Завернуть пробку в крышку гидронатяжителя, предварительно нанеся на резьбу пробки герметик «Стопор-6».

Завернуть стяжные болты звездочек моментом 9,8 - 10,8 даНм (10 - 11 кгсм). Убедиться в отсутствии зазора между торцовыми поверхностями звездочек и опорными торцами распределительных валов.

Окончательно затянуть болты крепления среднего успокоителя момент затяжки 2,0 - 2,4 даНм (2,0 - 2,5 кгсм).

Вынуть фиксатор коленчатого вала, установочные штифты и приспособление для фиксации распределительных валов. Проверить правильность установки распределительных валов для чего провернуть коленчатый вал по ходу вращения на два оборота ключом ЗМ 78 12-4645 до совпадения метки на роторе датчика коленчатого вала с указателем ВМТ (штифт) на крышке цепи. Проверить положение распределительных валов. Установочные отверстия распределительных валов и передней крышки должны совпадать.

При разборке двигателя при ремонте, связанной со снятием распределительных валов, головки цилиндров и крышки цепи, установку привода распределительных валов при сборке производить, как указано выше.

В случае если при ремонте не снимается крышка цепи, то перед разборкой необходимо установить поршень первого цилиндра в положение ВМТ на такте сжатия, при этом метка на роторе датчика коленчатого вала должна совпасть со штифтом на крышке цепи, а установочные отверстия распределительных валов и передней крышки должны совпасть.

После снятия распределительных валов и головки цилиндров поворот коленчатого вала может быть только с возвратом в исходное положение или на два оборота.

Поворот коленчатого вала на один оборот даже при совпадении меток на роторе датчика и крышке цепи приведет к неправильной установке фаз газораспределения. При неправильной установке распределительных валов, установочные отверстия в них и передней крышке не будут совпадать.

Установить прокладку и переднюю крышку головки цилиндров, наживить болты с шайбами и держателем натяжной пружины в верхние отверстия крышки, наживить болты с шайбами в нижние отверстия крышки, завернуть болты крепления передней крышки моментом 2,1 - 2,3 даНм (2,2 - 2,4кгсм).

Установить ролики успокоительные на ось коромысла.

Установить крышку клапанов с уплотнителями и прокладкой на плоскость головки цилиндров.

Установить втулки уплотнительные в отверстия крепления крышки клапанов, наживить и завернуть болты крепления крышки клапанов в сборе с шайбами специальными и держателем колодки моментом 0,6 - 1,2 даНм (0,6 - 1,2 кгсм).

Установить на маслозаливную горловину крышку.

Установить на головку цилиндров коллектор, с турбокомпрессором закрепив предварительно.

Соединить трубку отопителя с патрубком водяного насоса рукавом с хомутами.

Закрепить трубку отопителя скобой за шпильку коллектора.

Закрепить гайки крепления выпускного коллектора моментом 2,1 - 2,6 даНм (2,2 - 2,7 кгсм).

Установить и закрепить кронштейн передней опоры двигателя правый.

Нанести на резьбу болтов крепления патрубка отопителя герметик «Стопор-6» и закрепить патрубок с прокладкой болтами, сориентировав патрубок пробкой к головке цилиндров.

Установить на ступицу водяного насоса шкив и закрепить болтами с шайбами моментом 1,2 - 1,8 даНм (1,2 - 1,8 кгсм). Болты тарировать после установки ремня привода генератора и водяного насоса.

Надеть на патрубок водяного насоса шланг с хомутами.

Установить корпус с термостатом в шланг, установить прокладку и закрепить корпус термостата к головке цилиндров винтами с шайбами моментом 1,2 - 1,8 даНм (1,2 - 1,8 кгсм).

Закрепить червяки хомутов крепления шланга к патрубку водяного насоса и корпусу термостата моментом 0,4 - 0,6 даНм (0,4 - 0,6 кгсм).

Установить прокладку и впускную трубу в сборе с ресивером на шпильки, установить шайбы и скобу подъема двигателя, завернуть гайки моментом 2,8 - 3,5 даНм (2,9 - 3,6 кгсм).

Закрепить кронштейн ТНВД к головке цилиндров болтами с шайбами моментом 3,4 - 3,9 даНм (3,5 - 4,0 кгсм).

