Дизель автомобиля МАЗ

Двигатели ЯМЗ-236М2 и ЯМЗ-238М2 представляют собой шести- и восьмицилиндровые модели семейства четырехтактных дизелей ОАО «Автодизель».

Двигатель ЯМЗ-238АМ2 является модификацией двигателя ЯМЗ-238М2, мощность которого ограничена до 225 л.с. на весь период эксплуатации.

Двигатель ЯМЗ-238ВМ имеет те же номинальную мощность и максимальный крутящий момент, что и двигатель ЯМЗ-238М2, отличается он комплектностью и специальным масляным поддоном, допускающим эксплуатацию при повышенных кренах и дифферентах.

Двигатель ЯМЗ-238ГМ2 предназначен для стационарного или циклически переменного режима работы и отличается от двигателя ЯМЗ-238М2 в основном комплектацией и регулировкой топливной аппаратуры.

Двигатель ЯМЗ-238КМ2 предназначен для установки на подземный самосвальный автопоезд.

Двигатели ЯМЗ-236М2, ЯМЗ-238М2, ЯМЗ-238АМ2, ЯМЗ-238ВМ, ЯМЗ-238ГМ2 и ЯМЗ-238КМ2 взаимозаменяемы с двигателями ЯМЗ-236М, ЯМЗ-238М, ЯМЗ-238АМ, ЯМЗ-238ВМ, ЯМЗ-238ГМ и ЯМЗ-238КМ, выпускавшимися до 1988 года, а также с двигателями ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-238А, ЯМЗ-238В, ЯМЗ-238Г и ЯМЗ-238К, выпускавшимися до августа 1985 года.

Общий вид дизеля ЯМЗ-236М2 Общий вид дизеля

Продольный Продольный разрез дизеля дизеля ЯМЗ-236М2 разрез дизеля

Поперечный Поперечный разрез дизеля ЯМЗ-236М2 разрез дизеля

 

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Показатели

Модели двигателей

ЯМЗ–236М2

ЯМЗ–238М2

ЯМЗ–238АМ2

ЯМЗ–238ВМ

ЯМЗ–238ГМ2

ЯМЗ–238КМ2

Тип двигателя

Четырехтактный, с воспламенением от сжатия

Число, расположение цилиндров

6, V-образное

8, V-образное, угол развала 90º

Порядок работы цилиндров

1-4-2-5-3-6

1-5-4-2-6-3-7-8

Схема нумерации цилиндров

См. рис.4А

См. рис.4В

См. рис.4В

См. рис.4В

См. рис.4В

См. рис.4В

Диаметр цилиндров, мм

130

130

130

130

130

130

Ход поршня, мм

140

140

140

140

140

140

Рабочий объем всех цилиндров, л

11,15

14,86

14,86

14,86

14,86

14,86

Степень сжатия (расчетная)

16,5

16,5

16,5

16,5

16,5

16,5

Номинальная мощность, кВт (л.с.)

132

(180)

176

(240)

165

(225)

176

(240)

125

(170)

140

(190)

Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, об/мин

2100

2100

2100

2100

2100

2100

Максимальный крутящий момент, Н·м (кгс·м)

667 (68)

883 (90)

825 (84)

883 (90)

-

687 (70)

Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, об/мин, не более

1250-1450

1250-1450

1250-1450

1450-1600

-

1250-1450

Частота вращения холостого хода коленчатого вала, об/мин,

минимальная

максимальная, не более

 

550-650

2275

 

550-650 2275

 

550-650 2275

 

550-650 2275

 

550-650 2275

 

550-650

2275

Способ смесеобразования

Непосредственный впрыск

Камера сгорания

Однополостная в поршне

Блок цилиндров

Отлит вместе с верхней частью картера

Гильзы цилиндров

« Мокрого» типа

Головки цилиндров

Две, по одной на каждый ряд цилиндров

Коленчатый вал

Кованый, с привернутыми противовесами, поверхности шеек закалены с нагревом ТВЧ

Число опор коленчатого вала

4

5

5

5

5

5

Коренные подшипники

Скольжения, со сменными вкладышами

Шатунные подшипники

Скольжения, со сменными вкладышами

Поршни

Из алюминиевого сплава

Поршневые пальцы

Плавающего типа, осевое перемещение ограничивается стопорными кольцами

Шатуны

Двутаврового сечения, в верхних головках запрессованы бронзовые втулки

Маховик

Имеет зубчатый венец для пуска двигателя стартером

Распределительный вал

Общий для обоих рядов цилиндров, с шестеренчатым приводом

Зазор между клапаном и коромыслом толкателя, мм

0,25-0,30

0,25-0,30

0,25-0,30

0,25-0,30

0,25-0,30

0,25-0,30

Система смазки

Система смазки

Смешанная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, втулки верхних головок шатунов, втулки коромысел клапанов, втулка промежуточной шестерни масляного насоса, сферические опоры штанг, втулки толкателей. Топливный насос высокого давления и регулятор частоты вращения оборудованы циркуляционной смазкой из системы смазки двигателя

Зубчатые передачи, подшипники качения и кулачки распределительного вала смазываются разбрызгиванием.

Масляный насос

Шестеренчатый, двухсекционный

Давление в масляной системе, кПа (кгс/см2)

при номинальных оборотах

при минимальных оборотах холостого хода, не менее

400-700 (4-7)

 

100 (1,0)

400-700 (4-7)

 

100 (1,0)

400-700 (4-7)

 

100 (1,0)

400-700 (4-7)

 

100 (1,0)

400-700 (4-7) 100 (1,0)

400-700 (4-7)

 

100 (1,0)

Система охлаждения масла

Масляный радиатор, устанавливаемый вне двигателя

Масляные фильтры

Два - полнопоточный, со сменными фильтрующим элементом и тонкой очистки - центробежный, с реактивным приводом. Допускается установка фильтра грубой очистки вместо полнопоточного.

