По мере работы в компрессоре изнашивается цилиндропоршневая группа, нарушается герметичность клапанов. При этих неисправностях время заполнения пневмосистемы (до гашения контрольных ламп) при частоте вращения коленчатого вала 2200 об/мин превышает установочное 8 мин или компрессор вообще не развивает заданного давления (700...750 кПа). Кроме того, изнашивание цилиндропоршневой группы приводит к всасыванию масла в пневмосистему. После заполнения пневмосистемы воздухом в регуляторе давления открывается разгрузочный клапан и масло, попавшее в пневмосистему вместе с воздухом, выбрасывается наружу и оседает на регуляторе и раме. Это внешний признак неисправности компрессора. Следует отметить, что расход масла через компрессор может увеличиваться из-за засорения воздухоочистителя. По мере засорения увеличивается разрежение на впуске и компрессор даже при исправной поршневой группе всасывает масляный туман из картера, а затем на выпуске выбрасывает его в пневмопривод.
Негерметичность прокладки головки блока цилиндров компрессора, внутренние трещины в головке или блоке приводят к тому, что жидкость из системы охлаждения всасывается в цилиндры, а затем вместе с воздухом идет в пневмопривод. Уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке падает, а жидкость в нем бурлит. Это происходит потому, что поршень на такте сжатия продавливает воздух в рубашку охлаждения компрессора, а далее воздух с жидкостью отводится в расширительный бачок. Есть еще одно опасное последствие рассмотренных неисправностей. Жидкость, попавшая в цилиндры компрессора, через зазоры между цилиндром, поршнем и кольцами просачивается в картер компрессора и из него стекает в масляный картер двигателя. Поэтому при поиске места попадания охлаждающей жидкости в масло необходимо иметь в виду и компрессор.
Неисправности тормозов в большинстве случаев вызваны неисправностями аппаратов пневматического привода. Ниже рассмотрены наиболее вероятные неисправности, которые может обнаружить и устранить водитель без применения диагностического оборудования.
Если не заполняются ресиверы пневмопривода, а регулятор давления сбрасывает воздух в атмосферу, то причин этой неисправности может быть несколько: перекрыт трубопровод между регулятором и защитными клапанами; неисправен регулятор давления — чаще всего в нем забивается маслом или кристаллами льда (зимой) фильтрующий элемент.
Если же ресиверы заполняются медленно и давление в них не достигает номинального (при отсутствии утечек), то неисправен или компрессор, или регулятор давления. Если плохо заполняются ресиверы отдельного контура, то прежде всего следует обратить внимание на секцию защитного клапана данного контура.
Неэффективное торможение автомобиля рабочим тормозом возникает, если разрегулирован привод или неисправен двухсекционный тормозной кран. Если же при торможении давление в тормозных камерах номинальное, то разрегулированы или неисправны тормозные механизмы.
Если при торможении рабочим тормозом давление ниже нормы только в тормозных камерах переднего моста, то могут быть неисправны или нижняя секция тормозного крана, или ограничитель давления. Если же давление в тормозных камерах нормальное, а торможение неэффективное, то причиной этой неисправности может быть большой ход штоков тормозных камер или, например, замасленные накладки тормозных колодок. Если же при нажатой тормозной педали торможение колес задней тележки неэффективно или оно не происходит совсем, а передние колеса при этом тормозят нормально, то в пневматической части привода возможна неисправность верхней секции тормозного крана или неисправен регулятор тормозных сил. В этом случае возможны нарушения регулировок тормозных механизмов или привода регулятора тормозных сил. Если после опускания тормозной педали не растормаживаются все колеса автомобиля, может быть неисправен двухсекционный тормозной кран (заклинивает толкатель или верхний поршень) или разрегулирован привод тормозного крана (нет свободного хода педали).
Если после отпускания педали тормоза воздух не выходит только из задних тормозных камер, то возможно, что неисправен регулятор тормозных сил или верхняя секция тормозного крана. Эти неисправности приводят к задержке сброса воздуха и из передних тормозных камер. Если же при растормаживании не выпускается воздух только из передних тормозных камер, то неисправен ограничитель давления или нижняя секция тормозного крана.
