Электронная педаль газа состоит из пластмассового рычага, который выполнен заодно с педалью и двух датчиков, встроенных в кронштейн.

Все элементы представляют собой единую конструкцию, которую иногда называют модулем педали газа.

Электронная педаль газа Лада Гранта

Каждый датчик положения педали газа (встроенный в кронштейн педали газа) представляет собой потенциометр, подвижный контакт которого жестко связан с поворотной осью рычага педали.

Электронный блок управления (ЭБУ) по сигналам датчиков непрерывно отслеживает положение педали.

Изменение положения контролируется по меняющемуся сопротивлению на выводах обоих датчиков.

В соответствии с этими параметрами ЭБУ подает управляющие команды на мотор-редуктор дроссельного узла и на топливные форсунки.

В результате износа подвижных контактов или токопроводящих дорожек, датчики могут выйти из строя или поступающие с них сигналы будут не корректны.

При нарушении сигналов двигатель будет работать неустойчиво, возможны «провалы» на переходных режимах.

При работе на холостом ходу частота вращения коленчатого вала двигателя может самопроизвольно меняться.

В случае, выхода из строя одного из датчиков (или его цепи), загорится контрольная лампа неисправности системы управления двигателем.

Если за контрольное время сигнал с датчика не восстановится, ЭБУ переведет систему на резервный режим работы. В этом режиме при резком нажатии педали газа до упора, обороты будут расти медленно.

На автомобиле можно будет продолжить движение до места ремонта своим ходом. Возможно некоторое увеличение расхода топлива и изменение некоторых других технических показателей двигателя.

В случае, когда из строя выйдут оба датчика, ЭБУ переведет систему управления двигателем в аварийный режим работы.

Двигатель будет работать только на оборотах чуть выше холостого хода (1500 мин-1).

При этом автомобиль сохраняет способность самостоятельно двигаться, хотя и с медленной скоростью. Это позволит в случае необходимости покинуть перекресток, съехать на обочину или переместить автомобиль в безопасное место на небольшое расстояние.

В системе управления двигателем для перехода на некоторые режимы работы требуется отслеживать положение педали тормоза.

В качестве датчика положения педали тормоза задействован выключатель сигналов торможения, в котором имеются две пары контактов.

Выключатель соединен с ЭБУ дополнительным проводом.

Также потребуется датчик, отслеживающий включение и выключение сцепления. Его устанавливают в кронштейн педали сцепления.

Датчик педали сцепления Лада Гранта

Датчик положения педали сцепления работает по такому же принципу, как и выключатель сигналов торможения.

Датчик педали сцепления Лада Гранта

Датчик концентрации кислорода подает выходной сигнал, по которому ЭБУ определяет концентрацию кислорода в отработавших газах.

По полученным данным ЭБУ корректирует количество топлива, впрыскиваемого в цилиндры двигателя, тем самым, поддерживая оптимальную пропорцию смеси воздуха с топливом (это необходимо для эффективной работы каталитического нейтрализатора).

Чувствительный элемент датчика концентрации кислорода расположен в потоке отработавших газов (перед каталитическим нейтрализатором).

Работоспособность датчика возможна только при нагреве его чувствительного элемента до температуры не ниже 300˚ С.

Для сокращения времени прогрева в датчик встроен нагревательный элемент.

Чтобы двигатель соответствовал требованиям норм токсичности ЕВРО IV, в систему выпуска отработавших газов после нейтрализатора встроен второй датчик концентрации кислорода.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) — полупроводниковый прибор термистор, электрическое сопротивление которого меняется при изменении температуры окружающей среды.

ДТОЖ установлен в корпусе термостата.

По сопротивлению датчика ЭБУ оценивает тепловой режим двигателя.

Полученные данные используются при расчете большинства управляющих команд для элементов системы управления двигателем, а также для включения электровентилятора системы охлаждения двигателя.

При неисправности ДТОЖ электронный блок управления переводит систему на резервный режим работы.

Датчик скорости Лада Гранта

Датчик скорости автомобиля установлен на коробке передач.

Принцип действия датчика основан на эффекте Холла.

По импульсам, вырабатываемым датчиком, ЭБУ рассчитывает скорость автомобиля.

Сигнал с датчика поступает также на спидометр.

Катушка зажигания Лада Гранта

Катушка зажигания

В системе зажигания двигателей применяется одна катушка зажигания.

Она представляет собой две двухвыводные катушки зажигания, выполненные в едином корпусе.

Искрообразование происходит в двух цилиндрах одновременно (1—4 или 2—3).

Катушка зажигания соединена со свечами зажигания четырьмя высоковольтными проводами с несъемными наконечниками.

Форсунка Лада Гранта

Форсунка— это электромагнитный игольчатый клапан, на выходном патрубке которого выполнен распылитель с четырьмя калиброванными отверстиями.

Форсунка открывается по сигналу ЭБУ, при этом топливо под давлением впрыскивается непосредственно на впускной клапан.

Количество топлива, поступающего в цилиндр, регулируется временем открытия форсунки.

На двигателе установлено по одной форсунке на каждый цилиндр.

Клапан продувки адсорбера Лада Гранта

Клапан продувки адсорбера установлен на корпусе воздушного фильтра

Колодка диагностического разъема предназначена для подключения внешнего диагностического устройства к системе управления двигателем.

Колодка установлена справа от центральной консоли.

Основные данные для контроля, регулировки и обслуживания

Маркировка свечи зажигания (изготовитель)

А17ДВРМ LR15YC-1 (BRISK) WR7DCX (BOSCH)

Резьба свечи зажигания

M14x1,25

Зазор между электродами, мм

1,0-1,15

Катушка зажигания двигателя

2111-3705010-10

Форсунки двигателя

1118-1132010/-01

Клапан продувки адсорбера

1118-1164200

Датчик положения коленчатого вала

2112-3847010-00/-04

Датчик температуры охлаждающей жидкости (СУД)

2112-3851010-00/-05

Дроссельный узел

2116-1148010

Датчик детонации

2112-3855020-01/-02/-03

Датчик массового расхода воздуха

11180-1130010

Датчик концентрации кислорода

21074-3850010-20

Датчик скорости автомобиля

1118-3843010-04

Электронная педаль газа

11183-1108500

Моменты затяжки резьбовых соединений

Наименование узлов и деталей

Момент затяжки, Нм (кгс-м)

Болт крепления датчика положения коленчатого вала

8,0-12,0 (0,8-1,2)

Болты крепления датчика массового расхода воздуха

3,0-5,0 (0,3-0,5)

Болт крепления датчика детонации

10,4-24,2 (1,0-2,4)

Датчик температуры охлаждающей жидкости

9,3-15(0,9-1,5)

Датчик концентрации кислорода

25,0-45,0 (2,5-4,5)

Свечи зажигания

30,7-39,0 (3,1-4,0)

Винты крепления катушек зажигания

6,0-8,0 (0,6-0,8)

Гайки крепления электронной педали газа

8,0-12,0 (0,8-1,2)