Особенности системы пуска автомобиля МАЗ

Схема системы электропуска авто МАЗВ систему электропуска входят аккумуляторные батареи, стартер, выключатель массы батарей, замок- выключатель приборов и стартера, электрофакельное устройство (ЭФУ), парожидкостный подогреватель (ПЖД), промежуточные реле. Электрооборудование всех этих узлов и агрегатов работает в схеме, приведенной на рис. 1.

На всех приведенных в разделе схемах обозначены буквы цвета проводов: Б - белый, Г голубой; Ж — желтый; О — оранжевый; Р — розовый; С — серый; З — зеленый; К — красный; Кч — коричневый; Ч — черный; Ф — фиолетовый.

С целью облегчения поиска неисправности цепи на схемах имеют и цифровую индикацию, которая обозначена также и на проводах.

Стартер СТ 103А-01Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения со смонтированным в едином агрегате с ним механизмом привода шестерни. Механизм управляется тяговым реле, установленным на корпусе стартера. Техническая характеристика стартера:

- Тип - СТ 103А-01

- Номинальное напряжение, В - 24

- Номинальная мощность, кВт - 11

- Ток холостого хода, А  - 110

- при тормозном моменте 6 кгсм, А - 825

- Напряжение включения тягового реле. В - 20

- давление щеточных пружин, кгс - 1,5

- Масса стартера, кг – 34

Устройство стартера показано на рис. 2.

Шестерня 15 привода вводится в зацепление с венцом маховика при помощи тягового реле 7. Из зацепления шестерня выходит автоматически после запуска двигателя. Стартер выполнен по однопроводной схеме, где вторым проводом служит масса автомобиля. Для обеспечения надежного соединения с массой на задней крышке 31 стартера имеется болт 28 подсоединения гибкого провода массы. Для доступа к электрощеткам и осмотра коллектора в крышке имеются окна. Снаружи окна закрыты защитной лентой 1. для смазки подшипников на крышках и в корпусе стартера выполнены каналы с помещенными в них войлочными фильцами. Каналы закрыты резьбовыми заглушками 10, 16 и 27. Стартер устанавливается на постели блока цилиндров двигателя и закрепляется двумя стяжными хомутами. В постели блока цилиндров двигателя запрессован штифт, обеспечивающий правильную установку стартера и предохраняющий его от проворота.

При повороте ключа замка-выключателя приборов и стартера в положение II (см. рис. 1) замыкаются контакты клемм «АМ» и «СТ» замка и напряжение подается на промежуточное реле 6 пуска стартера. Реле замыкает контакты клемм Б и С и по проводу Б10 напряжение поступает на тяговое реле стартера. Втягивающая обмотка реле перемещает якорь и через рычаг 12

(см. рис. 2) подает шестерню к венцу маховика. При этом одновременно замыкаются контакты тягового реле и включается электродвигатель стартера. Происходит проворачивание двигателя. В процессе пуска втягивающая обмотка тягового ране закорачивается (шунтируется) диском 6 якоря реле, и шестерню удерживает в рабочем положении только поле, создаваемое

удерживающей обмоткой, которая потребляет не значительный ток. После запуска двигателя шестерня автоматически отключается от венца маховика, свинчиваясь по косым шлицам вала якоря. Ключ замка-выключателя возвращается в рабочее положение I за счет пружин замка, так как положение ключа II нефиксированное.

Тяговое реле отключает основной рабочий ток, и стартер выключается.

Возможные неисправности стартера и способы их устранения

Причина неисправности

Способ устранения

Якорь стартера не вращается, реле стартера не срабатывает

Сгорел предохранитель № 1

 

Заменить предохранитель

 

Неисправно промежуточное реле 6 (см. рис. 1)

 

Проверить и заменить реле

 

Разряжены аккумуляторные батареи

 

» и подзарядить батареи

 

Обрыв втягивающей обмотки тягового реле 7 (см. рис. 2)

 

Проверить реле и заменить

 

Обрывы проводов в цепях стартера

 

» цепи по схеме рис. 1 и устранить неисправности

 

Реле стартера срабатывает, но якорь стартера не вращается (свет фар автомобиля при включении

стартера слабеет)

Плохой контакт на выводных клеммах аккумуляторных батарей

или на клеммах стартера

 

Зачистить выводные клеммы батарей и затянуть болты.