Причиной утечек воздуха через атмосферный вывод двухсекционного тормозного крана могут быть не только уплотнительные кольца и клапаны в самом кране, но и другие аппараты тормозной системы. Если течка наблюдается при отпущенной педали и включенном стояночном тормозе, то неисправен тормозной кран. По штатному двухстрелочному манометру можно точно определить, какая секция крана негерметична: если при неработающем двигателе «падает» верхняя стрелка манометра, то негерметична нижняя секция крана; «падает» нижняя стрелка — негерметична верхняя секция.
Если утечка воздуха через атмосферный вывод тормозного крана наблюдается только при растормаживании стояночного тормоза, а при включении его прекращается, то неисправны клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом или какой-нибудь из энергоаккумуляторов. Определить неисправный аппарат можно подачей воздуха в энергоаккумуляторы из контура аварийного растормаживания: если при нажатии на кнопку аварийного растормаживания утечка из тормозного крана продолжается, то негерметично уплотнение толкателя в корпусе энергоаккумулятора, а если утечки нет, то неисправна мембрана в клапане управления тормозами прицепа.
Если при выключении стояночного тормоза колеса задней тележки не растормаживаются, то причиной этой неисправности могут быть кран стояночного тормоза, ускорительный или двухмагистральный клапан и энергоаккумуляторы. Возможно, что засорен, замерз или пережат один из трубопроводов в контуре стояночного тормоза.
Если при перемещении рукоятки крана стояночного тормоза не срабатывает один из энергоаккумуляторов, то причиной могут быть вмятины на корпусе или заедание толкателя. Возможна также и закупорка трубопровода, по которому проводится воздух к неработающему энергоаккумулятору.
Если штоки тормозных камер при включении энергоаккумуляторов выходят, а автомобиль тормозит недостаточно эффективно, то необходимо проверить ход штоков и исправность тормозных механизмов, колес.
Наиболее частыми неисправностями в контуре стояночного тормоза, как и во всем пневмоприводе, являются утечки сжатого воздуха из-за повреждения уплотнительных колец и манжет.
К утечке воздуха из-под рукоятки крана стояночного тормоза при растормаживании приводит негерметичное уплотнение штока в направляющей.
Причиной утечки воздуха из атмосферного вывода крана стояночного тормоза не всегда является негерметичность уплотнений в самом кране. Например, возможна утечка из-за неисправности клапана управления тормозами прицепа с .двухпроводным приводом. Чтобы определить неисправный аппарат, заполняют пневмопривод сжатым воздухом, включают стояночный тормоз, отсоединяют от крана трубку управляющей магистрали. Если при этом утечка воздуха из атмосферного вывода будет продолжаться, то неисправен кран стояночного тормоза; если утечка будет наблюдаться из отсоединенной трубки, значит неисправен клапан управления тормозами прицепа.
Если утечка воздуха из атмосферного вывода ускорительного клапана идет при торможении и при растормаживании стояночного тормоза, то негерметично уплотнительное кольцо атмосферного вывода клапана. К утечке воздуха через атмосферный вывод этого аппарата при торможении стояночным тормозом приводит потеря герметичности впускного клапана, а при растормаживании — выпускного клапана. В последнем случае не обеспечивается рас-тормаживание задних колес. Иногда утечка воздуха через ускорительный клапан наблюдается при включенном стояночном тормозе и одновременно нажатой педали. Неисправен в этом случае один из энергоаккумуляторов — воздух из тормозной камеры через уплотнение трубы толкателя поступает в энергоаккумулятор и далее через ускорительный клапан в атмосферу.
В процессе эксплуатации в энергоаккумуляторах изнашиваются и выходят из строя уплотнения поршня в цилиндре и трубы толкателя в корпусе. При растормаживании стояночного тормоза сжатый воздух из-под поршня через негерметичное уплотнение поступает в полость над поршнем и по соединительному шлангу сбоку прибора под мембрану тормозной камеры, а оттуда в атмосферу через дренажное отверстие. В этом случае при включении стояночного тормоза утечка прекращается.
