Сборка дизеля ЯМЗ-236/238 автомобиля МАЗ

Рассмотрим сборку дизеля в определенной последовательности, учитывая, что наши детали и узлы перед этим предварительно собраны и испытаны. Для сборки понадобятся специальные оправки и приспособления, которые можно изготовить по размерам указанным в рисунках.

Подсборка блока цилиндров

Блок цилиндров устанавливаем на стенд (см. рисунок), закрепив его фиксирующими штифтами за четыре отверстия блока.

При подсборке блока цилиндров запрессовывают установочные штифты под головки цилиндров, устанавливаем крышку шестерен распределения и картер маховика. Штифты запрессовываем оправкой, которая обеспечивает их выступание над привалочными плоскостями блока цилиндров не более чем на 10 мм. Масляные каналы блока очищаем щетинистыми ершами и хлопчатобумажной салфеткой, используя для этих целей шомпол.

Пробки горизонтального и вертикального масляных каналов необходимо ввертывать на нитрошпаклевке или густой нитрокраске.

РОправка для запрессовки передней втулки оси толкателей в блок цилиндровис. 1

Переднюю втулку оси толкателей запрессовываем в отверстие блока таким образом, чтобы обеспечить совпадение отверстия во втулке с маслоподводящим каналом в блоке цилиндров. Втулку запрессовывают оправкой (рис. 1), которая обеспечивает размер 7,5 мм от переднего торца блока цилиндров до переднего торца втулки.

РОправка для запрессовки сальника вала привода ТНВД в блок цилиндровис. 2

Для запрессовки сальника вала ведомой шестерни привода топливного насоса высокого давления:

- сальник устанавливаем на оправку (рис. 2);

-  смазываем наружную поверхность дизельным маслом и запрессовываем в расточку блока цилиндров, выдерживая размер 69 мм от переднего торца блока цилиндров до торца сальника (обеспечивается оправкой).

Установка привода ТНВД и толкателей.

Предохранительная оправка при установке вала ведомой шестерни в сборе привода ТНВД в блок цилиндровРис. 3

Привод ТНВД устанавливаем в расточку в верхней части блок цилиндров с переднего торца. Для предохранения сальника от повреждения на свободный конец вала надеваем предохранительную оправку (рис. 3).

РОправка для запрессовки вала в сборе привода ТНВД в блок цилиндровис. 4

При установке привода применяют оправку (рис. 4) и после установки наружные кольца шариковых подшипников должны упереться в уступы гнезд блока цилиндров.

После совмещения отверстия упорного фланца крепления приводов с отверстиями блока цилиндров ввертывают болты с надетыми стопорными шайбами и отгибают их края на грани головок болтов, плотно прижав к граням. После затяжки болтов вал привода топливного насоса должен вращаться легко, без заеданий.

Затем поворачиваем блок на 180˚- положение картером вверх и устанавливаем толкатели. Толкатели устанавливаются на ось с зазором 0,012 мм.

Несоблюдение зазора вызывает ненормальную работу двигателя. При большем зазоре толкатели перекашиваются и стучат, а при маленьком зазоре — заедают.

Последовательность установки толкателей.

Расположение шестерен приводов дизелей ЯМЗ-236/238Рис. 5

Устанавливаем крайнюю ось толкателей в сборе в переднюю втулку заглушенным торцом наружу, подвигаем ось внутрь блока цилиндров. Устанавливаем последовательно толкатели первого и четвертого цилиндров, для двигателя ЯМЗ-236 (первого и пятого цилиндров для двигателя ЯМЗ-238) и распорную втулку. Устанавливаем остальные втулки осей толкателей и два остальных толкателя на крайнюю ось.

Во втулку третьей опоры блока цилиндров устанавливаем среднюю ось толкателей, устанавливаем последовательно толкатели, распорную втулку и толкатели.

Одновременно на одну ось устанавливаем толкатели для двух цилиндров согласно нумерации цилиндров: для двигателей ЯМЗ-238 — 2—6, 3—7, 4—8 и для двигателей ЯМЗ-236 —2—5, 3—6.

Толкатели устанавливаем таким образом, чтобы пята толкателя была обращена в сторону окна в блоке цилиндров под штангу толкателей. Толкатели должны проворачиваться на осях легко, без заедания, и осевое смещение должно быть ограничено распорными втулками. Все детали перед постановкой необходимо протереть и смазать дизельным маслом.

Joomla SEF URLs by Artio