Электроусилитель позволяет снизить усилие на рулевом колесе, облегчая управление автомобилем. Основу электроусилителя составляет безщеточный электродвигатель с редуктором, расположенный под кожухом рулевого управления. На валу двигателя установлен червяк, который входит в зацепление с пластмассовой шестерней, закрепленной на вале рулевого управления. Координирует работу электроусилителя электронный блок управления изменением подаваемого напряжения на электродвигатель по информации, получаемой от датчиков скорости автомобиля, частоты вращения коленчатого вала и величины крутящего момента на вале рулевого управления. Электродвигатель через редуктор доворачивает с определенным моментом вал рулевой колонки. Блок управления обеспечивает достаточную информативность руля во всех режимах движения автомобиля. Когда автомобиль стоит на месте, создаваемый электроусилителем момент на вале — максимальный, с ростом скорости автомобиля «помощь» усилителя — снижается и рулевое колесо становится «тяжелее». В случае выхода из строя электроусилителя автомобиль полностью сохраняет управляемость, при этом рулевое колесо становится несколько «тяжелее», чем на автомобиле без электроусилителя, поскольку появляется дополнительная нагрузка в виде свободно вращающегося ротора электродвигателя.
В комбинации приборов расположен сигнализатор неисправности электроусилителя рулевого управления. Он загорается при включении зажигания и после пуска двигателя — гаснет. При неисправном электроусилителе сигнализатор горит постоянно. Электроусилитель не работает при неработающем двигателе.
Электроусилитель может отключаться:
— при снижении напряжения бортовой сети;
— при отсутствии сигнала с датчика скорости и частоте вращения двигателя выше 1500 мин-1.
Такие отключения заложены в алгоритме работы электроусилителя и не являются признаками неисправности.
Люфт в рулевом управлении (свободный ход рулевого колеса в положении, соответствующем движению прямо, измеренный по ободу рулевого колеса), не более 5˚ или 18 мм.
Моменты затяжки резьбовых соединений рулевого управления |
||
Наименование узлов |
Резьба |
Момент затяжки, Нм (кгсм) |
Гайка крепления рулевого механизма |
М8 |
15—18,6(1,5—1,9) |
Гайка крепления рулевой колонки |
М8 |
15—18,6(1,5—1,9) |
Гайки стяжных болтов крепления фланцев промежуточного вала |
М8 |
23—27,4 (2,3—2,8) |
Стяжной болт рулевой тяги |
М10х1 |
19—30,9 (2,0—3,2) |
Гайка крепления рулевого колеса |
М16х1,5 |
31,4—51 (3,2—5.2) |
Гайка крепления шарового пальца тяги |
М12х1,25 |
27,1—33,4 (2,8—3,4) |
Болт крепления тяги рулевого управления к рулевому механизму |
М 10х1 |
70—86 (7,1—8,6) |
Гайка подшипника шестерни рулевого механизма |
М38х1,5 |
45—55 (4,6—5,6) |