Если выходит из строя уплотнение трубы толкателя в корпусе энергоаккумулятора, то при включении стояночного тормоза сжатый воздух из-под поршня поступает в полость над мембраной и через регулятор тормозных сил уходит в атмосферу. Если рычаг регулятора находится в верхнем положении, то воздух выходит в атмосферу через атмосферный вывод тормозного крана. Для обнаружения неисправного энергоаккумулятора нужно, растормозив стояночный тормоз, поочередно отсоединить трубопроводы, подводящие сжатый воздух в задние тормозные камеры: у неисправного прибора из полости тормозной камеры будет выходить сжатый воздух.
Если при нажатой кнопке аварийного растормаживания; энергоаккумуляторы не растормаживаются (при давлении в пневмоприводе более 500 кПа), а после ее отпускания из атмосферного вывода пневмокрана выходит небольшая порция сжатого воздуха, значит перекрыто сечение трубопровода между краном и двухмагистральным клапаном. Если же после отпускания кнопки выхода воздуха из атмосферного вывода нет, то неисправен сам кран. Если при нажатии на кнопку крана воздух уходит в атмосферу через ускорительный клапан, то неисправен двухмагистральный клапан.
Утечка воздуха из атмосферного вывода может возникнуть из-за неисправности как самого крана, так и двухмагистрального клапана. Если утечка воздуха наблюдается независимо от положения рукоятки крана стояночного тормоза, то неисправен сам кран. Но если утечка идет только при растормаживании стояночного тормоза, а при торможении прекращается, значит негерметичен двухмагистральный клапан В обоих случаях запрещается заглушать пробкой атмосферный вывод в кране аварийного растормаживания, так как при этом наблюдается самопроизвольное растормаживание стояночного тормоза и запасной тормоз автомобиля работает неудовлетворительно. Объясняется это тем. что при включении запасного или стояночного тормоза поворотом рукоятки крана стояночного тормоза выпуск воздуха из энергоаккумуляторов будет затруднен или невозможен.
Если при нажатии кнопки крана вспомогательного тормоза двигатель не останавливается (заслонки в выпускных трубопроводах не поворачиваются), а прицеп не притормаживает, то причин, объясняющих это явление, может быть несколько: не подводится воздух к крану вспомогательного тормоза, пережат или засорен трубопровод, идущий от крана к пневмоцилиндрам, неисправен сам кран. Неисправность определяется последовательным отключением трубопроводов.
Если при включенном вспомогательном тормозе топливо не отключается, а заслонки в выпускных трубопроводах срабатывают, то следует проверить, подводится ли сжатый воздух к пневмоцилиндру на топливном насосе. Неисправность возможна и в креплении пневмоцилиндра.
Механизм заслонок и пневмоцилиндры, управляющие ими, работают в наиболее неблагоприятных условиях. Поэтому они чаще других выходят из строя, наиболее часто заклинивают заслонки. Если это произойдет с обеими заслонками, то двигатель не будет пускаться, если с одной, то двигатель пускается, но дымит и не развивает мощности.
В пневмоцилиндрах привода заслонок могут также возникнуть неполадки, наиболее распространенная из них — потеря герметичности манжеты поршня.
Датчик включения электромагнитного клапана прицепа расположен на левом лонжероне рамы внутри, рядом с картером сцепления. При выходе из строя датчика или электропроводки и при включении вспомогательного тормоза прицеп не тормозит, при этом возможны занос и складывание автопоезда.
Если после отпускания кнопки крана вспомогательного тормоза воздух из пневмоцилиндров и датчика не сбрасывается, т. е. вспомогательный тормоз не выключается, то нужно проверить атмосферный вывод в кране. Зимой он зачастую обмерзает, в атмосферном выводе образуется грязеледяная пробка, которая не позволяет выходить воздуху из контура. Если в этом случае потеряет герметичность впускной клапан в кране вспомогательного тормоза, то тормоз будет включаться самопроизвольно и двигатель без видимых причин будет останавливаться. При отсутствии воздуха в контуре вспомогательного тормоза двигатель можно пустить, однако через несколько минут он самопроизвольно останавливается из-за подачи воздуха через неисправный кран в пневмоцилиндр отключения подачи топлива. Такой кран требует замены. Если же самопроизвольной остановки двигателя нет, но он не пускается после отпускания кнопки крана вспомогательного тормоза при движении автомобиля, то достаточно прочистить атмосферный вывод крана.