Микропроцессорная система управления бензиновым двигателем внутреннего сгорания ЗМЗ-40524.10 предназначена:

  • - для обеспечения оптимальной работы двигателя на всех режимах с учетом топливной экономичности, выбросов токсичных веществ в отработавших газах, пусковых и ездовых качеств автомобиля;
  • - для автоматизированного контроля технического состояния двигателя и элементов системы управления, ответственных за выполнение норм по токсичности, а также проведения внешней диагностики в соответствии с требованиями EOBD (European On-board Diagnostics — европейская бортовая диагностика).
Принципиальная схема системы питания и управления двигателем: 1 - блок управления; 2 - датчик массового расхода воздуха (ДМРВ); 3 - запорный клапан; 4 - адсорбер; 5 - клапан продувки адсорбера; 6 - топливная рампа и форсунка; 7 - катушка и свеча зажигания; 8 - датчик фазы; 9 - датчики концентрации кислорода; 10 - катализатор; 11 - датчик детонации; 12 - узел дроссельной заслонки; 14 - модуль педали акселератора; 15 - погружной бензонасос; 16 - датчик давления в баке; 17 - диагностический разъем; 18 - лампа диагностическая; 19 - иммобилизатор; 20 - CAN

Особенностью системы управления двигателем ЗМЗ-40524 является:

  • - применение дроссельного модуля с электродвигателем, позволяющего регулировать положение дроссельной заслонки электронным способом для получения оптимальной смеси и требуемой характеристики протекания крутящего момента на автомобиле;
  • - применение бессливного топливопровода в сборе с форсунками с рабочим давлением в магистрали (400±8 кПа), для уменьшения испарений паров бензина.
  • - применение индивидуальных катушек зажигания, для уменьшения уровня помех;
  • - внедрение системы бортовой европейской диагностики ЕОВВ, контролирующей техническое состояние компонентов системы, ответственных за превышение предельных значений вредных веществ в отработавших газах автомобиля.

Датчики и узлы системы управления, размещенные на двигателе

Датчик синхронизации (положения коленчатого вала двигателя) DG-6K0 261 210 302 Bosch (40904.3847010) или аналогичный, индуктивного типа, размещен на крышке цепи вблизи шкива коленчатого вала.

Датчик синхронизации

Формирует электрический сигнал при взаимодействии магнитного поля датчика со специальным зубчатым диском (60-2 зуба), установленным на шкиве коленчатого вала.

Взаимная ориентация диска синхронизации и датчика такова, что момент прохождения осью датчика сбега двадцатого зуба диска синхронизации соответствует нахождению поршня первого и четвертого цилиндров в верхней мертвой точке.

Отсчет номера зуба — от пропуска в направлении, противоположном вращению коленчатого вала двигателя.

Датчик предназначен для определения блоком управления углового положения и частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Датчик фазы (положения распределительного вала) PG-3,8 0232103048 Bosch (40904.3847000) или аналогичный, на эффекте Холла, размещен на головке цилиндров.

Формирует сигнал при взаимодействии магнитного поля датчика с отметчиком (отогнутая пластина), установленном на выпускном распределительном вале.

Датчик фазы

Момент начала формирования сигнала датчиком фазы, при наличии совпадения сбега первого зуба диска 60-2 с осью датчика синхронизации, свидетельствует о начале такта сжатия в первом цилиндре.

Отсчет номера зуба — от пропуска в направлении, противоположном вращению коленчатого вала двигателя (см. датчик положения коленчатого вала).

Датчик фазы предназначен для определения блоком управления фазы рабочего цикла в цилиндрах двигателя.

Дроссельный модуль с электроприводом и датчиком положения дроссельной заслонки ETB TS A2C5 330 30 ф. Siemens (40624.1148090).

Дроссельный узел с датчиком положения дроссельной заслонкой

Привод — двигатель постоянного тока напряжением бортовой сети, датчик положения заслонки — магниторезистивный (двухканальный).

Дроссельный модуль размещен на впускной трубе.

Дроссельный модуль предназначен для управления наполнением воздухом цилиндров двигателя на режимах пуска, прогрева, холостого хода, при включении/выключении внешних потребителей мощности, на различных нагрузках — с целью оптимизации крутящего момента.

Датчик предназначен для определения блоком управления углового положения дросселя.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (температурного состояния двигателя)

Датчик температуры охлаждающей жидкости

TF-W0 280 130 093 Bosch или аналогичный, (40904.3828000).

Датчик размещен на корпусе термостата.

Датчик предназначен для измерения блоком управления температуры охлаждающей жидкости двигателя.

Датчик детонации

Датчик детонации  (рис. 6) KS-4-S0 261 231 176 Bosch (40904.3855000*) или аналогичный, пьезоэлектрический, размешен на блоке цилиндров со стороны впускной системы, в зоне 4-го цилиндра.

Датчик предназначен для выявления блоком управления детонационного сгорания в двигателе.

Катушка зажигания

Катушки зажигания  (рис. 7) ZS-K-1x1 0 221 504 027 Bosch (40904.3705000) или аналогичные, индивидуальные, четыре, трансформаторного типа, установлены на крышке клапанов.

Предназначены для формирования энергии высокого напряжения на свечи зажигания.

Свеча зажигания

Свечи зажигания (рис. 8) DR17YC Bosch или аналогичные, малогабаритного исполнения, с помехоподавительным резистором, четыре, ввернуты в головку цилиндров по центру камер сгорания.

Топливная рампа двигателя ЗМЗ-405 с форсунками: 1 - защитный колпачок резьбового штуцера; 2 - топливная рампа; 3 - штуцер подсоединения топливопровода; 5 - форсунка; 6 - уплотнительное кольцо форсунки

Топливная рампа  (рис. 9) (топливопровод распределительный) с форсунками электромагнитными ZMZ6354 (DEKA1D) Siemens в сборе (40624.1100010*).

Размещение на впускной трубе. Рампа бессливная, стальная, со штуцером под быстроразъемное соединение.

Топливная рампа предназначена для подачи топлива в цилиндры двигателя.

Датчики и узлы управления, размещенные на автомобиле

Датчик массового расхода воздуха  (рис. 10) ДМРВ 20.3855-10 (HFM62C/19 Siemens), термоанемометрический, пленочный, размещен между воздушным фильтром и дроссельным патрубком двигателя.

Датчик массового расхода воздуха

ДМРВ предназначен для определения блоком управления расхода воздуха (наполнения цилиндров) двигателя.

В ДМРВ встроен датчик температуры, терморезистивного типа.

Датчик предназначен для измерения блоком управления температуры воздуха на впуске

Датчики кислорода (лямбда-зонды) OSP+ 25368889 ф. Delphi, два, циркониевые, с управляемым электроподогревом.

Основной датчик кислорода

- (1) основной лямбда-зонд, размещен до нейтрализатора, на приемной трубе выхлопной системы автомобиля.

Предназначен для определения блоком управления состава смеси до нейтрализатора (на выпуске двигателя).

Дополнительный датчик кислорода

- (2) дополнительный лямбда-зонд, размещен в корпусе нейтрализатора, на его выходе.

Предназначен для определения блоком управления состава смеси после нейтрализатора.

Цепи подогрева датчиков кислорода управляются непосредственно от блока управления.

Модуль педали акселератора

Модуль педали газа  (рис. 13) 6PV010 033-00 ф. Hella, размещение в салоне автомобиля.

Предназначен для задания водителем нагрузки двигателя.

В механизм педали встроен датчик положения педали, потенциометрический, двухканальный.

Предназначен для определения блоком управления положения педали акселератора.

Датчик неровной дороги

Датчик неровной дороги (рис. 14) 2123.1413130-0З или 28.3855000, пьезоэлектрический, размещен на кузове автомобиля, в районе амортизационных стаканов передней подвески.

