Установить конец шланга отвода масла на патрубок масляного картера и закрепить.

Установить и закрепить шланг подвода масла к штуцеру болта специального и на полый болт вакуумного насоса винтами хомутов крепления шланга моментом затяжки 0,1 - 0,3 даНм (0,1 - 0,3 кгсм).

Установить топливный насос высокого давления в отверстие кронштейна ТНВД и генератора и закрепить предварительно болтами через опорную шайбу в среднем положении относительно пазов в кронштейне, закрепить предварительно к задней опоре кронштейна насоса болтом с шайбой и гайкой (болты не затягивать).

Надеть ремень привода генератора и водяного насоса на шкивы коленчатого вала, водяного насоса, генератора и натяжного ролика.

Натянуть ремень привода генератора и водяного насоса натяжным роликом, с усилием, обеспечивающим стрелу прогиба 14 ± 1 мм при приложении нагрузки 78,4 Н (8 кгс) посередине ветви между шкивами водяного насоса и генератора.

Проверку натяжения ремня произвести измерительным калибром 24-Ф-73595.

Завернуть болт крепления натяжного ролика.

Установить и закрепить болтами шкив ТНВД на ступицу насоса. Затяжку болтов производить после установки штифта-центратора в шкив ТНВД моментом 1,6 - 1,9 даНм (1,6 - 2,0 кгсм).

Совместить установочные отверстия шкива и корпуса ТНВД и установить штифт-центратор ТНВД (см. таблицу 8).

Установить ролик натяжной зубчатого ремня привода ТНВД с пружиной на палец генератора.

Повернуть и установить ролик на шпильку в крайнем правом положении с помощью оправки ЗМ 7812-4805 и закрепить гайкой.

Проверить наличие штифта коленчатого вала в пазе маховика.

Установить зубчатый ремень привода ТНВД на шкив коленчатого вала, шкив ТНВД и натяжной ролик.

Повернуть ТНВД в отверстиях кронштейна и натянуть ведущую ветвь ремня. Ослабить гайку крепления натяжного ролика. Ремень привода ТНВД натянется автоматически усилием натяжной пружины.

Покачивая корпус ТНВД, добиться, чтобы фиксирующий штифт свободно вышел из отверстия корпуса ТНВД.

Затянуть окончательно болты крепления корпуса ТНВД моментом 1,6 - 1,9 даНм (1,6 - 2,0 кгсм) и гайку крепления кронштейна натяжного ролика.

Штифт-центратор ТНВД должен свободно выниматься.

Извлечь установочные штифты из шкива ТНВД и из стенки блока цилиндров. Провернуть коленчатый вал на два оборота в направлении вращения.

Установить штифты в паз маховика и отверстие шкива ТНВД. Вынуть штифты. Штифт-центратор шкива ТНВД должен свободно выниматься.

Завернуть окончательно болт с гайкой крепления задней опоры насоса моментом 1,6 - 1,9 даНм (1,6 - 2,0 кгсм).

Схема установки форсунки ЗМЗ-5143.10

Установить в головку цилиндров прокладки уплотнительные 8 форсунок фторопластом вниз, как показано на рисунке 4.

Установить уплотнитель 6 на форсунку.

Установить форсунки в головку цилиндров поворотными штуцерами 5 в сторону маховика.

Заправить уплотнитель в отверстие.

Установить на шпильку крепления форсунки опорную шайбу 2, скобу 4, прижим 3 и закрутить гайку 1 моментом 3,1 - 3,5 даНм (3,2 - 3,6 кгсм).

Установить шланги отсечного топлива между форсунками 1-2, 2-3, 3-4 цилиндров, между первым цилиндром и штуцером ТНВД.

Затянуть винты хомутов крепления шлангов отсечного топлива моментом затяжки 0,1 - 0,3 даНм (0,1 - 0,3 кгсм).

Установить шланг на штуцера корректора по наддуву ТНВд и ресивера. Затянуть хомуты крепления шланга моментом затяжки 0,1 - 0,3 даНм (0,1 - 0,3 кгсм).

Освободить от технологической упаковки топливопроводы высокого давления и шланги подвода и отвода топлива, подсоединить и закрепить их, не допуская попадания пыли и грязи во внутренние полости трубок, шлангов, насоса, форсунок и фильтра. Момент затяжки гаек трубок высокого давления 21,6 - 24,5 Нм (2,2 - 2,5 кгсм).

Внимание! При установке ТНВД и натяжении приводного ремня за счет колебаний допусков размерных цепей, определяющих расположение штуцеров отбора топлива на заднем торце ТНВД, может произойти значительное отклонение от номинала дистанций между штуцерами отбора топлива на насосе и штуцерами подвода топлива на форсунках.

В этом случае необходимо топливопроводы высокого давления устанавливать в последовательности четвертый, третий, второй, первый цилиндры следующим образом:

- сориентировать трубку между соответствующей форсункой и штуцером ТНВД;

- установить трубку посадочным конусом в соответствующее отверстие штуцера ТНВД;

- навинтить и затянуть гайку трубки на штуцере ТНВД с усилием 0,8 - 1,1 даНм (0,8 - 1,1 кгсм);

- при несовпадении оси свободного конца трубки с осью сопрягаемой поверхности на форсунке указанной на рисунке 5 величины произвести подгибание трубки по радиусам гибов до указанной величины.

