Как ремонтировать коленчатый вал дизеля ЯМЗ автомобиля МАЗ

Коленчатый вал стальной, изготовлен методом горячей штамповки. Шейки вала закалены с нагревом токами высокой частоты. Коленчатый вал имеет четыре коренные опоры и три шатунные шейки. В последних есть закрытые заглушками внутренние полости, где масло подвергается дополнительной центробежной очистке. Эти полости наклонными каналами сообщаются с поперечными каналами в коренных шейках.

Подробнее: Как ремонтировать коленчатый вал МАЗДля уравновешивания двигателя и разгрузки коренных подшипников от инерционных сил возвратно-поступательно движущихся масс поршней и шатунов и неуравновешенных центробежных сил на щеках коленчатого вала установлены противовесы, в сборе с которыми вал балансируется. Кроме того, в систему уравновешивания входят две выносные массы, одна из которых выполнена в виде прилива на маховике, другая представляет собой противовес, установленный на переднем конце коленчатого вала.

Осевая фиксация вала осуществляется четырьмя бронзовыми полукольцами, установленными в выточках задней коренной опоры. Для предохранения от проворачивания нижние полукольца своими пазами входят в штифты, запрессованные в крышку заднего коренного подшипника.

Подробнее: Разборка дизеля ЯМЗ-236, 238 авто МАЗ Разборка двигателя ЯМЗ-236; 238 автомобиля МАЗ

Снятый с автомобиля для ремонта двигатель разбирают полностью или частично, в зависимости от характера повреждения.

Полная разборка двигателя осуществляется в три этапа: частичная разборка, разборка двигателя на узлы и детали и разборка узлов двигателя на детали.

Разборку двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 выполняют с учетом конструктивных особенностей.

Перед разборкой двигатель временно устанавливают на подставку, предохраняя поддон от повреждений, отвертывают болты крепления картера сцепления.

Снимают коробку передач вместе с картером сцепления, поддерживая ее снизу, чтобы не повредить ведомые диски сцепления или ведущий вал коробки, отвертывают болты крепления кожуха сцепления к маховику и снимают нажимной диск с кожухом в сборе.

Отворачивать болты надо постепенно, ослабляя один за другим, так как в противном случае последние оставшиеся болты могут быть сорваны силой нажимных пружин.

Далее необходимо вынуть ведомый диск.

У сцеплений ЯМЗ-238К, ЯМЗ-2З8, ЯМЗ-236К следует снять также средний ведущий и передний ведомый диски.

После этого необходимо расшплинтовать и отвернуть два стяжных болта 2 (рис. 1) крепления стартера, снять стартер З, генератор и компрессор пневмотормозов, отвернув болты, снять крыльчатку 10 (рис. 2) вентилятора, отвернуть стержень 17 и снять воздушный фильтр 16, снять четыре боковые заглушки 23 (см. рис. 1) по две с правой и левой стороны.

Установив двигатель на стенд (рис. 3) и закрепив его четырьмя фиксаторами, вводимыми в отверстия водяных каналов, необходимо:

- вынуть указатель уровня масла;

Сборка дизеля ЯМЗ-236/238 автомобиля МАЗ

Рассмотрим сборку дизеля в определенной последовательности, учитывая, что наши детали и узлы перед этим предварительно собраны и испытаны. Для сборки понадобятся специальные оправки и приспособления, которые можно изготовить по размерам указанным в рисунках.

Подсборка блока цилиндров

Блок цилиндров устанавливаем на стенд (см. рисунок), закрепив его фиксирующими штифтами за четыре отверстия блока.

При подсборке блока цилиндров запрессовывают установочные штифты под головки цилиндров, устанавливаем крышку шестерен распределения и картер маховика. Штифты запрессовываем оправкой, которая обеспечивает их выступание над привалочными плоскостями блока цилиндров не более чем на 10 мм. Масляные каналы блока очищаем щетинистыми ершами и хлопчатобумажной салфеткой, используя для этих целей шомпол.

Пробки горизонтального и вертикального масляных каналов необходимо ввертывать на нитрошпаклевке или густой нитрокраске.

Продолжение темы по сборке дизеля ЯМЗ-236/238 автомобиля МАЗ

Установка цилиндропоршневой группы

Подробнее: Продолжение темы по сборке дизеля ЯМЗ-236/238 авто МАЗГильзы перед установкой нужно подобрать по цилиндрам и проверить величину выступания бурта. Гильзу без резиновых колец подбираем так, чтобы она встала на место от небольшого нажатия руки. Нижний конец гильзы должен быть точно посажен в соответствующее отверстие блока цилиндров.

Выступание бурта гильзы над плоскостью блока цилиндров должно быть в пределах 0,07 – 0,16 мм его проверяют приспособлением (рис. 1). Для проверки выступания бурта гильзы приспособление основанием 7 устанавливаем на гильзу. При этом штифт 1, перемещаясь вверх, повернет рычаг 2, который через шток 3 передвинет ножку индикатора. Величина отклонения стрелки индикатора от нулевого показания и даст действительную величину выступания бурта гильзы. Для установки приспособления имеются две ручки 9, которые крепятся четырьмя винтами 10 корпус 6. Индикатор устанавливают во втулку 5 и крепят винтом 4.