Комплексная система управления предназначена для управления впрыском топлива и углом опережения зажигания двигателя

Функционально система управления состоит из двух подсистем:

- подсистемы управления впрыском топлива;

- подсистемы управления углом опережения зажигания (УОЗ).

Обе подсистемы взаимосвязаны и работают синхронно с основным циклом работы двигателя. Синхронизация работы подсистем осуществляется по сигналам датчиков, установленных на двигателе.

Система состоит из микропроцессорного блока управления (БУ), осуществляющего управление исполнительными устройствами по программе, заложенной в блоке, с учетом информации от датчиков.

В состав датчиков входят:

Датчики двигателя ЗМЗ-409

Датчик массового расхода воздуха 0 280 212 014 ф.«BOSCH» (Германия) или HFM5-4.7 0 280 218 037 ф.«BOSCH» или HFM62C/11 ф.«SIEMENS» (Германия) или 20.3855 для определения массового наполнения цилиндров воздухом.

Установлен на автомобиле между воздушным фильтром и ресивером.

Датчики двигателя ЗМЗ-409

Датчик положения дроссельной заслонки 0 280 122 001 ф.«BOSCH» (Германия) или 406.1130000-01 резистивного типа, установленный на дросселе.

Сигнал с датчика служит для определения режима работы двигателя (холостой ход, частичные нагрузки или полная мощность).

Датчики двигателя ЗМЗ-409

Датчик синхронизации (положения коленчатого вала) 23.3847 или ДС-1 индуктивного типа, установленный на крышке цепи вблизи шкива коленчатого вала.

Датчик формирует специальный электрический сигнал при взаимодействии магнитного поля датчика со специальным зубчатым диском (диском 60-2 зуба), установленным на шкиве коленчатого вала.

Электрический сигнал с датчика информирует блок управления об угловом положении коленчатого вала при его вращении.

Датчик и диск 60-2 зуба (диск синхронизации) установлены таким образом, что момент прохождения через продолжение оси датчика заднего среза двадцатого зуба диска соответствует нахождению в верхней мертвой точке поршня первого или четвертого цилиндра.

При этом отсчет номера зуба производится от пропуска в направлении, противоположном вращению диска.

Датчики двигателя ЗМЗ-409

Датчик фазы (положения распределительного вала) ДФ-1, или 406.3847050-04, или 406.3847050-05 установленный на головке блока цилиндров.

Датчик формирует сигнал в момент прохождения в магнитном поле датчика отметчика, выполненного в виде отогнутой пластины установленной на выпускном распределительном вале.

Появление сигнала с датчика свидетельствует о начале такта сжатия в первом цилиндре.

В момент появления сигнала с этого датчика задний срез первого зуба диска 60-2 зуба (считать от пропуска в направлении, противоположном вращению диска) должен проходить через продолжение оси датчика положения коленчатого вала.

Датчики двигателя ЗМЗ-409

Датчик температурного состояния двигателя 19.3828 полупроводникового типа, установлен на корпусе термостата.

Датчик формирует сигнал блоку управления для обеспечения коррекции подачи топлива и угла опережения зажигания в зависимости от теплового состояния двигателя.

Датчики двигателя ЗМЗ-409

Датчик температурного состояния впускного трубопровода 19.3828 полупроводникового типа, установлен на впускной трубе.

Датчик формирует сигнал блоку управления для обеспечения коррекции подачи топлива и угла опережения зажигания в зависимости от температуры воздуха, косвенно определяемой по температуре впускного трубопровода.

Датчики двигателя ЗМЗ-409

Датчик детонации СТ-305 (отечественного производства) установлен в зоне 4-го цилиндра на блоке со стороны впускной системы и предназначен для коррекции угла опережения зажигания при обнаружении детонации блоком управления.

В состав исполнительных устройств входят:

Четыре электромагнитных форсунки (ЭМФ) 0 280 150 560 или 9261 ZMZ DEKA 1А, или 6354 ZMZ DEKA1D для дозирования топливоподачи. Установлены форсунки на впускной трубе.

Регулятор холостого хода (регулятор добавочного воздуха) РХХ-60 на базе двухфазного моментного двигателя.

Регулятор предназначен для дозирования количества воздуха, поступающего во впускной трубопровод на режимах пуска, прогрева, холостого и принудительного холостого хода двигателя.

Регулятор размещен на ресивере впускной системы.

Электробензонасос 0 580 464 044*, служащего для создания давления в топливной магистрали.

Установлен под кузовом автомобиля.

В зависимости от типа автомобиля могут быть установлены другие типы насосов.

Электромагнитные реле питания и реле бензонасоса 111.3747, предназначенные для включения/отключения исполнительных устройств от бортовой сети непосредственно блоком управления.

Реле установлены в подкапотном пространстве автомобиля.

Свечи зажигания типа А14ДВР или LR17УС в количестве 4-х штук.

Свечи ввернуты в головку цилиндров по центру камер сгорания.

Две катушки зажигания 406.3705, установлены на крышке клапанов.

Работа комплексной системы управления двигателем

Комплексная микропроцессорная система управления двигателем формирует импульс электрического тока в первичных обмотках двухвыводных катушек зажигания и обмотках электромагнитных форсунок.

При этом автоматически оптимизируется угол опережения зажигания, количество и момент подачи топлива в зависимости от режима работы двигателя.

Каждая катушка подключена к двум свечам.

Схема подключения 1-4 и 2-3 цилиндры.

Искрообразование происходит одновременно в двух цилиндрах, в одном из которых такт сжатия, в другом - такт выпуска.

Воспламенение происходит в цилиндре, в котором такт сжатия.

При закрытом положении дроссельной заслонки работу двигателя на холостом ходу обеспечивает регулятор холостого хода, поддерживающий минимальную частоту вращения коленчатого вала.