Снятие и разборка дизеля ЗИЛ-5301

Для демонтажа силового агрегата рекомендуется установить автобус на смотровую яму, над которой имеется подъемное устройство

Масса силового агрегата в сборе без заправки топливом и маслом составляет 600 кг, поэтому для его демонтажа необходимо иметь подъемное устройство грузоподъемностью не менее 1 т; высота до крюка должна быть не менее 2 м.

Демонтаж дизеля с автомобиля или автобуса при помощи подъемного устройства показан на рис.1

Перед демонтажем силового агрегата с автомобиля или автобуса необходимо слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения, а также слить масло из картера дизеля и коробки передач.

Охлаждающая жидкость сливается через два сливных крана.

При разборке мелкие детали рекомендуется укладывать в отдельную тару, а при отсоединении проводов от приборов электрооборудования винты и гайки установить в прежнее положение и навернуть вручную.

Перед демонтажем силового агрегата надо выполнить следующие подготовительные работы:

- снять крышку люка гнезда аккумуляторной батареи и отсоединить провода от положительного полюса батареи, снять провод стартера, отключить «массу» выключателем;

- поднять капот автомобиля или автобуса и отсоединить провода от приборов и переходных колодок, ослабив винты стяжных хомутов, отсоединить шланги жидкостного и масляного радиаторов и трубку со шлангами, идущую к отопителю;

- отсоединить трос привода жалюзи (при его наличии) и вынуть его вместе с оболочкой из отверстия передней стенки кабины;

демонтировать оперение;

Подъем двигателя Д-245

 Рис. 1. Демонтаж дизеля с автомобиля или автобуса при помощи подъемного устройства

 - отвернуть гайки крепления радиатора и демонтировать его вручную или с помощью приспособления КЗ-0355 (рис. 2);

- снять резиновые подушки с распорной втулкой;

- отсоединить привод топливного насоса высокого давления (ТНВД), снять тягу ножного привода, трос ручного привода выключения подачи топлива;

- отсоединить и снять трубки: отводящую сжатый воздух от компрессора, регулятора давления, подводящую топливо к топливному насосу;

- отсоединить шланги высокого и низкого давления от корпуса насоса рулевого усилителя;     

- снять карданный вал рулевого управления;

- отсоединить от выпускного трубопровода приемную трубу глушителя, отвернув гайки;

- отсоединить трубопровод, идущий от воздушного фильтра к турбокомпрессору;

снять крышку люка пола кабины, отвернув болты крепления; снять картер рычага коробки передач с прокладкой в сборе с рычагом, отвернув болты крепления картера. Закрыть отверстие под картер коробки передач картонной крышкой, прикрепив ее двумя болтами; 

демонтаж радиатора дизеля

Рис. 2. Демонтаж радиатора с помощью приспособления КЗ-0355

-  отсоединить привод спидометра, отвернув прижимную гайку штуцера и привод тахометра;

-  отсоединить привод педали рабочей тормозной системы, разъединив тягу и рычаг педали;

- отсоединить от фланца коробки передач карданный вал, отвернув гайки крепления;

- отсоединить привод выключения сцепления, разъединив трубопроводы на пневмогидравлическом усилителе (ПГУ), предварительно слив из привода жидкость;

- отвернуть болты крепления передней опоры и двух задних опор дизеля. Отсоединить тормозные трубки от крана стояночной тормозной системы (при установке привода стояночного тормоза от энергоаккумулятора).

Отвернуть болты крепления бампера и передней поперечины рамы и демонтировать их с автомобиля или автобуса.

Осторожно приподнимая силовой агрегат за рым-болты подъемным устройством (см. рис.1), демонтировать с рамы  автомобиля или автобуса под моторную поперечину, отвернув болты ее крепления, и, выводя  силовой агрегат вперед, снять его с автомобиля или автобуса.

Затем установить силовой агрегат на специальную тележку для транспортировки к месту разборки.

Демонтаж приборов и внешних агрегатов с дизеля

Перед разборкой дизель необходимо очистить от грязи и масла, промыть керосином или обезжиривающим раствором.

Для мойки рекомендуется применять моющие растворы МС-6 или МС-8 ТУ 6-15-978-76 концентрацией 20...30 г/л при температуре 90... 100 °С.

Затем продуть дизель сжатым воздухом.Снятие приборов и агрегатов с дизеля рекомендуется проводить на стационарном поворотном стенде мод. ОПР-989.

Коробку передач надо снять с дизеля перед установкой дизеля на стенд. Поворот дизеля вокруг горизонтальной оси стенда осуществляется с помощью червячного механизма, расположенного на стенде.

При разборке или сборке дизель должен фиксироваться в любом положении при торможении червячного механизма.

В процессе разборки дизеля следует предохранять от повреждения все детали, пригодные для дальнейшей эксплуатации.

Снимаемые с дизеля детали и нормали следует укладывать в специально подготовленную тару, в которой они транспортируются на операции мойки, проверки и устранения неисправностей.

