Дизель автомобиля МАЗ

Двигатели ЯМЗ-236М2 и ЯМЗ-238М2 представляют собой шести- и восьмицилиндровые модели семейства четырехтактных дизелей ОАО «Автодизель».

Двигатель ЯМЗ-238АМ2 является модификацией двигателя ЯМЗ-238М2, мощность которого ограничена до 225 л.с. на весь период эксплуатации.

Двигатель ЯМЗ-238ВМ имеет те же номинальную мощность и максимальный крутящий момент, что и двигатель ЯМЗ-238М2, отличается он комплектностью и специальным масляным поддоном, допускающим эксплуатацию при повышенных кренах и дифферентах.

Общий вид дизеля ЯМЗ-236М2 рис. 1

На рисунке 1 общий вид дизеля

Двигатель ЯМЗ-238ГМ2 предназначен для стационарного или циклически переменного режима работы и отличается от двигателя ЯМЗ-238М2 в основном комплектацией и регулировкой топливной аппаратуры.

РПродольный разрез дизеля дизеля ЯМЗ-236М2 ис. 2

На рисунке 2 продольный разрез дизеля

Двигатель ЯМЗ-238КМ2 предназначен для установки на подземный самосвальный автопоезд.

Поперечный разрез дизеля ЯМЗ-236М2 Рис. 3

На рисунке 3 поперечный разрез дизеля

Двигатели ЯМЗ-236М2, ЯМЗ-238М2, ЯМЗ-238АМ2, ЯМЗ-238ВМ, ЯМЗ-238ГМ2 и ЯМЗ-238КМ2 взаимозаменяемы с двигателями ЯМЗ-236М, ЯМЗ-238М, ЯМЗ-238АМ, ЯМЗ-238ВМ, ЯМЗ-238ГМ и ЯМЗ-238КМ, выпускавшимися до 1988 года, а также с двигателями ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-238А, ЯМЗ-238В, ЯМЗ-238Г и ЯМЗ-238К, выпускавшимися до августа 1985 года.

 ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Показатели

Модели двигателей

ЯМЗ–236М2

ЯМЗ–238М2

ЯМЗ–238АМ2

ЯМЗ–238ВМ

ЯМЗ–238ГМ2

ЯМЗ–238КМ2

Тип двигателя

Четырехтактный, с воспламенением от сжатия

Число, расположение цилиндров

6, V-образное

8, V-образное, угол развала 90º

Порядок работы цилиндров

1-4-2-5-3-6

1-5-4-2-6-3-7-8

Схема нумерации цилиндров

См. рис.4А

См. рис.4В

См. рис.4В

См. рис.4В

См. рис.4В

См. рис.4В

Диаметр цилиндров, мм

130

130

130

130

130

130

Ход поршня, мм

140

140

140

140

140

140

Рабочий объем всех цилиндров, л

11,15

14,86

14,86

14,86

14,86

14,86

Степень сжатия (расчетная)

16,5

16,5

16,5

16,5

16,5

16,5

Номинальная мощность, кВт (л.с.)

132

(180)

176

(240)

165

(225)

176

(240)

125

(170)

140

(190)

Частота вращения коленчатого вала

при номинальной мощности, об/мин

2100

2100

2100

2100

2100

2100

Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м)

667 (68)

883 (90)

825 (84)

883 (90)

-

687 (70)

Частота вращения коленчатого вала

при максимальном крутящем моменте,

об/мин, не более

1250-1450

1250-1450

1250-1450

1450-1600

-

1250-1450

Частота вращения холостого хода

коленчатого вала, об/мин,

минимальная

максимальная, не более

 

550-650

2275

 

550-650 2275

 

550-650 2275

 

550-650 2275

 

550-650 2275

 

550-650

2275

Способ смесеобразования

Непосредственный впрыск

Камера сгорания

Однополостная в поршне

Блок цилиндров

Отлит вместе с верхней частью картера

Гильзы цилиндров

« Мокрого» типа

Головки цилиндров

Две, по одной на каждый ряд цилиндров

Коленчатый вал

Кованый, с привернутыми противовесами, поверхности шеек закалены с нагревом ТВЧ

Число опор коленчатого вала

4

5

5

5

5

5

Коренные подшипники

Скольжения, со сменными вкладышами

Шатунные подшипники

Скольжения, со сменными вкладышами

Поршни

Из алюминиевого сплава

Поршневые пальцы

Плавающего типа, осевое перемещение ограничивается стопорными кольцами

Шатуны

Двутаврового сечения, в верхних головках запрессованы бронзовые втулки

Маховик

Имеет зубчатый венец для пуска двигателя стартером

Распределительный вал

Общий для обоих рядов цилиндров, с шестеренчатым приводом

Зазор между клапаном

и коромыслом толкателя, мм

0,25-0,30

0,25-0,30

0,25-0,30

0,25-0,30

0,25-0,30

0,25-0,30