Провернуть коленчатый вал на 360˚, проверить наличие зазоров между противовесами коленчатого вала и корпусами форсунок охлаждения поршня, между поршнями и трубками форсунок.

Проверить на угле поворота коленчатого вала момент сопротивления вращению кривошипно-шатунного механизма, который должен быть 1,4 - 1,7 даНм (1,4 - 1,7 кгсм).

Установить блок задним торцом вверх.

Установить прокладку сальникодержателя на плоскость заднего торца блока, совместив отверстия.

Взять сальникодержатель с резиновой манжетой заднего конца коленчатого вала, проверить пригодность манжеты к дальнейшей работе. Если манжета имеет изношенную рабочую кромку или слабо охватывает фланец коленчатого вала — заменить ее новой. Запрессовку манжеты в сальникодержатель произвести оправкой ЗМ 7853-4263.

Перед установкой сальникодержателя полость между рабочей кромкой и пыльником манжеты на ⅔ объема заполнить смазкой ЦИАТИМ-221 (допускается ЦИАТИМ-279), установить сальникодержатель с помощью оправки ЗМ 7853-4357 на фланец коленчатого вала, совместить отверстия блока, прокладки и сальникодержателя, закрепить сальникодержатель к блоку цилиндров болтами моментом 0,6 - 0,9 даНм (0,6 - 0,9 кгсм).

Запрессовать распорную втулку в отверстие коленчатого вала до упора с помощью оправки 5-У-10897.

Установить маховик на выступающую распорную втулку, совместив отверстие в маховике с центрирующей втулкой в коленчатом валу.

Установить шайбу болтов маховика, наживить и затянуть болты моментом 7,0 - 7,8 даНм (7,2 - 8,0 кгсм), застопорив коленчатый вал от проворачивания фиксатором ЗМ 7820-4550.

Запрессовать шариковый подшипник 6203.2RS2.Р6Q6/С9 первичного вала коробки передач в отверстие маховика до упора в распорную втулку с помощью оправки 5-У-10897.

Установить ведомый диск сцепления на маховик, центрируя его оправкой ЗМ 7853-4023.

Установить на маховик диск сцепления нажимной и закрепить его болтами моментом 1,9 - 2,4 даНм (2,0 - 2,5 кгсм). Заворачивание болтов производить поочередно за несколько приемов.

Установить блок плоскостью головки цилиндров вверх.

Установить шпонку и напрессовать звездочку коленчатого вала до упора с помощью напрессовки ЗМ 7823-4291-04.

Установить резиновое уплотнительное кольцо и втулку, большой внутренней фаской к уплотнительному кольцу, на хвостовик коленчатого вала.

Вынуть заглушку под фиксатор. Зафиксировать точное положение коленчатого вала штифтом ЗМ 7820-4582, проходящим через стенку заднего фланца блока цилиндров в паз маховика, при этом метка на звездочке коленчатого вала должна совпасть с меткой на блоке, что будет соответствовать положению поршня первого цилиндра в ВМТ. Метка на блоке цилиндров должна быть расположена симметрично относительно оси впадины зубьев звездочки.

Установить нижний успокоитель цепи, не закручивая болты крепления окончательно.

Установить шпонку в паз на хвостовике промежуточного вала и завернуть два болта крепления звездочек в отверстия на торце передней шейки.

Смазать моторным маслом опорные шейки промежуточного вала и установить вал в отверстия блока до выхода хвостовика.

Установить шестерню с гайкой на хвостовик промежуточного вала и завернуть гайку шестерни ключом, вращая вал за предварительно ввернутые болты.

Установить и закрепить фланец промежуточного вала, при этом торец с меньшей фаской в отверстии фланца должен прилегать к блоку.

Установить привод маслонасоса в отверстие блока цилиндров, предварительно смазав моторным маслом валик привода, до входа в зацепление шестерен привода, смазать шестерни привода чистым моторным маслом.

Установить и закрепить крышку привода масляного насоса с прокладкой болтами моментом затяжки 2,0 - 2,4 даНм (2,0 - 2,5 кгсм).

Проверить легкость вращения промежуточного вала.

