорную тягу 1 (см. рис. 3) и вынуть ее е кронштейнов платформы и тяговой рамы. Тяговая рама с плитой наката опустится на козлы;

отсоединить гидроподъемник от нижней опоры цилиндра и отвести в сторону, отогнуть стопор от нижней опоры и вывернуть ее из шкворня, выбить шкворень из гнезда.

Установка шкворня проводится в обратном порядке.

При износе оси 1 (см. рис. 2) крепления тяговой рамы ее необходимо заменить. Ось из стали 40—45 Ø 50-0,17,  длина 132 мм. На расстоянии 15 мм от торца перпендикулярно к оси детали сверлят отверстие Ø 19ммдля установки стопорного пальца.

В кронштейне крепления тяговой рамы отверстие под ось выполняется Ø 50+0,50  мм, в проушинах тяговой рамы отверстие под ось выполняется Ø 50+0,25  мм. Оси на кронштейне 4 могут быть заменены, для чего поднимают ненагруженную платформу на 20—25 °, снимают упор 5 и конец его со штифтом вводят между усилительных ребер первой поперечины платформы, а противоположный конец с направляющей трубой вводят в гнездо правого кронштейна плиты наката. Затем опускают платформу до упора.

Механизм стопорения тяговой рамы

Устройство. Для предотвращения опускания тяговой рамы с плитой наката на землю, при отцепке тягача от полуприцепа служит механизм стопорения тяговой рамы (рис. 3). Прежде чем отсоединить тягач от полуприцепа, необходимо опустить опорное устройство, которое повернется на некоторый угол относительно оси. К корпусу опорного устройства крепится поводок, связанный тягой 4 с рычагом З механизма стопорения. Рычаг перемещает при помощи тяги 2 стопорную тягу 1. Стопорная тяга входит в отверстия ушек тяговой рамы и основания платформы и тем самым исключает возможность падения тяговой рамы с плитой наката. В рабочем положении полуприцепа опорные устройства должны быть подняты.

Техническое обслуживание механизма стопорения заключается в своевременной очистке соединения тяг и вилок от грязи. Необходимо также следить за отсутствием изгиба тяг механизма стопорения.

Ремонт. При изгибах тяг они подлежат обязательной рихтовке. При неполном входе стопорной тяги в ушки кронштейнов необходимо провести регулировку вращением тяг в вилках крепления.