14. Измерьте зазоры в замках поршневых колец. для этого вставьте кольцо в цилиндр и продвиньте поршнем как оправкой, чтобы кольцо встало в цилиндре ровно, без перекосов. Измерьте щупом зазор в замке (разъеме) кольца, он должен быть в пределах 0,3—0,6 мм для компрессионных колец и 0,5—1,0 мм для дисков маслосъемных.

Если зазор превышает указанный, замените кольцо.

Если зазор меньше, можно опилить концы кольца напильником, зажатым в тиски, перемещая кольцо по напильнику вверх-вниз.
15. Проверьте посадку поршневого пальца в верхней головке шатуна.

Зазор между пальцем и втулкой верхней головки шатуна должен быть в пределах 0,0045—0,0095 мм. Пальцы, поршни и шатуны разбиты на четыре размерные группы и промаркированы краской. Палец маркируют на внутренней поверхности с одного конца, шатун — на стержне, поршень — на нижней поверхности одной из бобышек или выбивают римскую цифру на днище поршня.
Слегка смажьте поршневой палец чистым моторным маслом и вставьте в верхнюю головку шатуна.

Палец должен входить в головку от усилия руки ровно, без заеданий. Шатун должен проворачиваться на поршневом пальце под действием собственного веса из горизонтального положения. В вертикальном положении палец не должен выдвигаться или выпадать из головки шатуна под действием собственного веса.

Поршневой палец и шатун должны быть одной размерной группы или соседних групп.
16. Поршни с поршневыми кольцами, пальцами и шатунами в сборе подбирают по массе.

Разница по массе для одного двигателя должна быть не больше 10г.
17. Осмотрите шатунные вкладыши. Если на них есть задиры, выкрашивания и другие повреждения, замените вкладыши.
18. Установите на шатуны крышки и измерьте диаметр отверстия в нижней головке шатуна.

Номинальный диаметр отверстия 60+0,019 мм, предельно допустимый —60,03 мм. Если измеренный диаметр превышает предельно допустимый, замените шатун с крышкой.

Измерьте диаметр отверстия во втулке верхней головки шатуна.

Номинальный диаметр отверстия 22+0,007 —0,003 мм, предельно допустимый — 22,01 мм. Если измеренный диаметр превышает предельно допустимый, замените шатун.

Размеры шатунно-поршневой группы приведены в таблице.

Ремонт шатуннопоршневой группы двигателя

19. Соберите поршень 4 с шатуном З. Предварительно нагрейте поршень до температуры 60—80 °С.

Затем быстро вставьте шатун в поршень так, чтобы надпись «Перед» на поршне и выступ А на шатуне были с одной стороны, и запрессуйте поршневой палец 6 с максимальным натягом 0,0025 мм. Установите стопорные кольца 5. Наденьте с помощью съемника поршневые кольца на поршень.
Примечание
На верхнее компрессионное кольцо нанесена надпись «Верх», кольцо необходимо устанавливать на поршень этой надписью к днищу поршня. На нижнем компрессионном кольце с внутренней стороны выполнена проточка, кольцо надо устанавливать этой проточкой вверх к днищу поршня.

Ремонт шатуннопоршневой группы двигателя
Вставьте вкладыш 7 в нижнюю головку шатуна — фиксирующий выступ («замок») на вкладыше должен войти в выемку в нижней головке поршня.

Вставьте вкладыш 1 в крышку 2 шатуна — фиксирующий выступ («замок») вкладыша должен войти в выемку в крышке. Смажьте цилиндр, поршень 4, шатунную шейку коленчатого вала и вкладыши 1 и 7 чистым моторным маслом.

Сориентируйте поршневые кольца так, чтобы замки компрессионных колец были расположены под углом 180° друг к другу, замки дисков маслосъемного кольца — также под углом 180° друг к другу и под 90° к замкам компрессионных колец, замок расширителя маслосъемного кольца — под углом 45° к замку одного из дисков маслосъемного кольца.

Поверните коленчатый вал так, чтобы шатунная шейка того цилиндра, в который устанавливают поршень, находилась в НМТ.

Вставьте поршень с шатуном в цилиндр так, чтобы надпись «Перед» на бобышке поршня была обращена к передней части двигателя (к приводу распределительных валов).
Полезный совет
Для того чтобы не повредить зеркало цилиндра, рекомендуем надеть на шатунные болты втулки из мягкого материала (например, обрезки резиновых или пластмассовых шлангов).

С помощью специальной оправки обожмите поршневые кольца и легкими ударами рукояткой молотка протолкните поршень в цилиндр, при этом оправка должна быть плотно прижата к блоку, иначе можно сломать поршневые кольца. Продвиньте поршень вниз, чтобы нижняя головка шатуна села на шатунную шейку коленчатого вала, снимите с шатунных болтов обрезки шлангов.

Установите крышку 2 шатуна на шатунные болты так, чтобы уступ Б на крышке шатуна был с той же стороны, что и выступ А на нижней головке шатуна; номера цилиндра, выбитые на шатуне и крышке, были расположены с одной стороны, а «замки» вкладышей — друг против друга.
20. Заверните гайки шатунных болтов и затяните их моментом 68—75 Нм (6,8—7,5 кгсм).
21. Аналогично установите остальные поршни с шатунами.
22. Несколько раз проверните коленчатый вал, он должен вращаться легко, без заеданий.
23. Установите масляный насос, масляный картер и головку блока цилиндров.

Размерные группы поршней, шатунов и пальцев двигателей модели ЗМЗ-409.10

Диаметр пальца, мм

 

Диаметр отверстия, мм

Маркировка

в верхней головке шатуна

в бобышке поршня

пальца,

шатуна и поршня

поршня

25,0000-24,9975

25,0070-25,0045

25,0000-24,9975

Белый

I

24,9975-24,9950

25,0045-25,0020

24,9975-24,9950

Зеленый

II

24,9950-24,9925

25,0020-24,9995

24,9950-24,9925

Желтый

III

24,9925-24,9900

24,9995-24,9970

24,9925-24,9900

Красный

IV

Таблица. Номинальные и предельно допустимые размеры и посадка сопрягаемых деталей шатунно-поршневой группы двигателя ЗМЗ-409

Параметр

Номинальный
размер, мм

допусти-
мый размер,

мм

Ремонтный размер, мм

   

1-й

2-и

Диаметр цилиндра

95,5*

95,65

+0,5

+1,0

Диаметр поршня

95,5*

95,4

+0,5

+1,0

Зазор между поршнем и цилиндром (подбор)

0,036—0,060

0,25

Увеличение для ремонтных размеров цилиндров,

поршней поршневых колец

 

+0,5

+1,0

Ширина канавок под компрессионное кольцо:

Верхнее

нижнее

1,75+0,005
2,00

2,1
2,1



Зазор по высоте между канавкой поршня и кольцом

0,060—0,096

0,15

диаметр опор под вкладыши коренных подшипников

67

67,03

-

Радиальное биение средних опор относительно крайних

0,02

0,05

диаметр кривошипной головки шатуна

60+0,010

60,03

диаметр поршневой головки шатуна

22

22,01

*допуск 0,06 мм разбит на 5 групп (через 0,012 мм)