Подсобрать ведомую и ведущую звездочки промежуточного вала. Вывернуть болты из промежуточного вала.

Надеть на большую звездочку (число зубьев 38) цепь (число звеньев 72) и установить подсобранный комплект звездочек с цепью на промежуточный вал с одновременным надеванием цепи на звездочку коленчатого вала и установкой в успокоитель. Поворотом звездочки промежуточного вала против часовой стрелки натянуть ведущую ветвь цепи.

Установить стопорную пластину и закрепить звездочки промежуточного вала двумя болтами моментом 2,1 - 2,4 даНм (2,2 - 2,5 кгсм). Отогнуть по одному концу стопорной пластины на грани головок болтов.

Установить и закрепить болтом рычаг натяжного устройства со звездочкой первой ступени привода распределительных валов.

Натянуть цепь, нажимая на рычаг натяжителя, и завернуть окончательно болты нижнего успокоителя цепи. После установки цепи привода промежуточного вала не допускается вращение коленчатого вала до момента установки цепи привода распределительных валов и гидронатяжителей.

Установить и закрепить двумя болтами опору натяжного устройства цепи второй ступени, смазав резьбовую часть болтов герметиком «Стопор-6».

Установить и закрепить болтом рычаг натяжного устройства со звездочкой второй ступени привода распределительных валов.

Надеть цепь (число звеньев 82) привода распределительных валов на ведущую звездочку промежуточного вала (число зубьев 19).

Установить левую и правую прокладки крышки цепи, взять крышку цепи с резиновой манжетой, проверить пригодность манжеты к дальнейшей работе. Если манжета имеет изношенную рабочую кромку или слабо охватывает втулку коленчатого вала — заменить ее новой. Запрессовать манжету оправкой в крышку.

Перед установкой крышки цепи полость между рабочей кромкой и пыльником манжеты на ⅔ объема заполнить смазкой ЦИАТИМ-221 (допускается ЦИАТИМ-279), установить крышку цепи, уложив и зафиксировав цепь в полости крышки цепи.

Установить нижний кронштейн генератора и закрепить специальным болтом. Закрепить крышку цепи винтами и болтом моментом 2,1 - 2,6 даНм (2,2 - 2,7 кгсм).

Установить и закрепить водяной насос на крышку цепи.

Смазать моторным маслом отверстие в крышке цепи под гидронатяжитель, вставить собранный гидронатяжитель в отверстие крышки до касания в упор рычага натяжного устройства, но не нажимать с целью исключения срабатывания фиксатора гидронатяжителя.

Установить крышку гидронатяжителя с уплотнительной прокладкой и закрепить двумя болтами к крышке цепи момент затяжки 2,0 - 2,4 даНм (2,0 - 2,5 кгсм).

Через отверстие в крышке гидронатяжителя оправкой нажать на гидронатяжитель с усилием, обеспечивающим выход плунжера из корпуса гидронатяжителя. Под действием пружины корпус гидронатяжителя переместится до упора в крышку, а плунжер через натяжное устройство натянет цепь.

Завернуть пробку в крышку гидронатяжителя, предварительно нанеся на резьбу пробки герметик «Стопор-6».

Запрессовать в паз коленчатого вала призматическую шпонку и напрессовать с помощью напрессовки ЗМ 7823-4291-04 шкив-демпфер на хвостовик коленчатого вала до упора.

Завернуть болт коленчатого вала моментом 19,6 - 24,5 даНм (20 - 25 кгсм). Нанести клей-герметик «Эластосил 137-83» на плоскость крышки цепи, прилегающей к головке цилиндров и на поверхность блока цилиндров на 10...15 мм от торца прокладки крышки цепи.

Установить прокладку головки цилиндров на установочные втулки блока и нанести клей-герметик «Эластосил 137-83» на поверхность прокладки от передней части до отверстий под передние болты крепления головки цилиндров.

Установить на установочные втулки головку цилиндров. Перед установкой болтов их резьбу и шайбы смазать моторным маслом. При установке головки цилиндров на двигатель контролировать положение прокладки головки цилиндров. Нависание окантовок окон цилиндров над зеркалом цилиндров не допускается.

