Коленчатый вал

При наличии трещин любого характера коленчатый вал подлежит замене.

Для удаления отложений из полостей шатунных шеек и масляных каналов необходимо вывернуть пробки из шатунных шеек, промыть раствором каустической соды, нагретым до 80˚с , и металлическим ершиком тщательно прочистить полости и каналы.

Промыть керосином и высушить сжатым воздухом, после чего завернуть пробки на место моментом 3,8 - 4,2 даНм (3,8 - 4,2 кгсм), предварительно нанося на их резьбовую поверхность герметик «стопор-9».

В процессе работы коренные и шатунные шейки коленчатого вала изнашиваются, теряют геометрическую форму, что снижает работоспособность кривошипно-шатунного механизма, вызывает повышенный износ цилиндров и поршневых колец, при этом может произойти выталкивание поршневым пальцем стопорных колец из канавок в поршне и выход поршневого пальца из поршня.

коренные и шатунные шейки коленчатого вала в результате износа принимают форму конуса и овала.

Если коренные и шатунные шейки изношены больше максимально допустимых размеров и если конусность и овальность шеек более 0,05 мм, то шейки вала необходимо шлифовать в один из ремонтных размеров.

Все одноименные шейки шлифуют в один ремонтный размер. Острые кромки фасок масляных каналов притупляют конусным абразивным инструментом, а затем шейки и фаски полируют.

Контролируемые параметры коленчатого вала при проверке технического состояния приведены в таблице 4.

Таб. 4. Контролируемые параметры коленчатого вала, мм

Контролируемый

параметр

Размер по

рабочему

чертежу

 

Максимально

допустимый

размер с

учетом износа

 

Ремонтные размеры

1-й

2-й

3-й

Диаметр коренных шеек

62-0,035

61,92

61,75-0,035

61,5-0,015

61,25-0,035

Диаметр шатунных шеек

56-0,025

55,92

55,75-0,025

55,5-0,025

55,25-0,025

Биение средних

коренных шеек

относительно крайних

0,03

0,05

 

 

 

Длина третьей

коренной шейки

34-0,05

34,1

 

 

 

Конусообразность,

бочкообразность

и огранка поверхности

коренных и шатунных

шеек

0,002

0,005

 

 

 

Шатунно-поршневая группа

Детали шатунно-поршневой группы проверить на отсутствие трещин и других повреждений.

Детали, имеющие повреждения подлежат замене.

Проверить зазоры между поршневыми кольцами и канавками поршня по высоте и зазоры в замках поршневых колец.

Зазоры приведены в таблицах 5 и 6.

Таб. 5. Параметры зазоров для поршневых колец Goetze, мм

Кольцо

Зазор по высоте

Зазор в стыке

Номинальный

Предельный

Номинальный

предельный

Первое

0,25 – 0,40

0,9

Второе

0,07 – о,11

0,20

0,50 – 0,75

1,0

Маслосъемное

0,03 – 0,07

0,15

0,30 – 0,60

0,9

Таб. 6. Параметры зазоров для поршневых колец Mahle, мм

Кольцо

Зазор по высоте

Зазор в стыке

Номинальный

Предельный

Номинальный

предельный

Первое

0,20– 0,40

0,9

Второе

0,07 – 0,11

0,20

1– 1,5

1,7

Маслосъемное

0,03 – 0,07

0,15

0,25 – 0,50

0,9

По мере износа нарушается геометрическая форма цилиндров, увеличиваются зазоры в стыках колец, а также зазоры между кольцами и канавками в поршне, упругость колец резко снижается.

Это приводит к росту количества газов, проникающих в картер двигателя, увеличению расхода масла на угар. Изношенные поршневые кольца заменяют.

Зазоры проверяют щупом, вводимым в зазор по высоте в нескольких местах по окружности кольца и поршня.

Если зазор между кольцом и стенкой канавки больше, чем указан в таблице, необходимо заменить поршень и кольца: при этом резко возрастает расход масла на угар (даже при нормальном зазоре в стыке колец, из-за “насосного” действия колец.

Заменить поршень также необходимо при увеличении зазора между поршнем и цилиндром (стук поршней) или при износе отверстия под поршневой палец (стук поршневых пальцев).

Шатуны

Изнашивается в основном отверстие втулки верхней головки шатуна под палец. Ремонт сводится к замене шатуна в сборе, если отверстие верхней головки достигнет размера 30+0,015мм.

Распределительные валы

Опорные шейки распределительных валов изнашиваются незначительно.

В случае увеличения зазоров в подшипниках распределительных валов более 0,2 мм необходимо заменить либо головку цилиндров, либо распределительные валы.

Кулачки распределительных валов изнашиваются равномерно. При небольших износах и задирах (глубиной до 0,1 мм) кулачки зачищают сначала крупнозернистой, а затем полируют мелкозернистой наждачной бумагой № 120.

При зачистке и полировке наждачная бумага должна охватывать примерно половину профиля кулачка и иметь небольшое натяжение.

Работа газораспределительного механизма с кулачками неправильного профиля приводит к шумной работе, поломкам клапанных пружин, разбиванию седел клапанов.

При износе кулачков, уменьшающих подъем клапанов более чем на 0,5 мм, распределительный вал необходимо заменить.

Контролируемые параметры распределительных валов и отверстий головки цилиндров под опорные шейки при проверке технического состояния приведены в таблице 7.

Контролируемые параметры распределительных валов

и отверстий головки цилиндров под опорные шейки, мм

Контролируемые параметры

Размер

 по рабочему

чертежу

Максимально

допустимый

размер с

учетом износа

диаметр первой опорной шейки

распределительного вала

42-0,050

41,9

диаметр остальных опорных

шеек распределительного вала

30-0,050

29,9

диаметр отверстия в головке

цилиндров под первую опорную

шейку распределительного

вала

42+0,025

42,1

диаметр отверстия в головке

цилиндров под остальные

опорные шейки распределительного

вала

30+0,025

30,1

Высота кулачков

40,8859 ± 0,25

40,4

Радиальное биение средней

опорной шейки

0,025

0,04