Головка цилиндров, клапаны, пружины, гидроопоры

При наличии пробоин, прогара и трещин на стенках камер сгорания и разрушения перемычек между гнездами седел клапанов головку цилиндров необходимо заменить.

Утопание клапанов

Проверить герметичность клапанов. Проверять созданием избыточного давления воздуха со стороны камер сгорания. допускается снижение давления с 1,5 до 1,3 кгс/см2 в течение 10 с.

Можно также залить керосин поочередно во впускные и выпускные каналы головки цилиндров.

Протекание керосина из-под тарелок клапанов свидетельствует об негерметичности.

Перед снятием клапанов проверить утопание тарелок клапанов относительно нижней плоскости головки цилиндров (Рисунок 2).

Перед проверкой очистить плоскость головки цилиндров и тарелки клапанов от нагара.

Проверка утопания клапанов

Проверка утопания тарелок клапанов производится измерительным калибром 24-Ф-74760, настроенным по эталону 24-Т-1643 (Рисунок 3).

Разность показаний индикатора не должна превышать 0,07 мм для каждого ряда клапанов.

По результатам измерений принимается решение о возможности устранения негерметичности клапанов шлифовкой, притиркой седел и фасок клапанов или заменой седел или клапанов.

Разобрать головку цилиндров с помощью приспособления ЗМ 7823-4629.

При разборке клапаны уложить в порядке, соответствующем их расположению в головке цилиндров, для последующей их установки на прежние места.

Размеры седел и втулок клапанов

Произведя замеры, проверить зазор между стержнем клапана и втулкой.

Если он более 0,15 мм, втулку выпрессовать легкими ударами молотка или ручным прессом через оправку и заменить.

Для ремонта предусмотрены направляющие втулки клапанов двух ремонтных размеров, с увеличенным наружным диаметром на 0,02 мм и на 0,20 мм по отношению к номиналу.

При ослаблении посадки втулки, износе посадочного отверстия под втулку свыше размера 10,98 мм, втулку заменить на ремонтную, в зависимости от износа посадочного отверстия.

Для установки ремонтной втулки посадочное гнездо головки обработать до размера диаметра с допуском, обеспечивающим необходимый натяг 0,063 - 0,108 мм.

Перед запрессовкой втулку необходимо охладить в двуокиси углерода («сухом льду») до минус 45 – 50˚С, а головку цилиндров на- греть до плюс 60˚С.

При обработке следует выдерживать размеры, указанные на рисунке 4.

После запрессовки направляющей втулки клапанов обработать отверстие втулки под клапан.

Затем обработать поверхность втулки, предназначенную для установки маслоотражательного колпачка, центрируя по отверстию втулки под клапан.

После установки и развертки втулки фаску седла обработать шлифованием или расточкой, центрируя инструмент по отверстию во втулке.

Предусматриваются седла двух ремонтных размеров, с увеличенным наружным диаметром на 0,05 мм и 0,25 мм по отношению к номиналу.

При ослаблении посадки седел, износе гнезд седел свыше размеров: впускного клапана - 31,535 мм, выпускного клапана -29,035 мм, седла заменить на ремонтные, в зависимости от износа гнезда головки.

Посадочные отверстия головки обработать до размеров диаметров с допусками, обеспечивающими необходимый натяг 0,085 - 0,135 мм.

Перед запрессовкой седла необходимо охладить в двуокиси углерода («сухом льду») до минус 45 - 50 °С, а головку цилиндров нагреть до плюс 60˚с.

Затем обработать фаску седла.

При обработке гнезд ремонтных седел в головке, фасок ремонтных седел после запрессовки в дополнении к рисунку 3 выдерживать размеры рисунка 5.

Для восстановления рабочей фаски (при наличии на ней раковин и других дефектов, которые не могут быть устранены притиркой) необходимо прошлифовать или расточить фаску в соответствии с рисунком 3.

Обработка для запрессовки ремонтных седел

Снятые клапаны могут иметь следующие дефекты: погнутость, выработку и износ стержня, выработку, риски и раковины на рабочей фаске.

Погнутость стержня проверяют на призмах по индикатору.

При нелинейности образующей (выработке) на стержне более 0,15 мм, рисках, раковинах и выработке на рабочей фаске клапан подлежит выбраковке.

Небольшие дефекты на рабочей фаске устраняют шлифованием «как чисто».

При этом слой снятого металла не должен превышать 0,15 мм.

Притирку клапанов производят, используя притирочную пасту, составленную из одной части микропорошка М-20 и двух частей масла И-20А.

Проверить эластичность маслоотражательных колпачков.

При затвердевании и появлении трещин колпачки подлежат замене.

Необходимо проверить упругость клапанных пружин, так как при длительной работе упругость их падает и нарушается кинематическая связь отдельных звеньев газораспределительного механизма.

Это приведет к снижению мощности, перерасходу топлива, перебоям в работе двигателя и стукам клапанов. Уменьшение контрольных нагрузок клапанных пружин не должно превышать 10 - 15 % от номинальных величин.

Усилие новой клапанной пружины при сжатии ее до длины 29,5 мм — 166 ± 8 Н (16,6 ± 0,8 кгс), а при сжатии до 21 мм — 363 ± 18 Н (36,3 ± 1,6 кгс).

Пружины, имеющие наработку более 200 тыс.км подлежат замене, независимо от результатов контроля.

Замерить отверстия и корпуса гидроопор, определить зазор. Зазор не должен превышать 0,1 мм.

При износе отверстия под гидроопору произвести ремонт либо замену головки цилиндров.

Перед сборкой головки цилиндров необходимо очистить камеры сгорания и газовые каналы от нагара и отложений, предварительно смочив нагар керосином.

Протереть и продуть сжатым воздухом.

Собрать головку цилиндров с клапанами.

Маслоотражательные колпачки напрессовать до упора с помощью оправки ЗМ 7853-4226.

Перед напрессовкой посадочную поверхность колпачка смазать моторным маслом.

Стержни клапанов при установке во втулки смазать моторным маслом.

С помощью приспособления ЗМ 7823-4629 произвести засухаривание клапанов.

Пристукать клапана молотком с медным наконечником.

Проверить утопание клапанов и их герметичность, как описано выше.

Для восстановления глубины утопания вновь притертых клапанов до величин, указанных на рисунке 2, нижнюю плоскость головки цилиндров необходимо подрезать.

При снятии слоя металла более 0,3 мм произвести корректировку выступания распылителей форсунок подбором шайб толщиной, равной толщине снятого слоя.

Остальные детали и узлы были описаны в предыдущих статьях.