Как ремонтировать коленчатый вал дизеля ЯМЗ автомобиля МАЗ

Коленчатый вал стальной, изготовлен методом горячей штамповки. Шейки вала закалены с нагревом токами высокой частоты. Коленчатый вал имеет четыре коренные опоры и три шатунные шейки. В последних есть закрытые заглушками внутренние полости, где масло подвергается дополнительной центробежной очистке. Эти полости наклонными каналами сообщаются с поперечными каналами в коренных шейках.

Для уравновешивания двигателя и разгрузки коренных подшипников от инерционных сил возвратно-поступательно движущихся масс поршней и шатунов и неуравновешенных центробежных сил на щеках коленчатого вала установлены противовесы, в сборе с которыми вал балансируется. Кроме того, в систему уравновешивания входят две выносные массы, одна из которых выполнена в виде прилива на маховике, другая представляет собой противовес, установленный на переднем конце коленчатого вала.

Осевая фиксация вала осуществляется четырьмя бронзовыми полукольцами, установленными в выточках задней коренной опоры. Для предохранения от проворачивания нижние полукольца своими пазами входят в штифты, запрессованные в крышку заднего коренного подшипника.

Носок и хвостовик коленчатого вала уплотняются резиновыми самоподжимными манжетами.

На двигатели устанавливается коленчатый вал 2З6НЕ-1005009 (маркировка 236Н-1005015-У)

Маркируется коленчатый вал на 5-й щеке.

Шейки коленчатого вала могут быть двух номинальных размеров и поэтому возможны следующие варианты маркировки и применение соответствующих им вкладышей.

Маркировка

коленчатого

вала

236Н

1005015-У

236Н

1005015-У Ш1

236Н

1005015-У К1

236Н

1005015-УШ1К1

Диаметр

коренных

шеек, мм

110-0,022

109-0,022

109,75-0,022

109,75-0,022

Маркировка

коренных

вкладышей

236-1005170-В

и

236-1005171-В

236-1005 170-В

и

236-1005171-В

236-1005170-В Р1

и

236-1005171-В Р1

236-1005170-В Р1

и

236-1005171-В Р1

Толщина

коренного

вкладыша, мм

2,965-0,012

 

2,965-0,012

 

3,090-0,012

 

3,090-0,012

 

Диаметр

шатунных

шеек, мм

88,00-0,022

 

87,75-0,022

 

88,00-0,022

 

87,75-0,022

 

Маркировка

шатунного

вкладыша

236-1004058-В

236-1 004058-В Р1

 

236-1004058-В

 

236-1 004058-В Р1

Толщина

шатунного

вкладыша, мм

2,490-0,012

2,615-0,012

2,490-0,012

2,615-0,012

Примечание: Буквы «Н», «У», «Ш», «К» и цифра «1» клеймятся при маркировке ударным способом.

Вкладыши коренных подшипников коленчатого вала и нижней головки шатуна (рис. 1) — сменные, тонкостенные, имеют стальное основание и рабочий слой из свинцовистой бронзы.

рВкладыши подшипников коленчатого вала дизеля ЯМЗис. 1

Верхний и нижний вкладыши коренного подшипника коленчатого вала не взаимозаменяемы. В верхнем вкладыше имеются отверстие для подвода масла и канавка для его распределения.

Вкладыши нижней головки шатуна взаимозаменяемы.

На двигателях ЯМЗ-2З6БЕ, ЯМЗ-236Б, ЯМ3-2З6НЕ и ЯМ3-236Н через отверстие во вкладыше масло подводится к втулке верхней головки шатуна и поршневому пальцу.

Установка коленчатого вала на двигатель

При установке коленчатого вала на двигатель обеспечить соответствие размеров вкладышей подшипников размерам шеек вала.

Перед установкой обеспечить чистоту наружных поверхностей и внутренних полостей коленчатого вала и других сопряженных поверхностей. Смазать шейки и рабочие поверхности чистым моторным маслом.

Для облегчения установки маховика в правильное положение относительно коленчатого вала на ступице маховика нанесена цифра «6», которую при сборке совместить с цифрой «2» на торце коленчатого вала.

Крышки коренных подшипников не взаимозаменяемы; при их установке следить, чтобы клеймо на крышке соответствовало клейму на блоке.

Затяжку крышек коренных подшипников начинать с вертикальных болтов и затягивать в два приема с крутящим моментом после повторной затяжки 430 — 470 Нм (43 — 47 кгсм), затем затянуть в два приема горизонтальные болты с окончательным моментом затяжки 90 — 120 Нм (9 — 12 кгсм).

Перед затяжкой заднего упорного коренного подшипника выровнять осевой зазор, для чего, слегка притянув болтами крышку подшипника, перемещать коленчатый вал назад-вперед в осевом направлении до упора при помощи ломика сначала назад, затем вперед, выравнивая положение крышки. Затянув болты, проверить щупом осевой зазор. Он должен быть одинаковым с обеих сторон крышки.