Работа пятиступенчатой коробки передач ВАЗ классика

На автомобили ВАЗ-2107 и ВАЗ-21047 устанавливается трехвальная пятиступенчатая коробка передач с пятой повышающей передачей

На большинстве автомобилей прежних выпусков устанавливалась четырехступенчатая коробка, поэтому здесь рассмотрены прежде всего ее конструкция и ремонт.

Пятиступенчатая коробка изготовлена на базе четырехступенчатой, особенности её ремонта даны в конце главы. Оба агрегата взаимозаменяемы и большинство их деталей одинаковы.

Коробка передач состоит из картера и задней крышки, отлитых из алюминиевого сплава и соединенных шпильками с гайками.

Снизу картер закрыт стальной штампованной крышкой, которая крепится десятью гайками на шпильках.

Внутри картера на подшипниках качения смонтированы первичный, вторичный и промежуточный валы. Их косозубые шестерни (кроме передачи заднего хода) имеют постоянное зацепление.

Первичный вал опирается своим передним концом на подшипник, установленный внутри коленчатого вала двигателя, и имеет шлицы, на которых «сидит» ведомый диск сцепления.

В расточке первичного вала размещен роликовый подшипник вторичного вала.

Промежуточный вал выполнен в виде блока шестерен и установлен на двухрядном шариковом и цилиндрическом роликовом подшипниках.

Включение заднего хода осуществляется перемещением промежуточной шестерни по ее оси в зацепление с прямозубыми шестернями промежуточного и вторичного валов.

Шестерни передачи заднего хода размещены внутри задней крышки картера. Здесь же расположены шестерни V передачи (в пятиступенчатой коробке) и винтовые шестерни привода спидометра.

Пятиступенчатая КПП ВАЗ Классика

Передачи переднего хода включаются посредством муфт с инерционными синхронизаторами.

Механизм переключения состоит из вилок со штоками.

Включенные передачи фиксируются подпружиненными шариками, входящими в лунки штоков. Невозможность включения двух передач одновременно обеспечивается блокировочными сухарями.

Коробка передач смазывается трансмиссионным маслом, залитым в картер в количестве 1,35 л.

Для заливки и слива масла служат пробки с самоуплотняющейся конической резьбой.

Сливная пробка, ввернутая в нижнюю крышку, имеет внутри магнит для улавливания металлических продуктов износа механизмов коробки.

Концы первичного и вторичного валов уплотнены манжетами (сальниками).

Диагностика неисправностей коробки передач

Причина неисправности (Метод устранения)

Шум в коробке передач:

- Шум уменьшается или исчезает, если выжать сцепление

Недостаточный уровень масла в картере коробки передач

Проверьте уровень, при необходимости долейте масло.

Проверьте, нет ли течи.

При необходимости прочистите или замените сапун

- Износ или повреждение подшипников, зубьев шестерен

Замените изношенные подшипники, шестерни

Передачи включаются с трудом, посторонние шумы отсутствуют:

- Износ рычага переключения передач, сферической шайбы, винта ограничения поперечного хода рычага, деформация рычага

Замените изношенные и деформированные детали

- Заедание сферического шарнира рычага переключения передач

Замените деформированные детали, заложите в шарнир смазку Литол-24 или ШРУС-4

- Туго ходят штоки вилок (заклинены блокировочные сухари, заусенцы на штоках, грязь в гнездах)

Замените изношенные и деформированные детали

- Туго движется скользящая муфта на шлицах ступицы

Очистите шлицы от грязи, спилите заусенцы надфилем

- Деформированы вилки переключения передач

Замените вилки

- Не выключается сцепление

Отрегулируйте или замените детали сцепления

Отсутствует фиксированное положение “ нейтрали ” между III и IV передачами:

- Соскочила или сломана оттяжная пружина рычага

Установите пружину на место

Передачи самопроизвольно выключаются:

- Пружины фиксаторов потеряли упругость, изношены шарики и/или гнезда штоков

Замените изношенные детали

- Повреждение или износ блокирующих колец синхронизатора

Замените кольца

- Повреждение или износ зубьев муфты или зубчатого венца синхронизатора

Замените муфту или шестерню

- Сломана пружина синхронизатора

Замените пружину

Шум, треск, визг в момент включения передачи:

- Сцепление выключается не полностью

См. Диагностика неисправностей сцепления

- Мало масла в картере коробки передач

Долейте масло. Проверьте, нет ли течи.

Прочистите или замените сапун

- Износ или поломка зубьев шестерен и/или синхронизаторов

Замените детали

- Износ или деформация кольца синхронизатора включаемой передачи

Замените кольцо

- Осевой люфт валов коробки передач

Подтяните крепления подшипников, изношенные подшипники замените

Утечка масла:

- Износ манжетных уплотнений

Замените манжеты. При необходимости прочистите или замените сапун коробки передач

- Сильный износ, забоины на поверхностях валов, по которым работают манжеты          

Небольшие повреждения зачистите мелкозернистой шкуркой и заполируйте.

Устанавливая новую манжету, можно немного недопрессовать её, не допуская перекоса (при необходимости подложив под него дистанционные прокладки толщиной до 1 мм), чтобы кромка манжеты работала по неизношенной части вала.

При значительных повреждениях – замените валы и манжеты

- Повышенное давление в коробке передач из-за засорения сапуна

Прочистите или замените сапун коробки передач

- Ослабли крепления крышек картера коробки передач, картера сцепления.

- Повреждение прокладок

Подтяните резьбовые соединения

Замените прокладки (при их установке можно использовать герметик)

- Неплотно завернуты пробки слива и заливки масла

Подтяните пробки (можно поставить их на герметик)

new

Обслуживание карбюратора К–126ГУ (для двигателей мод. 4178) Карбюратор К–126ГУ применяется для комплектации двигателей модели 4178, как вариант взамен карбюратора К–151В

Ремонт коленчатого вала заключается в перешлифовке коренных и шатунных шеек под очередной ремонтный размер