Конструкция и ремонт рессорной подвески МАЗ

Передняя рессора МАЗРессоры изготовлены из полосовой рессорной стали (Т- образного профиля) марки 60С2. Листы рессор подвергнуты термической обработке (закалке, отпуску) до твердости НВЗ6З—444. У всех рессор листы в центре стянуты центровым болтом. Чтобы листы рессор не расходились в стороны, их стягивают хомутами. Ушки хомутов стягивают болтами.

Устройство передней подвески показано на рис. 1. Передние рессоры установлены на специальных площадках балки переднего моста и прикреплены к ней стремянками, изготовленными из стали 40Х

Передняя рессора крепится к раме при помощи съемного накладного ушка 3, которое соединено с коренным листом специальным ступенчатым пальцем 17, а с кронштейном рессоры пальцем рессоры. Для предотвращения проворачивания и продольного перемещения пальца в кронштейне на концах его сделаны лыски, в одну из которых входит болт, стягивающий разрезную часть кронштейна. Между головкой ступенчатого пальца крепления накладного ушка и подкоренным листом имеется зазор 0,3 — 1,25 мм, необходимый для перемещения подкоренного листа в продольном направлении при работе рессоры. Задний конец накладного ушка крепится при помощи стремянки 16 и накладки 14, закрепленной на конце четвертого листа.

Для предохранения заднего кронштейна рессоры от интенсивного износа вследствие скольжения концов рессоры по опорной поверхности и боковым стенкам к его внутренней поверхности прикреплены сменные Задняя рессора автомобиля МАЗ-54322защитные вкладыши.

Основная задняя рессора 1 и дополнительная 2 автомобиля МАЗ-54322 (рис. 2) крепятся стремянками 4 к балке заднего моста. Дополнительную рессору накладывают поверх основной, а между ними устанавливают прокладки. Крепление к раме переднего и заднего концов основной задней рессоры выполнено аналогично креплению передней. Дополнительная задняя рессора имеет прямые концы и опирается на скользящие опоры кронштейнов рамы. Толкающие усилия от заднего моста к раме передаются передним концом основной рессоры.

При изготовлении рессоры разбивают на две группы в зависимости от стрелы прогиба и при установке на автомобиль подбирают таким образом, чтобы разница в стреле прогиба для левой и правой рессор не превышала 8 мм.

Задняя подвеска автомобиля МАЗ-54322 снабжена стабилизатором поперечной устойчивости, который повышает устойчивость автомобиля при движении по дорогам с боковым уклоном и на поворотах. Упругим элементом стабилизатора служит торсионный вал 10.

Задняя подвеска автомобиля МАЗ-64227 (рис. 3)— балансирного типа. Концы рессор З свободно опираются на специальные опоры, предохраняющие балки ведущих мостов от износа. Середины рессор прикреплены стремянками 2 к балансирам 4, которые могут качаться на осях 8 балансирной подвески. Оси 8 запрессованы в кронштейны 9, которые крепятся болтами к раме автомобиля.

Оба ведущих моста шарнирно связаны с рамой при помощи системы, состоящей из шести реактивных штанг, воспринимающих усилия от реактивного и тормозного моментов и передающих толкающие усилия.

Обслуживание рессор

Обслуживание рессор заключается в смазке пальцев крепления рессор в кронштейнах, проверке крепления рессор, смазке рессорных листов и проверке крепления вкладышей задних кронштейнов рессор. Продольный взаимный сдвиг листов может свидетельствовать о срезе центрового болта, поэтому необходимо своевременно проверять взаимное расположение листов рессор. Во избежание среза центральных болтов следует подтягивать стремянки рессор, причем их подтягивают только при выпрямленных рессорах. Момент затяжки гаек стремянок передних рессор 40 — 45 кгс-м, задних (МАЗ-54322) — 60 — 64 кгс•м.

При появлении скрипа рессоры необходимо смазать графитной смазкой. для этого автомобиль приподнимают за раму, рессоры освобождаются и листы расходятся. В образовавшиеся между листами зазоры вводят графитную смазку.

Задняя рессора автомобиля МАЗ-64227Обслуживание задней подвески автомобиля МАЗ-64227 сводится к проверке затяжки всех болтовых соединений. Особенно следует следить за креплением кронштейнов 11 (см. рис. 3) к раме автомобиля и затяжкой стремянок, а также за соединением шарниров реактивных штанг и гаек 10 крепления стяжки 12.