Последовательность затяжки болтов крепления головки цилиндров ЗМЗ-5143.10

Затяжку болтов головки цилиндров производить в последовательности, указанной на рисунке 2 в четыре этапа:

— произвести предварительную затяжку болтов моментом 3,9 - 5,9 даНм (4 - 6 кгсм) и выждать не менее 2 мин;

— произвести затяжку болтов моментом 11,8 - 13,2 даНм (12,0 - 13,5 кгсм) и выждать не менее 2 мин;

— произвести затяжку болтов моментом 14,7 - 16,2 даНм (15,0 - 16,5 кгсм) и выждать не менее 7 мин;

— отвернуть болты на угол 90 - 100°;

— затянуть окончательно болты моментом 14,7 - 16,2 даНм (15 - 16,5 кгсм).

Отвернуть болты крепления и снять все крышки распределительных валов с помощью съемников ЗМ 7814-5136 (для передней крышки) и ЗМ 7814-5137 (для остальных крышек).

Смазать моторным маслом отверстия в головке цилиндров под гидроопоры. Установить гидроопоры и рычаги привода клапанов.

Ослабить стяжные болты звездочек распределительных валов до обеспечения свободного вращения звездочек.

Убедиться в отсутствии зазора между торцевыми поверхностями звездочек и опорными торцами распределительных валов.

Вытянуть цепь из ниши крышки цепи.

Подвести распределительный вал выпускных клапанов звездочкой под цепь, уложить ее звеньями на соответствующие дорожки звездочки. Установить вал опорными шейками в постели головки цилиндров, предварительно смазанные моторным маслом, ориентируя его таким образом, чтобы установочное отверстие на первой шейке было направлено вверх.

Таким же образом установить распределительный вал впускных клапанов.

Смазать моторным маслом кулачки распределительных валов.

Установить резиновые уплотнительные кольца на установочные втулки крышек распределительных валов.

Установить, не затягивая болты, переднюю крышку распределительных валов с установленными в ней упорными фланцами на установочные втулки, за счет продольного перемещения распределительных валов, обеспечить установку упорных фланцев в канавки распределительных валов.

Установить, не затягивая болты, остальные крышки распределительных валов в соответствии с порядковыми номерами.

Перед установкой поверхности трения крышек смазать моторным маслом.

Поворачивая поочередно распределительные валы за лыски на первой промежуточной шейке, совместить установочные отверстия на первых шейках распределительных валов и на передней крышке.

В данном положении зафиксировать распределительные валы с помощью технологических установочных штифтов ЗМ 7820-4579 и приспособления для фиксации ЗМ 7820-4580, используя лыски на передних промежуточных шейках.

Кулачки распределительных валов первого цилиндра при этом должны быть направлены наружу.

Завернуть болты крепления крышек распределительных валов моментом 1,9 - 2,2 даНм (1,9 - 2,3 кгсм).

Внимание! Новые гидроопоры полностью заполнены маслом и принимают рабочее положение не ранее, чем через 30 минут после затяжки болтов крепления крышек распределительных валов, В течение этого времени запуск двигателя не допускается во избежание встречи поршней с клапанами и поломки двигателя.

Установить, не затягивая болты, средний успокоитель цепи.

Смазать моторным маслом отверстие в головке цилиндров под гидронатяжитель.

Вставить собранный гидронатяжитель в отверстие до касания в упор рычага натяжного устройства, но не нажимать с целью исключения срабатывания фиксатора натяжителя.

Установить крышку гидронатяжителя с уплотнительной прокладкой и закрепить двумя болтами к головке цилиндров момент затяжки 2,0 - 2,4 даНм (2,0 - 2,5 кгсм).

Через отверстие в крышке гидронатяжителя оправкой нажать на гидронатяжитель с усилием, обеспечивающим выход плунжера из корпуса гидронатяжителя. Под действием пружины корпус гидронатяжителя переместится до упора в крышку, а плунжер через натяжное устройство натянет цепь, при этом звездочки распределительных валов должны свободно провернуться. При необходимости, принудительным поворотом звездочек ключом ЗМ 7812-4791 против часовой стрелки натянуть рабочие ветви цепи до устранения слабины.