- навинтить и затянуть гайку трубки на форсунке с усилием 0,8... 1,1 даНм (0,8 - 1,1 кгсм);

- свинтить гайку трубки со штуцера ТНВД при этом свободный конец трубки не должен отклоняться от штуцера на величину указанную на рисунке 5;

- подогнутую по месту трубку закрепить на штуцере с усилием 0,8 - 1,1 даНм (0,8 - 1,1 кгсм);

Схема предельно допустимых отклонений концов трубок высокого давления, устанавливаемых на двигатель

- таким же образом установить парную трубку, контролируя расстояние между трубками (Рисунок 5);

- установить на подогнанной по месту паре трубок замки;

- затянуть с усилием 21,6 - 24,5 Нм (2,2 - 2,5 кгсм) гайки крепления трубок к ТНВД и гайки крепления трубок к форсункам;

Установить прокладку клапана рециркуляции, экран теплоизоляционный на шпильки коллектора. Установить и закрутить гайку с шайбой крепления экрана.

Установить шланг с хомутами на выпускной патрубок турбокомпрессора.

Установить на выпускной патрубок прокладку, клапан рециркуляции и закрепить предварительно болтами.

Установить на фланец клапана рециркуляции прокладку, трубку рециркуляции и закрепить предварительно болтами с шайбами.

Установить подсобранный выпускной патрубок в шланг турбокомпрессора, а фланец трубки рециркуляции на две шпильки коллектора и закрепить предварительно гайками с шайбами.

Установить шланг с хомутами на выпускной патрубок турбокомпрессора.

Установить воздуховод в шланг выпускного патрубка, фланец воздуховода совместить с фланцем ресивера.

Установить прокладку между фланцами воздуховода и ресивера, совместить отверстия и закрепить винтами предварительно.

Совместить оси выпускного патрубка и воздуховода за счет зазоров в отверстиях соединяемых деталей и закрутить окончательно винты крепления воздуховода.

Закрутить окончательно гайки и болты крепления трубки рециркуляции к коллектору и клапану рециркуляции, болты крепления клапана рециркуляции к выпускному патрубку турбокомпрессора, червяков хомутов крепления шлангов моментом затяжки 0,4 - 0,6 даНм (0,4 - 0,6 кгсм).

Установить патрубок впускной турбокомпрессора на фланец турбокомпрессора с уплотнительным кольцом, закрепить патрубок болтом с шайбой.

Установить шланг вентиляции картера с установленными хомутами на патрубок крышки маслоотделителя и патрубок впускной турбокомпрессора, затянуть червяки хомутов крепления шланга вентиляции картера моментом затяжки 0,1 - 0,3 даНм (0,1 - 0,3 кгсм).

Смазать резьбовую часть датчика сигнализатора аварийного давления масла герметиком «Стопор-6» (допускается замена на клей-герметик «Эластосил 137-83») и закрутить в отверстие бобышки головки цилиндров моментом затяжки 1,8 - 3,4 даНм (1,8 - 3,5 кгсм).

Смазать резьбовую часть датчиков температуры охлаждающей жидкости герметиком «Стопор-6» (допускается клей-герметик «Эластосил 137-83») и закрутить:

- датчик указателя температуры ОЖ в правое отверстие, а датчик температуры ОЖ системы управления в левое отверстие корпуса термостата моментом затяжки 1,8 - 3,4 даНм (1,8 - 3,5 кгсм).

- Установить датчик положения коленчатого вала в отверстие крышки цепи и закрепить винтом с шайбой.

Зацепить провод датчик положения коленчатого вала за скобу крепления проводов на крышке гидронатяжителя, пропустить колодку провода под генератором между патрубками впускной трубы и установить в держатель колодки разъемом в сторону ресивера.

Установить кронштейн насоса ГУР, закрепив его болтом крышки цепи моментом затяжки 1,2 - 1,8 даНм (1,2 - 1,8 кгсм), и осью направляющего ролика моментом затяжки 2,7 - 3,5 даНм (2,8 - 3,6 кгсм).

Ввернуть натяжной болт кронштейна насоса ГУР на всю длину свинчивания.

Установить натяжной кронштейн на ось направляющего ролика и закрепить предварительно болтом натяжного кронштейна.

Установить направляющий ролик ремня привода насоса ГУР на ось через втулку и закрепить гайкой таким образом, чтобы обеспечить подвижность натяжного кронштейна.

Установить насос ГУР на натяжной кронштейн и закрепить болтами моментом затяжки 4,9 - 6,1 даНм (5,0 - 6,2 кгсм).

Установить и закрепить болтами на передней крышке головки цилиндров привод вентилятора моментом затяжки 1,2 - 1,8 даНм (1,2 - 1,8 кгсм).

Установить и закрепить болтами на ступице привода вентилятора шкив вентилятора моментом затяжки 1,2 - 1,8 даНм (1,2 - 1,8 кгсм).

Навесить ремень привода насоса ГУР. Ослабить болт натяжного кронштейна и произвести натяжение ремня натяжным болтом, при этом контролировать натяжение ветви ремня между шкивами вентилятора и насоса ГУР.

При приложении нагрузки 78,5 Н (8 кгс) посередине между шкивами вентилятора и насоса ГУРа прогиб ремня должен быть 8-9 мм.

После регулировки ремня натяжной болт зафиксировать гайкой моментом затяжки 1,4 - 1,8 даНм (1,4 - 1,8 кгсм) и окончательно закрепить натяжной кронштейн болтом моментом затяжки 1,2 - 1,8 даНм (1,2 - 1,8 кгсм) и направляющий ролик.

Установить и закрепить нижний затем верхний кожухи привода ТНВД.

Снять двигатель со стенда для сборки-разборки двигателя.

Установить картер сцепления на задний торец блока цилиндров и закрепить болтами с шайбами моментом затяжки 4,1.. .5,0 даНм (4,2 - 5,1 кгсм).

Установить два болта с шайбами в отверстия картера сцепления и усилителя картера сцепления, надеть на болты шайбы, наживить и завернуть гайки.

Завернуть болты крепления усилителя картера сцепления к блоку моментом 2,8 - 3,5 даНм (2,9 - 3,6 кгсм).