Затяжку гаек стремянок задних рессор следует производить на ненагруженном автомобиле, момент затяжки 70 — 80 кгс-м. Момент затяжки гаек 10 равен 32 — 40 кгс-м, а болтов крепления кронштейнов реактивных штанг 18 — 20 кгс-м. При сезонном обслуживании нужно менять масло в картере балансира, для чего необходимо снять крышку балансира, слить масло, промыть крышку и установить ее на место. Чистое масло заливают до уровня заливного отверстия. В процессе эксплуатации нужно следить за отсутствием подтекания смазки через крышки и сальниковое уплотнение оси балансира. Устранение течи осуществляется путем замены сальников, прокладок крышек балансира и затяжки болтов крепления крышек.

Ремонт рессор

Прежде чем приступить к снятию рессоры, нужно затормозить автомобиль стояночным тормозом, установить упоры под колеса, ослабить гайки крепления колес и стремянок рессоры.

Порядок снятия передней и задней (МАЗ-54322) рессор следующий:

- разгрузить домкратом колесо на стороне снимаемой рессоры и установить подставку под лонжерон рамы;

- снять колесо, отсоединить и снять амортизатор (для передней подвески);

- отвернуть гайки стремянок крепления рессоры, подложить под барабан подкладки и, опуская домкрат, освободить балку от рессоры до посадки барабана на подкладку;

- снять клин крепления пальца рессоры, выбить палец, вывести ушко из переднего кронштейна и снять рессору.

Для восстановления поломанной рессоры ее необходимо перебрать с целью замены сломанного листа. При сборке рессоры гайки стремянки крепления накладного ушка затягивают с приложением момента 2 — 4 кгсм и раскернивают в двух противоположных точках.

В креплении переднего конца рессоры наибольшему износу подергаются пальцы и втулки. Пальцы и втулки заменяют, если величина зазора в сопряжении более 2 мм.

В креплении заднего конца рессоры наибольшему износу подвергаются верхние и боковые вкладыши, которые меняют по мере износа. При их несвоевременной замене происходит износ стенок кронштейнов. При наличии износа стенок по толщине более 2 мм кронштейны также должны быть заменены.

Следует обращать внимание на равномерность усадки правых и левых рессор. Если разность усадки левой и правой рессор на груженом автомобиле более 15 мм, то рессору с большей усадкой заменяют.

Кронштейны рессор подлежат замене в случае обнаружения трещин или обломов (заварка не допускается), а также в случае износа отверстий под заклепки. При незначительном износе отверстий под заклепки допускается временное крепление кронштейнов к раме болтами, отверстия под болты предварительно развертывают в нужный размер.

Сборку рессоры производят также на приспособлении с винтовым или гидравлическим прижимом. Листы рессоры перед сборкой необходимо смазать графитной смазкой, собрать и стянуть рессору центровым болтом.

Установка рессор на автомобиль производится в порядке, обратном снятию.

Ремонт задней подвески автомобиля МАЗ-64227

Порядок снятия задней подвески следующий:

- отсоединить карданные валы от среднего и заднего мостов;

- отсоединить трубопроводы пневматической системы, идущие к мостам;

- выбить пальцы верхних реактивных штанг 1 (см. рис. 3), предварительно отвернув гайки, и снять штанги;

- отвернуть болты, крепящие кронштейны балансиров 4 к раме;

- поднять подъемным устройством за раму заднюю часть автомобиля и выкатить тележку мостов из-под рамы автомобиля. Верхние кронштейны реактивных штанг на картерах редукторов мостов необходимо связать между собой проволокой, чтобы во время выкатывания тележки мосты не опрокинулись и не вышли из-под рессор;

- поставить заднюю часть рамы автомобиля на козлы.

Разборку задней тележки нужно производить в следующем порядке:

- отвернуть гайки стремянок 2;

- поддерживая ось 8 балансиров подъемным устройством для того, чтобы она не упала, снять стремянки рессор;

- снять рессоры;

- отвернуть гайки пальцев нижних реактивных штанг, выбить пальцы и снять штанги 13;

- откатить задний и средний мосты; снять крышки балансиров, слить масло, отвернуть гайку 7, снять замковые 6 и стопорные 5 шайбы, отвернуть кольцевые гайки и снять балансиры в сборе с втулками и сальниками.

Поломанные или имеющие трещины листы рессоры, сломанные центровые болты и хомуты подлежат замене. Трещины на хомутах допускается заваривать и зачищать заподлицо с основной поверхностью.

Первые коренные листы, имеющие износ по толщине более 4 мм, меняют местами со вторыми листами рессор. Коренные листы с износом по толщине более 6 мм заменяются новыми. Листы с остаточной деформацией (просевшие) рихтуют. Стремянки крепления рессор, имеющие трещины или сорванную резьбу, заменяются новыми. Листы рессор перед сборкой смазывают графитной смазкой, собирают и стягивают рессору центровым болтом

Втулки и сальники балансиров, пальцы реактивных штанг, изношенные в процессе эксплуатации, подлежат замене.

Установка задней подвески на автомобиль производится в последовательности, обратной снятию.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить