Схема подвода воздуха к шине ЗИЛ-131

В головку подвода воздуха через цапфу колеса ввинчивается штуцер.

Из полости головки, образованной манжетами, воздух через канал 1 поступает в полуоси (рис. 4) к шинному крану 2 и далее по соединительному шлангу 3 через вентиль камеры в шину колеса.

Шинные краны воздуха установлены на каждом колесе.

При их помощи шины могут быть отключены от системы регулирования давления в шинах.

Шинный кран ЗИЛ-131

Шинный кран установлен в гнезде на полуосях и закреплен четырьмя болтами на полуосевых фланцах.

Кран состоит из корпуса 5 (рис. 5), в котором перемещается по резьбе пробка 1, ее наружный конец имеет квадратную головку под ключ.

Пробка уплотнена сальником 3, который запирается гайкой 2.

Шейка корпуса крана, входящая в гнездо полуоси, уплотняется эластичным кольцом 4.

Уход за системой регулирования давления воздуха в шинах

Уход за системой регулирования давления воздуха в шинах заключается в следующем. При обслуживании автомобиля следует проверять герметичность системы в целом и ее отдельных элементов.

Особое внимание надо обращать на герметичности соединений трубопроводов и гибких шлангов, где чаще всего может быть ослабление креплений соединений.

Места сильной утечки воздуха могут быть определены на слух, места слабой утечки — при помощи мыльной эмульсии, которой следует смочить места предполагаемой утечки.

Утечка воздуха через соединения трубопроводов устраняется их подтяжкой или сменой отдельного элемента соединения. Момент подтяжки резьбовых соединений воздухопроводов должен быть 0,4 кГм.

В исправной системе падение давления в холодных шинах при закрытом кране управления давлением и открытых шинных кранах на колесах не должно быть более чем 0,5 кг/см² за 6 ч стоянки автомобиля.

При значительных повреждениях системы регулирования давления воздуха в шинах, когда компрессор не компенсирует падения давления воздуха в шинах, шинные краны нужно закрыть, а кран управления поставить в среднее положение.

При повреждениях шинных кранов необходимо снять шланги, соединяющие краны с вентилями колес, а в вентили вставить золотники и закрыть вентили колпачками. В этом случае подкачивать шины нужно, как обычно, шлангом, а проверять давление в шинах шинным манометром.

Золотники и колпачки для всех шин водитель должен хранить вместе с мелким инструментом.

Категорически запрещается отключать от системы одно или несколько колес и пользоваться регулированием давления в остальных.

Работа головок подвода воздуха во многом зависит и от наличия и качества смазки на трущихся поверхностях манжет сальника и крышке. Поэтому при каждом снятии цапф необходимо обновлять смазку в головках подвода воздуха.

Внутреннюю поверхность манжет сальника и крышек необходимо тщательно смазать смазкой, применяемой для ступиц колес; внутренняя полость головок должна быть заполнена смазкой, кроме зоны отверстия подводящего штуцера.

Периодически следует продувать трубопроводы и шланги системы регулирования давления воздуха в шинах.

Для этого нужно:

а) освободить верхний конец воздушного шланга, идущего от шинного крана к вентилю, предварительно закрыв пробку шинного крана;

б) спустить конденсат из воздушных баллонов;

в) пустить двигатель и поднять давление воздуха в пневматической системе тормозов до максимального и продуть каждую ветвь трубопроводов.

Шинные краны следует держать постоянно открытыми. Закрывать их надо только на длительных стоянках во избежание большой утечки воздуха из шин. Перед началом движения шинные краны надо открыть и подкачать шины до нормального давления.

Для того чтобы закрыть шинные краны, нужно пользоваться только специальным ключом, который имеется в комплекте водительского инструмента. Короткий вороток этого ключа не позволяет прилагать излишние усилия. При исправном кране полная герметичность достигается при малом усилии завертывания крана. Попытка достигнуть герметичности неисправного крана увеличением усилия завертывания и применением удлинителей воротка приведет к окончательной порче крана.

Запрещается ставить кран управления давление в шинах в положение «Накачка» при закрытых шинных кранах, так как при этом может быть поврежден шинный манометр.

Переводить кран управления в положение «Накачка» следует плавным движением (особенно если при этом в шинах колес небольшое давление), для того чтобы резкое увеличение давления в воздухопроводах не привело к повреждению шинного манометра.