Особенности системы электроснабжения автомобиля МАЗ

Система электроснабжения автомобилей состоит из двух источников: аккумуляторных батарей и генераторной установки переменного тока. Кроме того, в систему входит ряд промежуточных реле, выключатель массы батарей и замок-выключатель приборов и стартера.

Схема включения изделий системы электроснабжения показана на рис. 1.

Ремонт стартера МАЗ

Для проведения ремонта стартер снимают с двигателя, отвернув болты стяжных хомутов.

Разборку стартера следует производить в следующем порядке:

- снять защитную ленту 1 (см. рис. 1);

Система освещения автомобиля МАЗ

Схемы включения осветительных приборов показаны на рис. 1 и 2. В систему освещения входят головные фары, фары-прожекторы, противотуманные фары, передние и задние фонари, фонари заднего хода, плафоны кабины и освещения спальных мест, подкапотный фонарь, лампы и комплект коммутационной аппаратуры (включатели, переключатели, реле и т. п.).

Особенности системы пуска автомобиля МАЗ

В систему электропуска входят аккумуляторные батареи, стартер, выключатель массы батарей, замок- выключатель приборов и стартера, электрофакельное устройство (ЭФУ), парожидкостный подогреватель (ПЖД), промежуточные реле. Электрооборудование всех этих узлов и агрегатов работает в схеме, приведенной на рис. 1.

Электрооборудование предпускового подогревателя МАЗ

Электрическая схема пускового подогревателя показана на рис. 1. При повороте ручки выключателя 8 в положение 1 включаются электродвигатель 5 насосного агрегата и топливный электроклапан З. Происходят продувка котла и разогрев топлива, т. е. подготовка котла к работе.

Генераторные установки автомобиля МАЗ

На автомобилях МАЗ с двигателями Ярославского моторного завода (ЯМЗ) устанавливаются следующие генераторные установки (ГУ): Г273В1 — на 45 А, 1312.3771 — на 50 А, 6582.3701 — на 80 А и 3112.3771 — на 80 А. Возможна установка генератора 3232.3771, отличительной особенностью которого является отсутствие клеммы возбуждения. Самовозбуждение генератора происходит при частоте вращения ротора не более 1200 мин. Технические характеристики, устройство и особенности технического обслуживания генератора 3232.3771 приведены ниже.

Особенности конструкции ЭФУ автомобиля МАЗ

Электрофакельное подогревательное устройство (ЭФУ) служит для облегчения запуска двигателя при температурах окружающего воздуха ниже —5 ˚с до — 25 ˚с.

22°С. Устройство подключено к топливной системе двигателя и работает на том же топливе, что и двигатель. Действие его основано на испарении топлива в штифтовых свечах накаливания и воспламенении этих паров с воздухом. Возникающий при этом факел подогревает поступающий в цилиндры двигателя воздух.

Система электрооборудования автомобиля МАЗ

Система электрооборудования автомобиля МАЗ имеет номинальное напряжение 24 В. Бортовая сеть автомобиля выполнена по однопроводной схеме. Минусовая клемма аккумуляторных батарей (АБ) через выключатель массы подключена на массу автомобиля (раму, силовой агрегат, генератор и кабину). Плюсовая клемма АБ подсоединена к бортовой сети автомобиля через главный предохранитель на 60 А.

Конструкция выключателя ВК 860Б автомобиля МАЗ

Выключатель типа ВК 860Б предназначен для подключения аккумуляторных батарей к массе автомобиля и отключения их.

Конструкция выключателя показана на рис. 1. Выключатель рассчитан на рабочий ток до 1000 А. Минимальное напряжение срабатывания выключателя не менее 20 В. Номинальный рабочий ток электромагнита 8,14 А.

Антиблокировочная система тормозов автомобиля МАЗ

На автомобилях может быть установлена 4-канальная антиблокировочная система (АБС) тормозов типа 4S/4М (4 датчика /4 модулятора) с микропроцессорным блоком управление ф. Wabco (Германия) или БПО «Экран» (Беларусь).

Основное назначение системы — автоматическое поддержание оптимального торможения автомобиля без блокировки (юза) колес независимо от того, на какой дороге происходит торможение — скользкой или сухой.

Благодаря этому автомобили приобретают ряд достоинств: