Масляный насос (Рисунок 3) шестеренчатого типа установлен внутри масляного картера и крепится к блоку цилиндров двумя болтами и держателем масляного насоса.

Ведущая шестерня 1 неподвижно закреплена на валике 3 с помощью штифта, а ведомая 5 свободно вращается на оси 4, запрессованной в корпусе 2 насоса.

Корпус насоса изготовлен из алюминиевого сплава, шестерни — из металлокерамики. К корпусу тремя винтами крепится чугунный приемный патрубок 6 с сеткой.

При неисправностях в системе смазки, вызванных неполадками в работе масляного насоса, его необходимо разобрать.

Для разборки насоса необходимо сделать следующее:

- отогнуть усы каркаса сетки, снять каркас и сетку;

Масляный насос и редукционный клапан ЗМЗ-5143

- отвернуть три винта, снять приемный патрубок 6 (Рисунок 3);

- вынуть из корпуса ведомую шестерню 5 и валик 3 с ведущей шестерней 1 в сборе;

- вывернуть пробку 8, вынуть пружину 10 и плунжер 9 редукционного клапана из приемного патрубка;

- промыть детали и продуть сжатым воздухом.

При проверке редукционного клапана убедиться, что его плунжер перемещается в отверстии приемного патрубка свободно, без заеданий, а пружина находится в исправном состоянии.

Длина пружины редукционного клапана в свободном состоянии должна быть 60 мм.

Усилие на пружину при сжатии ее на 13,5 мм должно быть 81Н ± 5Н (8 кгс ± 0,5 кгс).

При ослаблении усилия пружину необходимо заменить.

Если на плоскости приемного патрубка масляного насоса обнаруживается выработка от шестерен, то необходимо прошлифовать ее до устранения следов выработки «как чисто».

При значительных износах корпуса — корпус или насос следует заменить.

Сборку насоса следует проводить нижеуказанным способом:

- установить плунжер, пружину и завернуть пробку редукционного клапана в отверстие в приемном патрубке, предварительно смазав плунжер маслом, применяемым для двигателя;

- установить в корпус масляного насоса валик в сборе с ведущей шестерней и проверить легкость его вращения;

- установить в корпус ведомую шестерню и проверить легкость вращения обеих шестерен;

- установить приемный патрубок и привернуть его к корпусу тремя винтами с шайбами моментом 1,4 — 1,8 даНм (1,4 — 1,8 кгсм).

- установить сетку, каркас и завальцевать усы каркаса на края приемника масляного насоса.

Проверить давление, развиваемое насосом, давление проверяется при определенном сопротивлении на выходе.

Для этого на специальной установке к выходному патрубку насоса присоединяется жиклер диаметром 1,5 мм и длиной 5 мм.

Насос с приемным патрубком и сеткой должен находиться в бачке, залитом смесью, состоящей из 90 % керосина и 10 % масла М-8-В или М-53/10-Г1.

Уровень смеси в бачке должен быть на 40 - 50 мм выше плоскости разъема корпуса и приемного патрубка.

Насос приводится во вращение от электромотора.

При частоте вращения вала насоса (250 ± 25) мин-1 давление, развиваемое насосом, должно быть не менее 120 кПа (1,2 кгс/см2), а при (725 ± 25) мин-1 не более 420 - 530 кПа (4,8 - 5,5 кгс/см2).

Редукционный клапан (Рисунок 3) плунжерного типа, расположен в корпусе маслоприемника масляного насоса.

Редукционный клапан отрегулирован на заводе установкой тарированной пружины.

Менять регулировку клапана в эксплуатации не рекомендуется.

Привод масляного насоса (Рисунок 4) осуществляется парой винтовых шестерен 6 и 7 от промежуточного вала 8 привода распределительных валов.

Привод масляного насоса ЗМЗ-5143.10

Промежуточный вал вращается во втулках, запрессованных в опоры блока цилиндров.

На промежуточном валу с помощью шпонки 5 установлена и закреплена фланцевой гайкой ведущая шестерня 7, находящаяся в зацеплении с ведомой шестерней 6, напрессованной на валик 1, вращающийся в опорах блока цилиндров.

В верхнюю часть ведомой шестерни запрессована втулка 2, имеющая внутреннее шестигранное отверстие.

В отверстие втулки вставляется шестигранный валик 9, нижний конец которого входит в шестигранное отверстие валика 10 масляного насоса.

Фильтр очистки масла - на двигатель устанавливается полнопоточный масляный фильтр однократного использования неразборной конструкции 2101С-1012005-НК-2 ф.«КОЛАН» г. Полтава или 406.1012005-02 ф.«БИГ- фильтр» г. С. - Петербург.

Фильтры 2101 С - 1012005-НК-2 и 406.1012005-02 снабжены фильтрующим элементом перепускного клапана, снижающего вероятность попадания неочищенного масла в систему смазки при пуске холодного двигателя и предельном загрязнении основного фильтрующего элемента.

Масляный фильтр подлежит замене при ТО  - 1 (каждые 10000 км пробега) одновременно со сменой масла.