- произвести подсборку шатунно-поршневой группы:

очистить днища поршней и канавки для поршневых колец от нагара, как показано на рис. 6;

Очистка нагара в канавках поршневых колец

- в случае замены поршня, поршневого пальца или шатуна необходимо:

- вынуть с помощью плоскогубцев стопорные кольца поршневого пальца;

- на приспособлении вынуть поршневой палец (поршневые кольца перед этим должны быть сняты);

Размерные группы поршней и гильз

Группа

Диаметр, мм

Поршня

Гильзы

А

92,000—91,988

92,036—92,024

Б

92,012—92,000

92,048—92,036

В

 

92,024—92,012

 

92,060—92,048

 

Г

92,036—92,024

92,072—92,060

Д

92,043—92,036

92,084—92,072

- подобрать новые поршни по гильзам с зазором 0,012—0,024 мм. Подбор проверяется протягиванием при помощи пружинного безмена ленты-щупа, заложенного между поршнем и цилиндром.

Щуп располагается в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца. Поршень должен быть без поршневых колец.

Усилие протягивания при нормальной комнатной температуре (+20°с) должен быть в пределах 3,5—4,5 кг. Размеры ленты: толщина —0,05 мм, ширина — 13 мм, длина — 250 мм;

Размерные группы пальцев, поршней и шатунов

Диаметр, мм

Маркировка

Пальца

В бобышке поршня

Во втулке шатуна

Пальца и шатуна

Поршня

25,0000-24,9975

25,0000-24,9975

25,0000-24,99 75

Белый

I

24,9975-24,9950

24,9975-24,9950

25,0045-25,0025

зеленый

II

24,9950-24,9925

24,9950-24,9925

25,0020-24,9995

желтый

III

24,9925-24,9900

24,9925-24,9900

24,9995-24,9970

красный

VI

 - подобрать поршневой палец к шатуну так, чтобы при нормальной комнатной температуре он плавно перемещался в отверстии верхней головки под легким усилием большого пальца руки. Поршневой палец, должен быть слегка смазан маслом. Цвет маркировки пальца должен соответствовать цвету маркировки на бобышках поршня;

Запрессовка поршневого пальца в поршень

- произвести подсборку шатунно-поршневой группы на приспособлении (рис. 7). Поршень перед запрессовкой в него поршневого пальца необходимо нагреть в горячей воде до температуры 70°С; запрессовка пальца о холодный поршень может привести к повреждению поверхности отверстий в бобышках поршня, а также к деформации самого поршня. Вставить стопорные кольца поршневого пальца в кольцевые канавки бобышек поршня;

- подобрать по цилиндру поршневые кольца; зазор; замеренный в стыке кольца с помощью щупа, должен быть 0,3 — 0,5 мм. В изношенных цилиндрах наименьший зазор следует делать 0,3 мм;

Проверка бокового зазора между поршневым кольцом и канавкой в поршне

- щупом проверить боковой зазор между кольцом и стенкой поршневой канавки (рис. 8). Проверку произвести по окружности поршня в нескольких точках. Величина бокового зазора должна быть для верхнего компрессионного кольца в пределах 0,050—0,082 мм, а для нижнего компрессионного и маслосъемного колец — 0,035 — 0,067 мм;

- надеть с помощью приспособления на поршень поршневые кольца. Компрессионные кольца ставят внутренней фаской к днищу поршня, как показано на рис. 12, кольца в канавках должны перемещаться свободно;

- протереть салфеткой постели шатунов и их крышек, протереть и вставить в них вкладыши;

- повернуть коленчатый вал так, чтобы кривошипы первого и четвертого цилиндров заняли положение, соответствующее нижней мертвой точке;

Конусное кольцо для постановки поршня с кольцами в цилиндр

- смазать вкладыши, поршень, шатунную шейку вала и гильзу первого цилиндра чистым маслом для двигателя, развести стыки поршневых колец под углом 120° друг к другу, надеть на болты шатунов предохранительные латунные наконечники, сжать кольца обжимкой или, пользуясь конусным кольцом (рис. 9), вставить поршень в цилиндр.

Перед установкой поршня следует еще раз убедиться, что номера, выбитые на шатуне и его крышке, соответствуют порядковому номеру цилиндра, проверить правильность положения поршня и шатуна в цилиндре; метка на поршне «Назад» должна быть направлена к маховику, а отверстие в нижней головке шатуна — в сторону, противоположную распределительному валу;