Замену охлаждающей жидкости необходимо производить с промывкой системы охлаждения.

Порядок замены охлаждающей жидкости следующий:

Слить охлаждающую жидкость, для чего необходимо:

- установить автомобиль на горизонтальную площадку;

- установить рычаг управления краном отопителя салона в крайнее правое положение;

- снять пробку заливной горловины радиатора 8 (Рисунок 1) и расширительного бачка 10;

- слить охлаждающую жидкость из системы, открыв краник слива на блоке цилиндров 18 и сливную пробку радиатора 14;

- продуть сжатым воздухом полость теплообменника через шланг отвода ОЖ от теплообменника, предварительно отсоединив его.

Убедиться в отсутствии ОЖ в двигателе.

Подсоединить шланг отвода ОЖ от теплообменника, закрепить хомутом;

- закрыть краник слива ОЖ блока цилиндров и завернуть сливную пробку радиатора.

Промыть систему охлаждения в следующем порядке:

- заполнить систему охлаждения чистой водой (недопустимо использовать жесткую воду!) и завернуть пробки заливной горловины радиатора и расширительного бачка;

- запустить двигатель и прогреть его при средней частоте вращения коленчатого вала до рабочей температуры (плюс 80-90˚С), дать двигателю поработать 3-5 мин;

- заглушить двигатель и слить воду;

- повторить вышеперечисленные операции промывки еще один раз, используя, свежую воду.

Произвести заправку системы охлаждения в следующей последовательности:

- закрыть краник слива охлаждающей жидкости блока цилиндров и завернуть сливную пробку радиатора;

- рычаг управления краником отопителя салона установить в крайнее правое положение;

- заполнить свежей охлаждающей жидкостью рекомендуемой марки радиатор на 10-15 мм ниже горловины и расширительный бачок на 3-4 см выше метки «MIN».

для удаления воздушных пробок после заливки свежей охлаждающей жидкости сделать следующее:

- запустить двигатель, прогреть до рабочей температуры, после уменьшения уровня жидкости в верхнем бачке радиатора долить в него и закрыть пробку заливной горловины радиатора;

- заглушить двигатель, дать ему остыть, довести уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке до нормы и закрыть пробку расширительного бачка;

- прогреть двигатель до открытия термостата, и поработать на холостом ходу с перегазовками, в течение 10-15 мин, и снова довести уровень «ОЖ» в расширительном бачке до нормы.

Возможными неисправностями насоса могут быть: течь жидкости в контрольное отверстие 6 (Рисунок 2) в результате износа кольца скольжения сальника 4, уменьшения усилия пружины сальника, износа подшипника 7, раковин и трещин на рабочем торце втулки крыльчатки 5.

Течь жидкости устранять установкой деталей ремонтного комплекта для водяного насоса дизельного двигателя, в который входят: подшипник, сальник и крыльчатка. Для этого необходимо разобрать насос.

Разборка насоса производится в следующем порядке:

Снятие крыльчатки водяного насоса

— с помощью съемника снять крыльчатку (Рисунок 6);

Снятие ступицы водяного насоса

— с помощью специального приспособления снять ступицу шкива насоса (Рисунок 7);

Выпрессовка подшипника с валиком водяного насоса

— вывернуть фиксатор подшипника (2, Рисунок 2);

— выпрессовать из корпуса подшипник (Рисунок 8). Выпрессовку подшипника производить на прессе или с помощью медной оправки;

— выпрессовать сальник из корпуса.

Сборка насоса производится в следующем порядке:

Запрессовка сальника водяного насоса

— с помощью оправки установить сальник в корпус насоса, не допуская перекоса, предварительно смазав наружную поверхность сальника чистым моторным маслом;

Запрессовка подшипника с валиком водяного насоса в корпус

— с помощью оправки запрессовать подшипник с валиком в сборе в корпус так, чтобы гнездо под фиксатор на обойме подшипника совпало с отверстием в корпусе насоса;

Напрессовка ступицы шкива водяного насоса на вал

— завернуть фиксатор подшипника и закернить, чтобы не происходило самоотворачивания фиксатора;

— напрессовать на валик подшипника ступицу шкива насоса, выдержав размер (106,0 ± 0,2) мм;

Напрессовка крыльчатки водяного насоса

— напрессовать крыльчатку на валик подшипника, выдержав размер между торцом крыльчатки и торцом корпуса насоса не более 14,2 мм;

— провернуть крыльчатку вместе с валиком. Задевание крыльчатки за корпус не допускается.

При напрессовке ступицы и крыльчатки необходимо разгружать корпус, фиксатор и подшипник насоса от усилий запрессовки, т.е. упор при напрессовке должен осуществляться на торец валика.

При запрессовке подшипника в корпус усилие допускается прикладывать только к наружной обойме подшипника.

Не допускается производить запрессовку за валик подшипника.

При установке насоса на двигатель прокладку водяного насоса необходимо заменить.