Группа

Диаметр отверстия

под палец во втулке, мм

Цвет маркировки

I

12,507.. ,12.504

 

Белый

II

12,504... 12,501

 

Зеленый

III

12,501.. .12.498

 

Синий

IV

12,498. . .12,496

Красный

Непараллельность осей отверстий верхней и нижней головок шатуна (изгиб) на длине 100 мм должна быть не более 0,1 мм.

Перекос осей отверстий верхней и нижней головок (скручивание) на длине 100 мм должен быть не более 0,15 мм.

Диаметр нижней головки шатуна должен быть не более 32,02 мм, а диаметр втулки верхней головки не более 12,507 мм.

Если посадка втулки верхней головки ослабла, то ее необходимо заменить.

При замене во втулке надо просверлить смазочное отверстие и развернуть втулку под номинальный размер.

Шатуны делятся на группы через 0,003 мм по меньшему диаметру отверстия и маркируются краской (табл. 4).

Размер

Диаметр поршня, мм

маркировка

У юбки

У днища

Номинальный

59,9-0,03

59,8-0,03

-

1-й ремонтный

60,3-0,03

60,2-0,095

+0,4

2-й ремонтный

60,7-0,06

60,6-0,195

+0,8

Высота пробки нагнетательного клапана должна быть не менее 31,1 мм.

Посадочный диаметр уплотнителя — не менее 24,94 мм.

У шестерни привода компрессора толщина зуба по хорде делительной окружности должна быть не менее 4,2 мм, а по ширине шпоночного паза не более 5,15 мм.

Группа

Диаметр отверстия под палец

в бобышке поршня (диаметр пальца)

Цвет маркировки

I

12,500... 12,497

 

Белый

II

12,497.. .12,494

 

Зеленый

III

12,494.. .12,491

 

Синий

IV

12,491... 12,488

Красный

Не допускается износ поршня у днища и юбки более чем на 0,015 мм от номинального или ремонтного размера (табл. 5).

Маркировка поршней ремонтного размера наносится на наружной поверхности днища. Диаметр отверстия в бобышке поршня под палец допускается не более 12,5 мм.

По диаметру отверстия в бобышке поршни делятся на группы через 0,003 мм (табл. 6).

Диаметр поршневого пальца должен быть не менее 12,488 мм. Пальцы сортируются на группы по диаметру.

Размеры и маркировка по группам соответствуют размерам и маркировке для поршней (см. табл. 6).

Не допускается износ вкладыша более чем на 0,01 мм от номинального или ремонтного размера (табл. 7).

Размер

Толщина, мм

Маркировка

Номинальный

1,75-0,013

-

1-й ремонтный

1,90-0,013

-0,3

2-й ремонтный

2,0,5-0,013

-0,6

Поршневые кольца при проверке устанавливают в кольцевые калибры.

Зазор в замке поршневого кольца, установленного в калибр, должен быть в пределах 0,2 ... 0,6 мм.

Ремонтные комплекты колец маркируются зеленой краской, диаметры калибров для проверки колец приведены в таблице 8.

Размер

Диаметр калибра, мм

Маркировка колец

Номинальный

60

Не маркируются

1-й ремонтный

60,4

Одна полоса шириной 10 мм

2-й ремонтный

60,8

Две полосы шириной 10 мм

Сборка компрессора

Перед сборкой компрессора необходимо подобрать:

- по группам поршневые пальцы к поршням и шатунам с запрессованными в них втулками;

- по ремонтным размерам поршни к цилиндрам;

- по ремонтным размерам поршневые кольца к поршням;

- по ремонтным размерам вкладыши коленчатого вала. При запрессовке втулки в верхнюю головку шатуна необходимо проследить за тем, чтобы отверстие во втулке совпало с масляным каналом в шатуне.

Поршневой палец должен быть подобран к отверстиям в бобышках поршня с зазором 0,003 мм, и входить в отверстия поршня под действием легких ударов молотка.

Зазор в сопряжении поршневого пальца с втулкой шатуна должен быть в пределах 0,004 ... 0,010 мм. Палец должен плотно входить в отверстие втулки от усилия руки.

Предварительно смазав поверхности трения моторным маслом, надо установить шатун в поршень и, совместив отверстия, запрессовать поршневой палец. В поршне палец фиксируется упорными кольцами.

Затем на поршень устанавливаются кольца. Компрессионные кольца устанавливаются на поршень ступенчатой проточкой вверх, стыки соседних колец должны быть направлены в противоположные стороны.

Зазор между кольцом и канавкой должен быть 0,035 ... 0,09 мм.

Далее следует подсобрать головку компрессора. Для этого установите в головку прокладки седел нагнетательных клапанов, вверните седла клапанов, вставьте нагнетательные клапаны, пружины и прокладки пробок, вверните пробки нагнетательных клапанов.

Коленчатый вал в сборе с подшипниками устанавливается в картер компрессора до упора в кольцо. Затем в паз коленчатого вала устанавливается шпонка, на вал и шпонку насаживается шестерня, которая фиксируется на валу гайкой с замковой шайбой.

Пружина и уплотнитель, установленные в коленчатом валу, фиксируются упорным кольцом. После установки уплотнителя необходимо проверить его подвижность: при нажатии на торец пальцем уплотнитель должен свободно перемещаться.

Установив картер компрессора на стенд, и подобрав комплект прокладок 22, присоедините заднюю крышку к картеру. Затем, установив на картер пластинчатый отражатель 21, закрепите на нем блок цилиндров.

Повернув блок цилиндров с картером в сборе на стенде картером вверх, продуйте сжатым воздухом цилиндры и коленчатый вал. Установите на шатун и в крышку шатуна вкладыши одного ремонтного размера с шейками коленчатого вала.

Предварительно смазав поверхности цилиндров, поршней и шатунных шеек коленчатого вала моторным маслом, установите поршни с шатунами в сборе в цилиндры.

Затем установите крышки в сборе с вкладышами на шейки коленчатого вала и заверните гайки крепления с моментом 1,6 ... 1,8 кгсм, гайки зашплинтуйте.

Затем проверьте легкость вращения коленчатого вала. Момент проворачивания не должен превышать 0,8 кгс м. Предварительно смазав плоскости прилегания нитроэмалью, закрепите на картере нижнюю крышку с прокладкой.

Запрессовав в блок цилиндров седла впускных клапанов, установите направляющие и клапаны. Установив пружины впускных клапанов и прокладку 18, закрепите головку на блоке цилиндров. Гайки крепления головки затягивайте равномерно в два приема.

Окончательный момент затяжки гаек должен быть 1,2 ... 1,6 кгсм.