Датчик измеряет ускорение, возникающее при движении автомобиля по неровной дороге.

Датчик предназначен для выявления блоком управления колебаний кузова автомобиля, передающихся на трансмиссию.

Датчик скорости автомобиля

Датчик скорости автомобиля  (рис. 15) 343.3843 или АДС-6 НК, на эффекте Холла, размещение на приводе спидометра коробки передач.

Предназначен для измерения блоком управления скорости автомобиля.

Адсорбер паров бензина 21103-1164010 с клапаном продувки 21103-1164200, электромагнитным, размещение в подкапотном пространстве автомобиля.

Предназначен для улавливания топливных паров из бензобака и их аккумулирования в адсорбере.

По команде от блока управления, клапан коммутирует магистраль, соединяющую адсорбер и впускную трубу двигателя (подвод — через штуцер, за дроссельный модуль). Клапан предназначен для продувки (регенерации) адсорбера.

Модуль погружного бензонасоса с электроприводом, регулятором давления топлива  (рис. 16) (400±8 кПа), фильтром грубой очистки и датчиком уровня топлива, размещение в бензобаке автомобиля

Топливный модуль бензонасоса

Модуль предназначен для поддержания постоянного давления топлива в магистрали.

Фильтр тонкой очистки топлива

Фильтр тонкой очистки топлива,  (рис. 17) 315195-1117010 (ФТО15-1117010) или 315195-1117010-01 (НФ-014-Т), размещение в топливной магистрали, между модулем бензонасоса и топливной рампой.

Фильтр предназначен для отсева частиц в топливе.

Датчик включения сцепления 15.3720, переключатель, коммутирует напряжение бортовой сети +12 В, в качестве признака о включении сцепления, на блок управления, размещение на педали сцепления.

Предназначен для идентификации блоком управления момента включения/выключения передачи для определения режима работы двигателя (холостой ход, включенная трансмиссия) и параметров управления дроссельной заслонкой.

Датчик тормоза 21.3720, переключатель двухканальный, размещение на педали тормоза.

Коммутирует одновременно два сигнала при нажатии на педаль тормоза:

  • - разрывает цепь напряжения бортовой сети +12 В на блок управления (признак о нажатии на педаль тормоза),
  • - коммутирует подачу напряжения бортовой сети +12 В на «стоп-лампу» и на блок управления (признак включения «стоп-лампы»).

Датчик предназначен для обеспечения блоком управления функции мониторинга безопасности управления дроссельной заслонкой.

Диагностический разъем — 16-ти контактный OBD-II J1962 разъем, размещение в салоне автомобиля на кронштейне педали акселератора.

Разъем предназначен для обеспечения информационного обмена блока управления с диагностическим оборудованием по однопроводной линии связи K-line в соответствии с ISO 9141-2.

В памяти блока управления сохраняются параметры эксплуатации автомобиля и информация по неисправностям в виде кодов неисправности, доступная для считывания диагностическим оборудованием через разъем диагностики.

Реле электромагнитные, размещение в подкапотном пространстве автомобиля, 90.3747000-10 или другого типа.

Реле: 1 - главное реле системы управления двигателем; 2 - реле муфты включения вентилятора системы охлаждения; 3 - реле топливного насоса; 4 - реле стартера

Предназначены для коммутации напряжения бортовой сети автомобиля по команде от блока управления:

  • - (Главное) — на исполнительные механизмы, датчики системы управления и блок управления
  • - (Бензонасоса) — на электропривод погружного бензонасоса;
  • - (Муфты вентилятора) — на электромагнитную муфту привода вентилятора системы охлаждения.

Индикатор диагностики — лампа, желтого (оранжевого) цвета с символом мотора, размещение на панели приборов автомобиля.

Индикатор предназначен для индикации нарушений в функционировании системы управления и выполнения функций бортовой диагностики EOBD.