Подтянуть болты крепления проводов к стартеру

 

Разряжены аккумуляторные батареи

Подзарядить аккумуляторные батареи

 

Короткое замыкание внутри стартера

Снять и отремонтировать стартер

 

Реле стартера срабатывает, но якорь стартера не вращается (свет фар автомобиля при включении

стартера не слабеет)

 

Обрыв соединений внутри стартера

 

Снять и отремонтировать стартер

 

Стартер слабо проворачивает вал двигателя

 

Низкая температура двигателя (зимой)

Прогреть двигатель

 

Разряжены или неисправны аккумуляторные батареи

Проверить и подзарядить аккумуляторные батареи

 

Подгар контактов тягового реле 7 (рис. 2)

Снять стартер и зачистить контакты реле

 

Якорь стартера вращается с большой скоростью, но не проворачивает двигателя

 

Поломка зубьев венца маховика

 

Сменить венец маховика

 

Разогнут рычаг или поломан палец рычага 12 (см. рис.  2)

 

Исправить рычаг рихтовкой или заменить его

 

Нарушена регулировка привода стартера

Отрегулировать привод

 

Тяговое реле стартера работает с перебоями (включает стартер и тут же выключает)

 

Обрыв удерживающей обмотки тягового реле

Заменить реле

 

Короткое замыкание в стартере

 

Снять и отремонтировать стартер

 

Шестерня привода систематически не входит в зацепление с венцом маховика при нормальной

работе тягового реле

 

Забиты торцы зубьев венца маховика

Зачистить зубья

 

Нарушена регулировка стартера

Отрегулировать привод стартера

 

Заедание шестерни на валу из-за закоксовывания смазки

на шлицах вала якоря

Очистить шлицы от закоксовавшейся смазки

и смазать вал смазкой ЦИАТИМ-203

 

 

При каждом ТО-2 проверяют плотность присоединения проводов к клеммам стартера и аккумуляторных батарей и очищают эти соединения от пыли, грязи и следов масел;

через каждые 45 —- 50 тыс., км пробега автомобиля необходимо:

- снять стартер с двигателя, осмотреть состояние коллектора, рабочая поверхность которого должна быть гладкой и не иметь подгаров. В случае загрязнения или подгара коллектор протереть тряпочкой, смоченной в бензине или керосине с последующей протиркой. Если подгар не устраняется протиркой зачистить коллектор мелкой шкуркой.

В случае сильного подгара якорь вынимают и протачивают;

- проверить электрощетки на свободное, без заеданий перемещение в щеткодержателе;

- замерить высоту электрощеток и при необходимости заменить;

- проверить затяжку винтов, крепящих наконечники щеточных канатиков к щеткодержателям, и при необходимости подтянуть их;

- проверить состояние контактов реле стартера. При подгаре рабочих поверхностей болтов и диска их необходимо зачистить шлифованием шкуркой. При большом подгаре контакты болтов и диска можно зачистить напильником с последующей шлифовкой мелкой шкуркой. При зачистке необходимо следить, чтобы не нарушилась параллельность контактных поверхностей болтов и диска. При значительном износе контактных поверхностей болтов их нужно повернуть вокруг своей оси на 180˚ а контактный диск перевернуть на другую сторону. Имеющиеся оплавления по периметру болтов и диска зачистить напильником. Контактный диск должен свободно вращаться на штоке якоря;

- проверить надежность крепления тягового реле к корпусу стартера. При необходимости подтянуть крепежные болты и законтрить их замковыми шайбами;

- залить в масленки по 10 капель турбинного или моторного масла;

- протереть стартер ветошью.

Если при внешнем осмотре и осмотре щеточно-коллекторного узла окажется, что состояние стартера хорошее, то стартер разбирать не следует. Необходимо только произвести смазку подшипников, залив в них по 10 капель масла, протереть стартер, проверить регулировку тягового реле, после чего стартер можно устанавливать на двигатель.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить