Опорное устройство

Устройство. Опорное устройство (рис. 7) представляет собой два винтовых домкрата (рис. 8), находящихся в передней части полуприцепа и соединенных между собой промежуточным валом. Правое опорное устройство отличается от левого наличием двухскоростного редуктора. Наличие двухскоростного редуктора обеспечивает ускоренный подъем и опускание плит опорных устройств на холостом ходу.

Крайнее верхнее положение выдвижной стойки опорного устройства ограничивается втулкой на неподвижной стойке 6. Крайнее нижнее положение ограничивается буртом 3 винта.

Для подъема полуприцепа (т. е. выдвижения подвижной стойки в нижнее положение) необходимо:

рдомкрат опорного устройстваис. 8

- установить полуприцеп на горизонтальную площадку и штурвалом 1 (см. рис. 7) потянуть на себя ведущий вал 23 (см. рис. 8) до отказа, пока шарик 32 не зайдет в кольцевую канавку, этим самым включив повышающую передачу;

- вращая штурвал против часовой стрелки, опустить опорное устройство до соприкосновения опорной плиты 2 с землей;

- включить понижающую передачу, для чего штурвалом от себя подать вперед ведущий вал до отказа и, вращая штурвал против часовой стрелки, поднимать полуприцеп.

Опускание полуприцепа или установку опорного устройства в исходное положение выполнять в обратной последовательности. При подъеме полуприцепа (опускании опорных устройств) собачка 5 (см. рис. 7) должна находиться в зацеплении с храповиком промежуточного вала 4. При подъеме опорных устройств в транспортное положение собачка должна быть выведена из зацепления.

Работа на второй передаче (ведущий вал вытянут до отказа) после соприкосновения плиты с землей (независимо при груженом или не груженом полуприцепе) категорически запрещается.

В исключительных случаях при необходимости расцепки тягача с полуприцепом на неровной площадке на полуприцепе предусмотрено рассогласование работы опорных устройств.

Если при опускании опорных устройств опорная плита левого опорного устройства соприкоснулась с землей, а правого не дошла до земли более чем на 50 мм, необходимо:

- ввести собачку 5 в зацепление с храповиком промежуточного вала 4, вынуть палец 7 в зоне правого опорного устройства и штурвалом опустить правое опорное устройство до соприкосновения плиты с землей;

- вставить палец 7 и штурвалом поднимать полуприцеп на необходимую высоту.

Если плита правого опорного устройства соприкоснулась с землей, а левого не дошла до земли более чем на 50 мм, необходимо:

- ввести собачку 5 в зацепление с храповиком промежуточного вала 4, вынуть палец 7 в зоне правого опорного устройства и штурвалом приподнять правое опорное устройство на величину, равную расстоянию между землей и плитой левого опорного устройства;

- вставить палец 7 и штурвалом опустить опорное устройство до соприкосновения с землей, а затем поднять полуприцеп на необходимую высоту.

В дальнейшем после сцепки полуприцепа с тягачом поднять опорные устройства в первоначальное (до рассогласованной работы опорных устройств) состояние.

Техническое обслуживание. Опорное устройство должно содержаться в чистоте. Необходимо своевременно смазывать точки опорного устройства, подлежащие смазке, следить, чтобы в транспортном положении опорная плита 2 (см. рис. 8) упиралась в защитный колпак 36 для предохранения от попадания грязи из-под колес тягача. В зимнее время при стоянках полуприцепа без тягача для предотвращения примерзания опорных плит опорных устройств под них подкладывают деревянные подкладки. Перед работой с опорным устройством надо отколоть лед с опорных плит. Своевременно следует проверять болтовые соединения и при необходимости подтягивать.

Возможные неисправности опорного устройства и способы их устранения

Причина неисправности

Способ устранения

При вращении штурвала опорное устройство не опускается и не поднимается

Срезана шпонка на одной из конических шестерен

Заменить шпонку

Не удерживает тормоз опорного устройства

Отказ в работе пары винт-гайка

Износ фрикционного кольца

Заменить пару винт-гайка

Заменить фрикционное кольцо

Ремонт. Опорное устройство, как правило, разбирают при замене изношенных или поломанных деталей, а также для добавления или замены смазки.

Разборку можно проводить частично или полностью в зависимости от того, какую деталь необходимо заменить.

Порядок разборки следующий:

- установить полуприцеп передней частью на козлы, снять опорные устройства с полуприцепа и штурвалом, вращая против часовой стрелки ведущий вал 23 (см. рис. 8), опустить опорную плиту 2 на 80—100 мм;

- снять запорное кольцо 35, вынуть опорную плиту вместе с шаровой пятой, отвернуть стопорный винт 33 и болт винта, снять шпонку с крышкой 34 и крышки 14 и 22;

- разобрать ведущий 23 и ведомый 11 валы, отвернуть гайку 15, и легким постукиванием молотка о торец винта 4, снять коническую шестерню 8;

- отвернуть болты 12, снять корпус 9 и упорный подшипник 7, вынуть стойку 5, отвернуть гайку стойки и вынуть винт с гайкой. Гайка с винтом не разбирается, так как устанавливается в комплекте заводом-изготовителем;

- вынуть две сферические шайбы.

После разборки все детали промыть, продуть сухим сжатым воздухом, обильно смазать и собрать опорное устройство в обратной последовательности. Картер и корпусы наполнить смазкой.

Разборку и сборку левого опорного устройства проводят аналогично правому без учета дополнительного редуктора. Левое опорное устройство не имеет тормозного устройства, поэтому при снятии с полуприцепа его необходимо опустить до соприкосновения с землей. Перед разборкой ведущего вала необходимо также опустить опорное устройство до соприкосновения с землей, так как при разборке вала прекращается действие тормозного устройства.

Ведущий вал или детали, находящиеся на нем, можно заменить, не снимая опорного устройства с полуприцепа. Для замены ведущего вала 23 или какой-либо детали, находящейся на нем, необходимо:

- снять резиновый колпак и крышку 22 редуктора, отвернуть гайку 19 и втулку 20, снять упорный подшипник 29, вывернуть пробку 31 и вынуть пружину фиксатора шарика;

- вращая штурвалом ведущий вал 23 по часовой стрелке, вывернуть его из блока 28 шестерен, вынуть ведущий вал из картера редуктора, достать из картера блок 28 шестерен, фрикционное кольцо 27, храповик 26 тормоза и шарик 32.

Сборку ведущего вала следует выполнять в следующем порядке:

- установить ведущий вал в отверстие картера редуктора;

- установить на ведущий вал храповик тормоза, фрикционное кольцо и бок шестерен;

- ввести в зацепление собачку с храповиком тормоза и, придерживая блок шестерен левой рукой, правой ввернуть ведущий вал, вращая штурвал против часовой стрелки;

- подать ведущий вал вперед до отказа до зацепления его с блоком шестерен ведомого вала 11, поставить шарик и пружину фиксатора, завернуть пробку, установить упорный подшипник, завернуть втулку, законтрить гайкой и установить колпак.

Для разборки ведомого вала 11 необходимо:

- снять опорное устройство, а затем крышки 14 и 22;

- разобрать ведущий вал 23, снять крышку 18 подшипника и вынуть упорное кольцо 13;

- установить бронзовую или латунную выколотку в горы ведомого вала со стороны картера редуктора и легким постукиванием выбить вал вместе с подшипником, регулировочными прокладками, крышкой подшипника и войлочным кольцом;

- снять с ведомого вала подшипник, регулировочные прокладки, крышку подшипника и войлочное кольцо;

- вынуть из корпуса ведущую коническую шестерню, шпонку, ведомый блок шестерен, распорную втулку и собачку храповика;

- снять подшипник картера редуктора. Внутренний подшипник ведущей конической шестерни можно не снимать. При необходимости его замены отвернуть болты и снять картер редуктора вместе с регулировочными прокладками 10.

Перед сборкой ведомого вала все детали необходимо промыть, продуть сухим сжатым воздухом и смазать.

Сборку надо выполнять в следующей последовательности:

- установить шпонку на ведомый вал и ведущую коническую шестерню ввести в зацепление с ведомой шестерней;

- ввести вал в ведущую коническую шестерню и подшипник, а затем установить на вал ведомый блок шестерен, распорную втулку и собачку храповика тормоза;

- установить подшипники в картер редуктора и корпус опорного устройства и завернуть крышку 18 подшипника до отказа;

- проверить зацепление конических шестерен при необходимости отрегулировать регулировочными прокладками 10;

- поставить крышку подшипника с войлочным кольцом и ввести упорное кольцо 13 в кольцевую канавку;

- собрать и установить ведущий вал, закрепить крышки 14 и 22.

Шестерни, подшипники, винт, гайку, внутренние обработанные и все трущиеся поверхности опорного устройства обильно смазать смазкой ЦИАТИМ-201.

Тормозная система

Полуприцеп оборудован двумя тормозными системами: рабочей и стояночной. Обе системы действуют на колодки колесных тормозных механизмов.

Пневматический привод рабочей тормозной системы, колесные тормозные механизмы и стояночный тормоз такие же, как на полуприцепе МАЗ-5205А.

Электрооборудование

Электрооборудование полуприцепа состоит из одной семиконтактной и четырех одноконтактных штепсельных розеток для переносных ламп, двух задних фонарей, работающих в качестве сигналов «Стоп», габаритных огней, указателей поворотов и проводов, соединяющих приборы электрооборудования тягача и полуприцепа.