Индикатор неисправности функционирует в трех режимах:

  • - выключен (отсутствие неисправностей);
  • - непрерывное свечение (наличие неисправностей) — серьезные нарушения, влияющие на выбросы токсичных веществ и функции управления, требующие устранения;
  • - проблесковая индикация (0,5 сек — включение, 0,5 сек — выключение) — при регистрации недопустимого уровня пропусков зажигания с последующим отключением подачи топлива в цилиндр двигателя (непрерывное свечение), указывающая на немедленную остановку автомобиля для предотвращения повреждения нейтрализатора и нарушения безопасности движения.

При включении зажигания, индикатор должен включиться, и в случае не обнаружения бортовой диагностикой неисправностей, погаснуть через 3-5 сек.

Отсутствие индикации лампы перед запуском двигателя указывает о нарушениях в цепи управления индикатором, что недопустимо при эксплуатации.

Дальнейшее свечение индикатора после включения замка зажигания указывает на наличие неисправностей.

Пуск двигателя и движение автомобиля при свечении лампы неисправности, в целях предотвращения повреждения нейтрализатора или нарушения функций управления, без предварительной диагностики системы нежелательно.

Блок управления 371.3763 Микас 11ЕТ, (рис. 19) микропроцессорный, размещение в подкапотном пространстве автомобиля.

Блок управления

Исполнение блока управления может меняться, в зависимости от комплектации автомобиля.

Жгут проводов системы управления, 3302-3761581 или иного наименования, в зависимости от комплектации автомобиля.

Система управления предотвращает аварийные режимы работы:

  • - превышение максимальной частоты вращения коленвала (за исключением принудительной прокрутки двигателя) — путем отключения подачи топлива в цилиндры,
  • - детонационное сгорание,
  • - поддерживает в границах рабочего диапазона температуру охлаждающей жидкости, управляя работой электромагнитной муфты вентилятора,
  • - определяет пропуски зажигания и рассчитывает температуру отработавших газов на выходе из двигателя, с последующим отключением топливоподачи в неисправном цилиндре при достижении предельного значения пропусков,
  • - рассчитывает температуру нейтрализатора, и в случае превышения порогового значения температуры, обогащает топливовоздушную смесь (при нормальной работе цилиндров двигателя),
  • - регистрирует и сохраняет в памяти информацию об условиях аварийной работы.

Система управления обеспечивает возможность движения автомобиля при неисправных датчиках, без гарантии сохранения паспортных характеристик двигателя и автомобиля:

  • - при отказе датчика массового расхода воздуха,
  • - при отказе датчика температуры воздуха на впуске,
  • - при отказе датчика температуры охлаждающей жидкости,
  • - при отказе одного из датчиков положения электропривода дроссельной заслонки,
  • - при незначительных неисправностях электропривода дроссельной заслонки,
  • - при отказе одного из датчиков положения электрической педали акселератора,
  • - при отказе одного датчика кислорода (или цепи его нагревателя) — до нейтрализатора,
  • - при отказе датчика кислорода (или цепи его нагревателя) — после нейтрализатора,
  • - при отказе датчика детонации,
  • - при отказе датчика положения распределительного вала (переход на попарно-параллельный впрыск топлива и зажигание),
  • - при неисправности системы улавливания паров топлива и клапана продувки адсорбера,
  • - при отказе датчика скорости автомобиля,
  • - при неисправности одного из концевых выключателей тормоза,
  • - при неисправности выключателя педали тормоза,
  • - при неисправности концевого выключателя сцепления,
  • - при отказе реле муфты компрессора кондиционера,
  • - при отказе датчика неровной дороги.

При эксплуатации системы управления, обслуживание ее отдельных компонентов, в том числе блока управления, не предусматривается.

Восстановление нормального функционирования системы управления осуществляется заменой ее элементов.

Для диагностирования системы управления двигателем ЗМЗ-40524 применяется диагностический тестер АСКАН - 10 с программным модулем ПМ Микас 11 Евро 3 (DM11 E3) и соединительным кабелем OBDII.