Ремонт водяного насоса ЯМЗ-2З6НЕ, НЕ2, БЕ, БЕ2 автомобиля МАЗ

Водяной насос МАЗХарактерной неисправностью водяного насоса является течь воды через сальник крыльчатки в результате износа текстолитового кольца. О неисправности сальникового уплотнения свидетельствует течь воды из дренажного отверстия на корпусе водяного насоса, которую можно устранить перевертыванием текстолитового кольца обратной стороной (неизношенной) к торцу втулки, запрессованной в корпусе, или заменой кольца с одновременной заменой резиновой манжеты.

Закупоривание дренажного отверстия для устранения подтекания сальника не допускается, так как вода, просачивающаяся из насоса, попадает в подшипники и выводит их из строя.

Для ремонта сальникового уплотнения необходимо:

- снять водяной насос с двигателя; отвернуть гайки крепления крышки корпуса, снять крышку и прокладку;

- удерживая от проворота валик за шкив, отвернуть колпачковую гайку и съемником снять крыльчатку с валика насоса, снять стопорное кольцо сальника крыльчатки и вынуть из нее все детали сальника.

Пригодность деталей сальника определяется внешним осмотром. Текстолитовое кольцо не должно иметь на рабочей поверхности сколов, трещин задиров. Незначительные задиры и риски устраняют притиркой кольца. Манжета сальника должна быть эластичной, без надрывов, плотно прилегать к валу и текстолитовому кольцу.

Собирать сальник крыльчатки следует в следующем порядке:

- вставить в корпус крыльчатки пружину сальника, затем резиновую манжету в сборе с внутренней и наружной обоймами, текстолитовое и стопорное кольца сальника. После установки стопорного кольца текстолитовое должно свободно перемещаться вдоль пазов крыльчатки при нажатии рукой и возвращаться в первоначальное положение под действием пружины.

Часть валика насоса, на которой сидит резиновая манжета, перед установкой крыльчатки должна быть смазана мылом, а торец втулки, соприкасающийся с текстолитовым кольцом —- тонким слоем графитной смазки. Это исключает возможность задирания рабочей поверхности манжеты и улучшает качество притирки рабочих поверхностей текстолитового кольца и торца втулки. После установки крыльчатки на место колпачковую гайку крепления крыльчатки необходимо затянуть до отказа и застопорить шайбой.

При полной разборке насоса для замены подшипников и валика крыльчатку снимают с валика насоса, как указывалось выше;

- отвертывают гайку крепления шкива и снимают шкив с валика насоса при помощи съемника;

- отвертывают винты крепления и снимают крышку подшипников;

- вынимают из корпуса насоса валик в сборе с подшипниками и втулками.

При наличии трещин любого размера и расположения корпус не ремонтируют, а заменяют. Войлочные сальники при ремонте заменяют новыми, предварительно пропитав их смазкой.

Собирают насос в обратном порядке. Полость корпуса между шарикоподшипниками должна быть заполнена смазкой литол-24 или ЦИАТИМ-201. После сборки нужно добавить смазку через масленку до появления смазки из контрольного отверстия. Валик насоса после сборки должен вращаться свободно, без заеданий.

При установке насоса на двигатель прокладку между фланцем насоса крышкой шестерен распределения рекомендуется заменить. Привалочные плоскости фланца насоса и крыши шестерен распределения должны быть предварительно очищены от остатков старой прокладки, а новая должна быть смазана с обеих сторон герметизирующей незасыхающей пастой.

РАЗБОРКА И СБОРКА ВОДЯНОГО НАСОСА

Водяной насос МАЗ1. Ослабив крепление натяжного устройства ремня привода водяного насоса снять ремень со шкива водяного насоса.Разборка водяного насоса МАЗ

2. Слить с двигателя и радиатора охлаждающую жидкость.

З. Снять подводящий патрубок с водяного насоса.

4. Отвернув крепление, снять с двигателя водяной насос, аккуратно не повредив прокладку.

5. Отвернуть гайки 14 (рис. 2) патрубка 8.

6. Слегка постукивая в выступающие части патрубка 8 в направлении стрелок Б, извлечь указанный патрубок из корпуса 1 насоса.