закрепить ролик натяжной ремня привода водяного насоса с кронштейном на крышке цепи болтами с шайбами моментом 1,2 - 1,8 даНм (1,2 - 1,8 кгсм).

Установить блок цилиндров плоскостью масляного картера вверх.

Установить держатель масляного насоса на третью крышку коренного подшипника, не закручивая болт крепления окончательно.

Вставить шестигранный валик привода маслонасоса в отверстие привода.

Установить прокладку маслонасоса на плоскость блока, маслонасос на шестигранный валик привода и в отверстие блока, совместив отверстия под болты.

Наживить и ввернуть от руки два болта крепления маслонасоса, наживить и ввернуть от руки два болта крепления держателя к масляному насосу.

Завернуть окончательно болты крепления маслонасоса к блоку цилиндров, болты крепления держателя к крышке коренного подшипника.

Проверить легкость вращения промежуточного вала в сборе с насосами.

Нанести клей-герметик «Эластосил 137-83» на торцы прокладок крышки цепи и держателя заднего сальника.

Установить прокладку и масляный картер с совмещением отверстий. Завернуть болты и гайки крепления масляного картера. Затяжку болтов масляного картера производить моментом 1,2 - 1,8 даНм (1,2 - 1,8 кгсм), затяжку гаек масляного картера производить моментом 1,1 - 1,6 даНм (1,1 - 1,6 кгсм). При контроле допускается падение момента до 0,6 даНм (0,6 кгсм) при обеспечении герметичности.

Установить и ввернуть на 2 - 3 нитки болты крепления усилителя картера сцепления к блоку цилиндров.

Установить блок цилиндров головкой цилиндров вверх.

Установить и закрепить червяки хомутов крепления рукава слива масла к штуцеру турбокомпрессора и на патрубок масляного картера моментом затяжки 0,1 - 0,3 даНм (0,1 - 0,3 кгсм).

Залить в масляную полость ТКР 20 см3 чистого моторного масла. Масло заливать непрерывной тонкой струей.

Установить и закрепить к турбокомпрессору трубку нагнетательную масла.

Установить стартер в отверстие проушины блока цилиндров и закрепить болтами с шайбами моментом 4,3 - 5,5 даНм (4,4 - 5,6 кгсм).

Установить теплообменник жидкостно-масляный на плоскость кармана блока цилиндров, смазав прокладку маслом для двигателя, и закрепить штуцером масляного фильтра, закрутив его моментом 4,0 - 6,0 даНм (4,1 - 6,1 кгсм).

Установить шланги отвода и подвода охлаждающей жидкости на патрубки теплообменника, головки цилиндров и отводящей трубки и затянуть червяки хомутов шлангов моментом 0,1 - 0,3 даНм (0,1 - 0,3 кгсм).

Завернуть масляный фильтр на штуцер на ¾ оборота после касания прокладкой теплообменника. Прокладку предварительно смазать маслом для двигателя.

Завернуть свечи накаливания в отверстия головки цилиндров моментом 1,0 - 1,5 даНм (1,0 - 1,5 кгсм).

Установить и закрепить шланг отвода масла от вакуумного насоса на штуцер вакуумного насоса* хомутом моментом затяжки 0,1 - 0,3 даНм (0,1 - 0,3 кгсм).

Установить генератор в проушину кронштейна и зафиксировать пальцем.

Закрепить генератор к нижнему кронштейну гайками моментом 2,2 - 3,1 даНм (2,2 - 3,2 кгсм).

Установить опору кронштейна на кронштейн и на палец генератора и закрепить гайкой с шайбой к пальцу генератора моментом 1,6 - 2,0 даНм (1,6 - 2,0 кгсм).

Закрепить опору кронштейна к кронштейну генератора болтом с шайбой.

Правая сторона двигателя ЗМЗ-5143.10

Подсобрать штуцер датчика указателя давления масла с болтом специальным и двумя уплотнительными прокладками и установить на правой стороне блока цилиндров, соорентировав штуцер в соответствии с рисунком (см.поз. 18, Рисунок 3).

Смазать резьбовую часть датчика указателя давления масла герметиком «Стопор-6» (допускается замена на клей-герметик «Эластосил 137-83») и закрутить в штуцер моментом затяжки 1,8 - 3,4 даНм (1,8 - 3,5 кгсм).