Давление открытия клапанов системы смазки, кПа (кгс/ см2):

редукционный клапан масляного насоса

предохранительный клапан радиаторной секции масляного насоса

дифференциальный клапан

перепускной клапан фильтра грубой очистки масла

перепускной клапан полнопоточного масляного фильтра

 

 

700-800

(7,0-8,0)

100-130

(1,0-1,3)

520-560

(5,2-5,6)

180-230

(1,8-2,3)

200-250

(2,0-2,5)

 

 

700-800

(7,0-8,0)

100-130

(1,0-1,3)

520-560

(5,2-5,6)

180-230

(1,8-2,3)

200-250

(2,0-2,5)

 

 

700-800

(7,0-8,0)

100-130

(1,0-1,3)

520-560

(5,2-5,6)

180-230

(1,8-2,3)

200-250

(2,0-2,5)

 

 

700-800

(7,0-8,0)

100-130

(1,0-1,3)

520-560

(5,2-5,6)

180-230

(1,8-2,3)

200-250

(2,0-2,5)

 

 

700-800

(7,0-8,0)

100-130

(1,0-1,3)

520-560

(5,2-5,6)

180-230

(1,8-2,3)

200-250

(2,0-2,5)

 

 

700-800

(7,0-8,0)

100-130

(1,0-1,3)

520-560

(5,2-5,6)

180-230

(1,8-2,3)

200-250

(2,0-2,5)

Система питания

Топливоподающая аппаратура

Раздельного типа

Топливоподкачивающий насос

Поршневой, с ручным топливоподкачивающим насосом

Топливный насос высокого давления

Шестиплунжерный

Восьмиплунжерный

Плунжеры

Золотникового типа, диаметр 10 мм, ход 11 мм

Порядок работы секции топливного насоса

1-4-2-5-3-6

1-3-6-2-4-5-7-8

Нумерация секций

Со стороны привода

Регулятор частоты вращения

Центробежный, всережимный

Установочный угол опережения впрыска, градусы.

15

15

15

15

15

10

Муфта опережения впрыска

Автоматическая, центробежного типа

Форсунки

Закрытого типа, с многоярусными распылителями

Давление начала впрыскивания, МПа (кгс/ см2)

22,6+0,8 (230+8)

22,6+0,8 (230+8)

22,6+0,8 (230+8)

22,6+0,8 (230+8)

22,6+0,8 (230+8)

22,6+0,8 (230+8)

Топливные фильтры

Два, грубой и тонкой очистки со сменными фильтрующими элементами.

В крышке фильтра тонкой очистки установлен перепускной жиклер.

Воздушный фильтр

Инерционно-масляный или сухого типа

Сухого типа

Специальный, устанавливается на машине

Инерционно-масляный

Система охлаждения

Система охлаждения двигателя

Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости; оборудована термостатом для поддержания постоянного теплового режима работы двигателя.

Водяной насос

Центробежный, приводится клиновым ремнем от шкива коленчатого вала

Вентилятор

Шестилопастный, с шестеренчатым приводом

Электрооборудование

Генератор

Г-273В2 или 1322.3771

Г-273В2 или 1322.3771

Г-273В2 или 1322.3771

Г-273В2 или 1322.3771

1702.3771

Трехфазный синхронный, переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком

Трехфазный синхронный, переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком

Максимальный ток, А

 

28

 

50

 

28

 

 

28

 

50

Номинальное выпрямленное напряжение, В

 

 

28

 

 

28

 

 

28

 

 

 

 

28

 

 

28

Стартер

25.3708-01, постоянного тока, последовательного возбуждения, с электромагнитным приводом

Номинальная мощность стартера, кВт, при С20=182Ач

 

 

8,2

 

 

8,2

 

 

8,2

 

 

8,2

 

 

8,2

 

 

8,2

Сцепление

Модель

ЯМЗ-236К или ЯМЗ-181*

ЯМЗ-238 или ЯМЗ-182*

ЯМЗ-238

ЯМЗ-238

ЯМЗ-238

Коробка передач

Модель

ЯМЗ-236П

ЯМЗ-236Н

ЯМЗ-236Н

Тип

Механическая, трехходовая, пятиступенчатая, с синхронизаторами на второй-третьей и четвертой-пятой передачах

Передаточные числа:

первой передачи

второй передачи

третьей передачи

четвертой передачи

пятой передачи

заднего хода

 

5,26

2,90

1,52

1,00

0,66

5,48

 

5,26

2,90

1,52

1,00

0,66

5,48

 

5,26

2,90

1,52

1,00

0,66

5,48

 

 

 

Переключение передач

Дистанционное, механическое управление

Рычагом на крышке коробки передач

Масса незаправленного двигателя, кг

без сцепления и коробки передач

со сцеплением без коробки передач

с двухдисковым сцеплением и коробкой передач

с однодисковым сцеплением и коробкой передач

 

 

890

 

 

1205

 

1185

 

 

1075

 

 –

 

1390

 

 –

 

 

1075

 

 

1390

 

 –

 

 

 

1105

 

 

 

 

 

1170

 

 

 

 

1075

 

 

 

Заправочные емкости, л

Система смазки (без радиатора)

21

29

29

28

29

29

Система охлаждения (без радиатора)

17

20

20

20

20

20

Воздушный фильтр

1,4

0,85

0,85

0,85

Муфта опережения впрыска

0,16

0,16

0,16

0,16

0,16

0,16

Коробка передач

5,5

5,5

5,5

-

Схема нумерации цилиндров

Схема нумерации цилиндров дизеля ЯМЗ-236/238

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить