Коробка передач — механическая, двухвальная, с пятью передачами переднего хода. Она конструктивно объединена с дифференциалом и главной передачей

Корпус коробки передач состоит из трех частей: картера сцепления 25, картера коробки передач 7 и задней крышки картера коробки передач 1.

При сборке между ними наносят бензомаслостойкий герметик – прокладку.

В гнезде картера сцепления находится специальный магнит, удерживающий металлические продукты износа.

Коробка передач: 1 – задняя крышка картера коробки передач; 2 – ведущая шестерня V передачи; 3 – шариковый подшипник первичного вала; 4 – ведущая шестерня IV передачи первичного вала; 5 – первичный вал; 6 – ведущая шестерня III передачи первичного вала; 7 – картер коробки передач 8 – ведущая шестерня II передачи первичного вала; 9 – шестерня заднего хода; 10 – промежуточная шестерня заднего хода; 11 – ведущая шестерня I передачи первичного вала; 12 – роликовый подшипник первичного вала; 13 – сальник первичного вала; 14 – сапун; 15 – подшипник выключения сцепления; 16 – направляющая втулка муфты подшипника выключения сцепления; 17 – ведущая шестерня главной передачи; 18 – роликовый подшипник вторичного вала; 19 – маслосборник; 20 – ось сателлитов; 21 – ведущая шестерня привода спидометра; 22 – шестерня полуоси; 23 – коробка дифференциала; 24 – сателлит; 25 – картер сцепления; 26 – пробка для слива масла; 27 – ведомая шестерня главной передачи; 28 – регулировочное кольцо; 29 – роликовый конический подшипник дифференциала; 30 – сальник полуоси; 31 – ведомая шестерня I передачи вторичного вала; 32 – синхронизатор I и II передач; 33 – ведомая шестерня II передачи вторичного вала; 34 – ведомая шестерня III передачи вторичного вала; 35 – синхронизатор III и IV передач; 36 – ведомая шестерня IV передачи вторичного вала; 37 – шариковый подшипник вторичного вала; 38 – ведомая шестерня V передачи вторичного вала; 39 – синхронизатор V передачи; 40 – вторичный вал

Первичный вал 5 выполнен как блок ведущих шестерен, которые находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями всех передач переднего хода.

Вторичный вал 40 – полый (для подачи масла под ведомые шестерни), до съемной ведущей шестерни главной передачи 17.

На нем расположены ведомые шестерни 31, 33, 34, 36, 38 и синхронизаторы 32, 35, 39 передач переднего хода.

Передние подшипники валов 18 и 12 – роликовые, задние 3 и 37 – шариковые.

Радиальный зазор в роликовых подшипниках не должен превышать 0,04 мм.

Под передним подшипником 18 вторичного вала расположен маслосборник 19, направляющий поток масла внутрь вала.

Внешний вид коробки передач: 1 - задняя крышка картера коробки передач; 2 - кронштейн троса привода выключения сцепления; 3 - картер коробки передач; 4 - рычаг вилки выключения сцепления; 5 - сапун; 6 - картер переключателя передач; 7 - указатель уровня (щуп); 8 - рым; 9 - датчик скорости; 10 - хвостовик шарнира штока переключателя передач; 11 - сальник привода левого колеса; 12 - пробка сливного отверстия; 13 - выключатель света заднего хода; 14 - соленоид блокировки выключения передачи заднего хода; 15 - пробка фиксатора вилки выключения передачи заднего хода

Дифференциал — двухсателлитный. Предварительный натяг в подшипниках 29 (0,25 мм) регулируется подбором толщины кольца 28, устанавливаемого в гнезде картера коробки передач под наружным кольцом подшипника дифференциала.

К фланцу коробки дифференциала крепится ведомая шестерня главной передачи 27. Коробка передач сообщается с атмосферой через сапун 14, расположенный в ее верхней части.

Привод управления коробкой передач состоит из рычага переключения передач, шаровой опоры, тяги управления, штока переключателя передач и механизма переключения передач.

Чтобы передачи самопроизвольно не выключались из-за осевого перемещения силового агрегата при движении автомобиля, в привод управления коробкой передач введена реактивная тяга, один конец которой связан с силовым агрегатом, а другой конец прикреплен к основанию рычага переключения передач.

На внутреннем конце штока закреплен переключатель (рычаг), который действует на трехплечий рычаг механизма переключения передач.

Этот механизм выполнен отдельным узлом и крепится к картеру сцепления. В корпусе механизма переключения передач имеются три оси.

На одной установлены трехплечий рычаг выбора и включения передач и две блокировочные скобы.

Другая ось проходит через отверстия блокировочных скоб, фиксируя их от проворачивания.

Переключатель передач, установленный на штоке, действует на плечо рычага выбора передач, который в свою очередь одним плечом включает передачи переднего хода, а другим — передачу заднего хода.

На отдельной оси установлена вилка включения передачи заднего хода.

Во избежание случайного включения передачи заднего хода в коробке передач установлен соленоид блокировки включения передачи заднего хода.

Выступающая часть сердечника соленоида не дает перемещаться блокировочным скобам по осям до положения включения передачи заднего хода.

На рычаге переключения передач установлен выключатель соленоида.

При поднятии кольца под рукояткой контакты выключателя замыкаются, и на соленоид подается напряжение.

Сердечник соленоида втягивается и дает возможность включить передачу заднего хода.

В случае выхода из строя соленоида или обрыва его электрической цепи включить передачу заднего хода становится невозможно.

Для того чтобы включить передачу заднего хода и доехать до гаража или СТО, где можно будет устранить неисправность, следует вывернуть соленоид из картера коробки передач и на его место ввернуть пробку фиксатора штока вилки переключения передач, которую рекомендуем возить с собой.

При этом во время движения автомобиля следует соблюдать осторожность, чтобы случайно не включить передачу заднего хода вместо первой.

После устранения неисправности следует долить масло в коробку передач, поскольку часть его вытечет при выворачивании соленоида.

В коробку передач на заводе заливают трансмиссионное масло, рассчитанное на 75000 км пробега.

Уровень масла должен находиться между контрольными отметками на указателе уровня масла.

Основные данные для контроля, регулировки и обслуживания

Трансмиссионное масло (группа по API) GL—4 или GL—4/5

Рекомендуемый класс вязкости трансмиссионного масла по SAE:

  • —40 ˚C— +35 ˚C - 75W80, 75W85
  • —40 ˚C— +45 ˚C - 75W90
  • —26 ˚C— +35 ˚C - 80W85
  • —26 ˚C— +45 ˚C - 80W90

Заправочный объем - 3,1 л

Размеры сальников приводов (правый *2110-2301034, 2110-2301034-01; левый* - 2110-2301035, 2110-2301035-01), мм:

  • Внешний диаметр - 57
  • Внутренний диаметр - 35
  • Ширина - 9

Размеры сальника первичного вала (2110-1701043), мм:

  • Внешний диаметр - 45
  • Внутренний диаметр - 25
  • Ширина - 9

Размеры сальника штока выбора передач (2108-1703042-01), мм:

  • Внешний диаметр - 30
  • Внутренний диаметр - 16
  • Ширина - 7

* сальники левого и правого приводов не взаимозаменяемы, так как имеют разное направление маслосгонных канавок

Моменты затяжки резьбовых соединений КПП

Наименование узлов и деталей – Резьба - Момент затяжки, Нм (кгс.м)

  • Резьбовая пробка сливного отверстия М22х1,5 - 28,7—46,3 (2,9—47)
  • Выключатель света заднего хода М14х1,5 - 28,4—45,3 (259—4,6)
  • Гайка крепления корпуса привода датчика скорости М6 - 4,5—7,2 (11,7—18,6)
  • Гайки крепления коробки передач к картеру сцепления М8 - 15,7—25,5(1,6—2,6)
  • Болт с конической частью шарнира тяги привода переключения передач М8 - 16,3—20,1 (1,7—2,1)
  • Болты крепления корпуса рычага переключения передач М8 - 15,7—25,5 (1,6—2,6)
  • Болты крепления механизма переключения передач М6 - 6,4—10,3 (0,7—1,1)
  • Гайки хомутов тяги привода переключения передач М8 - 15,7—25,5 (1,6—2,6)
  • Болт крепления ограничителя рычага переключения передач М6 - 11,7—18,6(1,2—1,9)
  • Болты крепления кронштейна реактивной тяги М8 - 14,0—32,0 (1,4—3,2)
  • Пробка фиксатора вилки заднего хода М16х1,5 - 28,4—35,0 (2,8—3,6)

* сальники левого и правого приводов не взаимозаменяемы, так как имеют разное направление маслосгонных канавок

Возможные неисправности КПП и методы устранения

- Причина неисправности

Методы устранения

Шум в коробке передач (Шум уменьшается или исчезает, если выжать сцепление):

- Недостаточный уровень масла в картере коробки передач

Проверьте уровень, при необходимости долейте масло. Проверьте, нет ли течи. Продуйте сапун

- Низкое качество масла. В масло попала вода (при попадании воды в масло образуется эмульсия белого цвета, ее можно увидеть на щупе)

Замените масло. Броды и глубокие лужи переезжайте осторожно.

Установите брызговик двигателя, наденьте трубку на сапун коробки передач и выведите ее наверх, в защищенное от брызг место

- Износ или повреждение подшипников, зубьев шестерен

Замените изношенные подшипники, шестерни

Передачи включаются с трудом, посторонние шумы отсутствуют:

- Деформирована тяга привода механизма переключения передач

Выправьте или замените тягу

- Ослабли болты крепления шарнира или рычага штока выбора передач

Затяните болты (нанесите на их резьбовую часть анаэробный герметик)

- Поломка пластмассовых деталей привода управления

Замените детали

- Неправильная регулировка привода

Отрегулируйте привод

- Сломаны пружины механизма переключения передач, деформированы его детали

Замените пружины, выправьте деформированные детали или замените механизм в сборе

- Ослабление посадок вилок переключения передач на штоках

Подтяните фиксаторы вилок на штоках

- Не затянуты гайки валов коробки передач

Затяните гайки

- Не полностью выключается сцепление

Смотрите неисправность «Сцепление ведет»

Передачи самопроизвольно выключаются:

- Повреждение или износ шлицев на муфте, шестерне или ступице синхронизатора

Замените дефектные детали

- Неправильная регулировка привода

Отрегулируйте привод

- Ослабли пружины в механизме переключения передач, изношены штоки

Замените изношенные детали

- Не затянуты гайки валов коробки передач

Затяните гайки

- Потеряли упругость или разрушились опоры силового агрегата

Замените опоры

Шум, треск, визг шестерен в момент включения передачи:

- Сцепление выключается не полностью

См. диагностику неисправностей сцепления

- Нет масла в картере коробки передач

Долейте масло. Проверьте, нет ли течи. Продуйте сапун

- Повреждены подшипники, зубья шестерен

Замените подшипники, шестерни

- Износ кольца синхронизатора включаемой передачи

Замените кольцо

Шум главной передачи (Шум со стороны коробки передач только при движении автомобиля):

- Износ или разрушение подшипников

Замените разрушенные и изношенные подшипники вторичного вала и дифференциала (даже при минимальном износе). Отрегулируйте предварительный натяг подшипников коробки дифференциала

Не включается передача заднего хода:

- Неисправен соленоид

Замените соленоид или снимите его и заглушите отверстие в КП

- Неисправна цепь включения соленоида

Можно подать питание на соленоид напрямую с аккумулятора

Утечка масла

- Износ сальников: первичного вала, приводов, штока выбора передач, износ уплотнения датчика скорости

Замените сальники. Продуйте сапун коробки передач

- Сильный износ, забоины на поверхности валов, по которым работают сальники

Небольшие повреждения зачистите мелкозернистой шкуркой и заполируйте.

Устанавливая новый сальник, можно немного недопрессовать его, чтобы кромка сальника работала по неизношенной части вала (при этом во избежание перекоса можно подложить под сальник дистанционные прокладки толщиной до 1 мм). При значительных повреждениях замените валы и сальники

- Большой люфт первичного вала коробки передач

Проверьте состояние подшипников вала, их посадочных поверхностей, затяжку гайки. Изношенные детали замените

- Ослабло крепление картера сцепления и крышки коробки передач

Подтяните резьбовые соединения

- Неплотно завернуты сливная пробка, выключатель фонарей заднего хода, соленоид блокировки включения заднего хода, пробки фиксаторов штоков вилок

Подтяните сливную пробку, выключатель фонарей, соленоид, пробки фиксаторов