Группа

Диаметр отверстия

под палец во втулке, мм

Цвет

маркировки

I

12,507...12.504

 

Белый

II

12,504...12,501

 

Зеленый

III

12,501...12.498

 

Синий

IV

12,498...12,496

Красный

Непараллельность осей отверстий верхней и нижней головок шатуна (изгиб) на длине 100 мм должна быть не более 0,1 мм.

Перекос осей отверстий верхней и нижней головок (скручивание) на длине 100 мм должен быть не более 0,15 мм.

Диаметр нижней головки шатуна должен быть не более 32,02 мм, а диаметр втулки верхней головки не более 12,507 мм.

Если посадка втулки верхней головки ослабла, то ее необходимо заменить.

При замене во втулке надо просверлить смазочное отверстие и развернуть втулку под номинальный размер.

Шатуны делятся на группы через 0,003 мм по меньшему диаметру отверстия и маркируются краской (табл. 4).

Размер

Диаметр поршня, мм

маркировка

У юбки

У днища

Номинальный

59,9-0,03

59,8-0,03

-

1-й ремонтный

60,3-0,03

60,2-0,095

+0,4

2-й ремонтный

60,7-0,06

60,6-0,195

+0,8

Высота пробки нагнетательного клапана должна быть не менее 31,1 мм.

Посадочный диаметр уплотнителя — не менее 24,94 мм.

У шестерни привода компрессора толщина зуба по хорде делительной окружности должна быть не менее 4,2 мм, а по ширине шпоночного паза не более 5,15 мм.

Группа

Диаметр отверстия под палец

в бобышке поршня

(диаметр пальца)

Цвет

маркировки

I

12,500... 12,497

 

Белый

II

12,497.. .12,494

 

Зеленый

III

12,494.. .12,491

 

Синий

IV

12,491... 12,488

Красный

Не допускается износ поршня у днища и юбки более чем на 0,015 мм от номинального или ремонтного размера (табл. 5).

Маркировка поршней ремонтного размера наносится на наружной поверхности днища. Диаметр отверстия в бобышке поршня под палец допускается не более 12,5 мм.

По диаметру отверстия в бобышке поршни делятся на группы через 0,003 мм (табл. 6).

Диаметр поршневого пальца должен быть не менее 12,488 мм. Пальцы сортируются на группы по диаметру.

Размеры и маркировка по группам соответствуют размерам и маркировке для поршней (см. табл. 6).

Не допускается износ вкладыша более чем на 0,01 мм от номинального или ремонтного размера (табл. 7).

Размер

Толщина, мм

Маркировка

Номинальный

1,75-0,013

-

1-й ремонтный

1,90-0,013

-0,3

2-й ремонтный

2,0,5-0,013

-0,6

Поршневые кольца при проверке устанавливают в кольцевые калибры.

Зазор в замке поршневого кольца, установленного в калибр, должен быть в пределах 0,2 ... 0,6 мм.

Ремонтные комплекты колец маркируются зеленой краской, диаметры калибров для проверки колец приведены в таблице 8.

Размер

Диаметр калибра, мм

Маркировка колец

Номинальный

60

Не маркируются

1-й ремонтный

60,4

Одна полоса шириной 10 мм

2-й ремонтный

60,8

Две полосы шириной 10 мм

Сборка компрессора

Перед сборкой компрессора необходимо подобрать:

- по группам поршневые пальцы к поршням и шатунам с запрессованными в них втулками;

- по ремонтным размерам поршни к цилиндрам;

- по ремонтным размерам поршневые кольца к поршням;

- по ремонтным размерам вкладыши коленчатого вала. При запрессовке втулки в верхнюю головку шатуна необходимо проследить за тем, чтобы отверстие во втулке совпало с масляным каналом в шатуне.

Поршневой палец должен быть подобран к отверстиям в бобышках поршня с зазором 0,003 мм, и входить в отверстия поршня под действием легких ударов молотка.

Зазор в сопряжении поршневого пальца с втулкой шатуна должен быть в пределах 0,004...0,010 мм. Палец должен плотно входить в отверстие втулки от усилия руки.

Предварительно смазав поверхности трения моторным маслом, надо установить шатун в поршень и, совместив отверстия, запрессовать поршневой палец. В поршне палец фиксируется упорными кольцами.

Затем на поршень устанавливаются кольца.

Компрессионные кольца устанавливаются на поршень ступенчатой проточкой вверх, стыки соседних колец должны быть направлены в противоположные стороны.

Зазор между кольцом и канавкой должен быть 0,035...0,09 мм.

Далее следует подсобрать головку компрессора. Для этого установите в головку прокладки седел нагнетательных клапанов, вверните седла клапанов, вставьте нагнетательные клапаны, пружины и прокладки пробок, вверните пробки нагнетательных клапанов.

Коленчатый вал в сборе с подшипниками устанавливается в картер компрессора до упора в кольцо.

Затем в паз коленчатого вала устанавливается шпонка, на вал и шпонку насаживается шестерня, которая фиксируется на валу гайкой с замковой шайбой.

Пружина и уплотнитель, установленные в коленчатом валу, фиксируются упорным кольцом.

После установки уплотнителя необходимо проверить его подвижность: при нажатии на торец пальцем уплотнитель должен свободно перемещаться.

Установив картер компрессора на стенд, и подобрав комплект прокладок 22, присоедините заднюю крышку к картеру.

Затем, установив на картер пластинчатый отражатель 21, закрепите на нем блок цилиндров.

Повернув блок цилиндров с картером в сборе на стенде картером вверх, продуйте сжатым воздухом цилиндры и коленчатый вал.

Установите на шатун и в крышку шатуна вкладыши одного ремонтного размера с шейками коленчатого вала.

Предварительно смазав поверхности цилиндров, поршней и шатунных шеек коленчатого вала моторным маслом, установите поршни с шатунами в сборе в цилиндры.

Затем установите крышки в сборе с вкладышами на шейки коленчатого вала и заверните гайки крепления с моментом 1,6...1,8 кгм, гайки зашплинтуйте.

Затем проверьте легкость вращения коленчатого вала. Момент проворачивания не должен превышать 0,8 кгс м. Предварительно смазав плоскости прилегания нитроэмалью, закрепите на картере нижнюю крышку с прокладкой.

Запрессовав в блок цилиндров седла впускных клапанов, установите направляющие и клапаны. Установив пружины впускных клапанов и прокладку 18, закрепите головку на блоке цилиндров. Гайки крепления головки затягивайте равномерно в два приема.

Окончательный момент затяжки гаек должен быть 1,2...1,6 кгм.