Большинство деталей дизеля взаимозаменяемы, но некоторые требуют индивидуальной подгонки с сопрягаемой деталью.

При демонтаже коробки передач необходимо:

отвернуть накидным ключом гайки крепления коробки передач;

- отсоединить шток ПГУ, вынув палец из рычага вилки сцепления;

отсоединить коробку от картера сцепления при помощи монтажной лопатки и, покачивая, снять ее талью или с помощью гидроподъемника. При этом надо обратить внимание на положение вилки выключения сцепления.

Для демонтажа картера сцепления нужно снять крышку картера сцепления, отвернуть болты крепления картера к заднему листу и снять его с установочных штифтов.

Для демонтажа сцепления надо отвернуть торцовым ключом болты крепления кожуха сцепления, снять нажимной диск в сборе с кожухом и рычагом выключения сцепления, снять ведомый диск в сборе.

  При снятии масляного фильтра надо:

- отвернуть болты крепления корпуса фильтра;    

- снять фильтр с дизеля вместе с уплотнительной прокладкой,

 При демонтаже стартера требуется: отвернуть болты и гайки крепления стартера к картеру сцепления;      

вынуть стартер из гнезда картера,  

Для снятия генератора следует:

- отвернуть болт крепления натяжной планки;

- отвернуть гайки крепления генератора к кронштейну;

- снять генератор и ремни привода генератора, освободив от приводных ремней шкив генератора.После этого нужно снять кронштейны генератора с дизеля, отвернув болты их крепления.

При демонтаже вентилятора и жидкостного насоса надо выполнить следующие работы:

- отвернуть болты крепления вентилятора к шкиву;

- снять вентилятор;

- отвернуть болты крепления корпуса жидкостного насоса к торцу блока;

- снять насос с прокладками.

Разборка дизеля Д-245

Разборка дизеля осуществляется в следующей последовательности.

демонтаж форсунки с помощью комплекта инерционного универсального съемника И804.10.000

С дизеля, установленного на стенде поддоном вниз, надо снять термостат с патрубком, корпус жидкостного насоса и вентилятор в сборе.

Затем, отвернув гайки крепления выпускного коллектора, снять его.

С помощью комплекта инерционного универсального съемника демонтировать с дизеля форсунки (рис. 1).

Снять колпак и крышку с клапанного механизма, трубку подвода масла к оси коромысел.

Снять стойки осей в сборе с осью коромысел и самими коромыслами и вынуть штанги из блока цилиндров.

Отвернуть болты крепления головки цилиндров, снять головку цилиндров и прокладку.

демонтаж шкива коленчатого вала с помощью съемника -И803.05.00

демонтаж шестерни распределительного вала с помощью пресса

Вывернуть из торца коленчатого вала болт крепления шкива привода жидкостного насоса и вентилятора, снять переднюю опору дизеля, а затем шкив с помощью специального съемника (рис. 2).

Снять крышку распределительных шестерен, промежуточную шестерню и отвернуть два болта крепления упорного фланца, а затем, проворачивая распределительный вал, вынуть его из блока цилиндров.

Шестерню привода распределительного вала снять с помощью пресса и оправки, предварительно отвернув болт крепления шестерни (рис. 3).

Демонтаж поршня с шатуном из цилиндра с помощью оправки И806.01.200

Снять маховик, корпус уплотнения с резиновой манжетой, маслоотражательную шайбу и задний лист дизеля.

Повернуть дизель на 90 и снять масляный картер и крышки шатунов с вкладышами; вынуть из цилиндров шатуны в сборе с поршнями и поставить крышки шатунов на свои места.

Поршни в сборе с шатунами при разборке дизеля надо вынимать только вверх (рис. 4). Перед выемкой поршней надо удалить нагар с верхней части гильзы цилиндров.

При замене деталей гильзопоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма надо обратить особое внимание на размерные группы деталей.

Отвернуть гайки крепления крышек коренных подшипников и снять их вместе с вкладышами.

Снять коленчатый вал и вынуть толкатели.

Демонтаж шестерни с коленчатого вала с помощью съемника 1п-21305

Демонтаж колец с поршня с помощью приспособления

Демонтаж шестерен с коленчатого вала можно производить с помощью универсального съемника 1П-21305 (рис. 5).

Снять компрессионные и маслосъемные кольца с поршней с помощью приспособления И804.03.000 (рис. 6).

Демонтаж стопорного кольца поршневого пальца

Выпрессовка гильз цилиндров из блока дизеля с помощью приспособления

Демонтировать стопорные кольца из бобышек поршней с помощью круглогубцев (рис. 7); выпрессовать поршневые пальцы

Выпрессовать гильзы цилиндров из блока с помощью приспособления И804.01.000 (рис. 8).

После разборки все детали дизеля надо промыть и обдуть сжатым воздухом. Для мойки надо применять моющие растворы МС-6 или МС-8 ТУ 6-15-978- 76 концентрацией 20 - 30 г/л при температуре 90 -100°.