Часть масла из главной магистрали по каналу в блоке цилиндров и трубке подает­ся в полость топливного насоса высокого давления, смазывает его подшипники и де­тали регулятора частоты вращения и далее по сливной трубке поступает в картер дви­гателя.

Из главной магистрали масло на­гнетается и к подшипникам турбокомпрес­соров, и к коленчатому валу компрессоров пневмопривода тормозов. Предусмотрен также постоянный подвод масла под давле­нием к выключателю 12 гидромуфты при­вода вентилятора.

При открытом положе­нии выключателя масло поступает в рабо­чую полость гидромуфты 13, откуда слива­ется в поддон картера.

Давление масла в системе контролиру­ется по манометру 9 на щитке приборов в кабине. Кроме того, имеется сигнализация аварийного давления. Когда оно становит­ся меньше 70 кПа, на манометре загорает­ся красная лампочка 8. При этом необхо­димо остановить двигатель и выявить при­чину неисправности.

Лампа 7 служит для сигнализации о предельном засорении фильтрующих эле­ментов масляного фильтра 22. Постоянное свечение этой лампы свидетельствует о том, что открылся перепускной клапан и неочи­щенное масло попадает в главную магист­раль минуя фильтрующие элементы. Крат­ковременное (до прогрева двигателя) горе­ние сигнальной лампы 7 допускается, при постоянном ее свечении необходимо заме­нить фильтрующие элементы.

Клапаны смазочной системы Камаз

Клапаны смазочной системы. К тру­щимся деталям масло подводится под оп­ределенным давлением. Если оно недоста­точно, то из-за уменьшения скорости пото­ка в зазорах ухудшаются вымывание из них продуктов изнашивания и охлаждение деталей.

При чрезмерном давлении увели­чиваются нагрузка на сборочные единицы смазочной системы и затрата энергии на привод масляного насоса.

Давление масла в магистрали зависит от частоты враще­ния коленчатого вала, температуры масла, степени изношенности деталей, сопро­тивления масляных фильтров, радиатора и т. п.

Чтобы с изменением этих факторов не нарушилась нормальная работа, система оборудована автоматически действующи­ми плунжерными клапанами. Всего их шесть: три у масляного насоса — предох­ранительные и 2 (рис. 2. ) соответствен­но радиаторной и нагнетающей секций и клапан 7; у центрифуги — сливной 12 и пе­репускной 11 клапаны и один перепускной клапан 5 у полнопоточного масляного фильтра.

 Клапан 7 необходим для поддержания нормального давления (400...550 кПа) масла в главной магистрали у прогретого двигателя.

По принципу действия клапан дифференциальный представляет собой плунжер с кольцевой проточкой А. С одной стороны он нагружен силой давления мас­ла из главной магистрали, а с другой — пружиной. При этом сила давления, пере­даваемая непосредственно из нагнетаю­щей секции масляного насоса по каналу Б в проточку А, не нарушает равновесия, так как она действует на равные по площади торцовые поверхности проточки.

Когда давление в главной магистрали превысит допустимое, клапан, преодолевая сопро­тивление пружины, сместится и проточка А соединит каналы Б и В, в результате чего масло от насоса будет свободно сливаться по каналу В в поддон.

Перепускной клапан 5 вступает в рабо­ту при засорении фильтроэлементов полно­поточного фильтра 4. С одной стороны на клапан 5 действует сила давления неочи­щенного масла, а с другой — сила давле­ния очищенного масла и усилие пружи­ны, отрегулированной на перепад (раз­ность) давлений до и после фильтра, рав­ный 250...300 кПа. Когда сопротивление фильтра превышает значение перепада давлений, клапан открывается и часть мас­ла перепускается в главную магистраль минуя фильтр.

Таким образом, когда срабатывает пе­репускной клапан, то аварийное поврежде­ние двигателя предотвращается, но одно­временно усиливается изнашивание дета­лей из-за подачи к ним неочищенного масла. Чтобы водитель знал об этом, в перепуск­ном клапане имеется контактное устройст­во, обеспечивающее включение лампы 6 на щитке приборов в кабине, сигнализирую­щей о работе двигателя на неочищенном масле.

 Предохранительные клапаны 2 и 9 пред­отвращают чрезмерное повышение давле­ния, создаваемого секциями масляного на­соса, подача которых рассчитана с запасом на случай работы с пониженной частотой вращения, на горячем масле, при опреде­ленной изношенности двигателя.

Со сторо­ны нагнетательной полости на клапан дей­ствует сила давления масла, а с противопо­ложной стороны — усилие пружины.

Когда сила давления превысит сопротивление пружины (например, при прокачивании хо­лодного масла при пуске непрогретого двигателя), клапан откроется и перепустит избыток масла во всасывающую полость, снизив нагрузки на детали насоса.

Для обеспечения нормальной работы центрифуги требуется достаточно высокое давление поступающего в нее масла, поэто­му перепускной клапан 11 отрегулирован на давление открытия 600...650 кПа.

Для предохранения от разрушения тонкостен­ных трубок масляного радиатора давление масла в его магистрали должно быть значительно ниже,поэтому сливной клапан 12 открывается при давлении 50-70кПа.