7. Зафиксировать крыльчатку 2 (или шкив 10) от вращения с валом 5.

8. Вывернуть заглушку 7 из резьбового отверстия крыльчатки 2.

9. Завернуть в резьбовое отверстие (М22 х 1,5) крыльчатки 2 гайку 17 съемника (рис. 3, 4) и, вворачивая болт 18, спрессовать крыльчатку 2 с вала 5.

10. Отогнуть «усы» Д корпуса 19 торцового уплотнения (рис. 3) и извлечь манжету 22 с пружиной и каркасами в сборе.

11. Используя съемник, спрессовать шкив 10.

12. Извлечь из канавки корпуса 1 насоса стопорное кольцо 9.

13. Выпрессовать из корпуса 1 вал 5 с водосбрасывателем 6 и подшипниками 13.

14. Если латунный корпус 23 торцового уплотнения не имеет повреждений, его из корпуса 1 можно не извлекать и на этом разборку насоса можно считать законченной.

ПОРЯДОК СБОРКИ ВОДЯНОГО НАСОСА

1. Промыть все детали насоса и просушить сжатым воздухом.

2. Напрессовать на вал 5 (рис. 2) подшипники 13 и водосбрасыватель 6. При этом необходимо:

— предварительно смазать вал 5 дизельным маслом;

— устанавливать подшипники 13 так, чтобы уплотнительные шайбы стояли с внешней стороны;

— усилие напрессовки прилагать к внутреннему кольцу подшипника.

З. Заполнить всю полость между подшипниками смазкой Литол-24 (60...70 г).

4. Запрессовать вал в сборе с подшипниками и водосбрасывателем в корпус 1 до упора. При этом необходимо:

— предварительно смазать расточку корпуса 1 под подшипники чистым моторным маслом;

— усилие запрессовки прилагать к наружному кольцу подшипника.

5. Установить в канавку корпуса 1 стопорное пружинное кольцо 9.

6. Напрессовать на вал 5 шкив 10 до упора. При этом необходимо:

— предварительно смазать вал чистым моторным маслом;

— обеспечить неподвижный упор противоположного конца вала.

Съемник для демонтажа крыльчатки водяного насоса МАЗ7. Установить в латунный корпус 19 (рис. 3) детали торцового уплотнения;

— резиновую манжету 22 в сборе с пружиной и каркасами пружины;

— армированную манжету 20 и уплотнительную втулку 21.

8. Установить в крыльчатку 2 резиновую манжету 23 и уплотнительную втулку 21. При этом необходимо:

— предварительно надеть манжету 23 на уплотнительную втулку 21;

— нанести тонкий слой смазки в расточку крыльчатки 2 и на наружную поверхность резиновой манжеты 23;

— взять двумя руками манжету в сборе с втулкой и, прилагая усилие к торцу уплотнительной втулки, вставить эти детали в расточку крыльчатки до упора, не допуская перекосов.

9. Напрессовать крыльчатку 2 в сборе с манжетой и уплотнительной втулкой на вал 5 (рис. 2). При этом необходимо:

— предварительно смазать вал 5 чистым моторным маслом;

— обеспечить неподвижный упор противоположного конца вала;

— установить крыльчатку ин валу в размер 10-0,15  мм (рис. 2) между торцом вала и торцом ступицы крыльчатки, для этого необходимо при запрессовке установить на торец вала диск диаметром не более 13 мм и высотой 10-0,15

10. Зафиксировать крыльчатку 2 (или шкив 10) от вращения.

11. Завернуть в резьбовое отверстие крыльчатки 2 заглушку 7 до упора;

12. Установить в корпус 1 втулку 4 и резиновое кольцо 12.

13. Установить в канавку патрубка З резиновое кольцо 11, не допуская его перекручивания.

14. Запрессовать патрубок З в расточку корпуса 1 до упора. При этом необходимо:

— предварительно смазать расточку в корпусе 1 кольцо 11 тонким слоем смазки Литол-24;

— шпильки на корпусе 1 должны свободно войти в крепежные отверстия патрубка 8.

15. Закрепить патрубок З гайками 14 с пружинными шайбами 15.

16. Проверить качество сборки вращая вал 5 за шкив 10. Вращение вала должно быть свободным, без заеданий.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить