Регулирование процессов впуска топливной смеси в цилиндры и выпуска из них отработавших газов в соответствии с принятым для двигателя порядком работы цилиндров и фазами газорас­пределения, осуществляется газораспрелелительным механиз­мом,

который приводится в действие от ведущего шкива 51 ко­ленчатого вала зубчатым ремнем 48

Этим же ремнем через шкив 49 приводится в действие масляный насос, распредели­тель зажигания и топливный насос.

Ременная передача работает в сухой среде без смазки

Особенностью привода является применение ременной пере­дачи с зубчатым ремнем. Ремень изготовлен из резины и для обеспечения высокой прочности армирован шнуром из стеклово­локна, навитым по спирали.

Зубья ремня имеют трапециевидную форму и для повышения износостойкости покрыты эластичной тканью. Резина, шнур и тканевая оболочка зубьев завулканизирована в единый прочный элемент, способный выдерживать на­грузку на разрыв до 10000 Н (1000 кгс).

Двигатель ВАЗ-2105

Натяжение ремня регулируется с помощью натяжного ролика 45, закрепленного на кронштейне 46. Степень натяжения ремня ус­танавливается пружиной 47 на неработающем двигателе при ос­лабленных болтах крепления кронштейна натяжного ролика.

Снаружи ременная передача закрыта тремя пластмассовыми за­щитными крышками.

В левой передней части блока цилиндров установлен валик 26 привода масляного насоса, распределителя зажигания и топлив­ного насоса.

Валик установлен вдоль двигателя и имеет две опорные шейки, винтовую шестерню и эксцентрик 25, который через толкатель приводит в действие топливный насос.

В отвер­стия под подшипники валика запрессованы сталеалюминиевые втулки 50. С 1984 г. задняя втулка изго­тавливается из металлокерамики.

Совместной обработкой втулок в блоке обеспечивается необходимая соосность подшипников. Для прохода масла передняя втулка имеет отверстие, распола­гаемое против канала для смазки в блоке цилиндров.

При про­верке технического состояния блока и ремонта необходимо сле­дить за совпадением смазочного отверстия в передней втулке с каналом в блоке цилиндров.

Валик отлит из чугуна, поверхность эксцентрика закалена тока­ми высокой частоты на глубину 2±0,5 мм. По оси валика имеется отверстие для подвода масла от его передней опоры к задней.

Зазоры между втулками и опорными шейками валика привода масляного насоса и распределителя зажигания должны соответ­ствовать для передней опоры 0,046-0,091 мм, для задней 0,040-0,080 мм; предельно допустимый зазор для обеих опор 0,15 мм.

Винтовая шестерня валика 26 находится в зацеплении с шес­терней 27, которая приводит в действие распределитель зажига­ния и масляный насос.

Шестерня 27 установлена вертикально и вращается в металлокерамической втулке, запрессованной в блок цилиндров.

В шестерне выполнено отверстие со шлицами, в которое входят шлицевые концы валиков распределителя за­жигания и масляного насоса. Корпус распределителя зажигания установлен на верхней плоскости блока цилиндров и крепится к нему стальной пластиной.

Масляный насос крепится болтами к нижней плоскости блока цилиндров.

Работа двигателя

За один рабочий цикл в цилиндре двигателя происходит четы­ре такта впуск горючей смеси, сжатие, работный ход и выпуск отработавших газов. Эти такты осуществляются за два оборота коленчатого вала, т.е. каждый такт происходит за пол-оборота (180°) коленчатого вала.

Впускной клапан начинает открываться с опережением, т.е. до подхода поршня к верхней мертвой точке (ВМТ) на расстояние, соответствующее 12° поворота коленчатого вала до ВМТ. Это необходимо для того, чтобы клапан был полностью открытым, когда поршень пойдет вниз, и через полностью открытое впуск­ное отверстие поступило по возможности больше свежей горю­чей смеси.

Впускной клапан закрывается с запаздыванием, т.е. после про­хождения поршнем нижней мертвой точки (НМТ) на расстоя­нии, соответствующем 40° поворота коленчатого вала после НМТ.

Вследствие инерционного напора струи всасываемой горю­чей смеси она продолжает поступать в цилиндр, когда поршень уже начал движение вверх, и тем самым обеспечивается лучшее наполнение цилиндра.

Таким образом, впуск практически происходит за время поворота коленчатого вала на 232°.

Выпускной клапан начинает открываться еще до полного окон­чания рабочего хода, до подхода поршня к НМТ. на расстояние, соответствующее 42° поворота коленчатого вала до НМТ.

В этот момент давление в цилиндре еще довольно велико, и газы начинают интенсивно истекать из цилиндра, в результате чего их давление и температура быстро падают. Это значительно умень­шает работу двигателя во время выпуска и предохраняет двига­тель от перегрева.

Выпуск продолжается и после прохождения поршнем ВМТ, т.е. когда коленчатый вал повернется на 10° после ВМТ. Таким образом, продолжительность выпуска составляет 232°.

Существует такой момент (22° поворота коленчатого вала око­ло ВМТ), когда открыты одновременно оба клапана впускной и выпускной.

Такое положение называется перекрытием клапанов. Из-за малого промежутка времени перекрытие клапанов не приводит к проникновению отработавших газов во впускной трубопровод, а, наоборот, инерция потока отработавших газов вызывает подсос горючей смеси в цилиндр и тем самым улучшает его наполнение.

Описанные фазы газораспределения имеют место при зазоре 0,30 мм между кулачком распределительного вала и рычагом привода клапана на холодном двигателе.

Чтобы обеспечить согласование моментов открытия и закры­тия клапанов с углами поворота коленчатого вала (т.е. обеспе­чить правильную установку фаз газораспределения), на звездоч­ках коленчатого и распределительного валов имеются метки 52 и 42, а также 50 на крышке привода распределительного вала и 43 (выступ) на корпусе подшипников распределительного вала.

Ес­ли фазы газораспределения установлены правильно, то при по­ложении поршня четвертого цилиндра в ВМТ в конце такта сжатия метка 43 на корпусе подшипников распределительного вала должна совпадать с меткой 42 на звездочке распредели­тельного вала, а метка 52 на звездочке коленчатого вала с вер­тикальной меткой 50 на крышке привода распределительного ва­ла.

Когда полость привода распределительного вала закрыта за­щитными крышками, то положение коленчатого вала можно оп­ределить по меткам на шкиве коленчатого вала и средней защит­ной крышке привода распределительного вала.

При положении поршня четвертого цилиндра в ВМТ, метка 53 на шкиве должна совпадать с меткой 54 на средней защитной крышке привода распределительного вала.

Для обеспечения нормальной работы двигателя зазоры между кулачками и рычагами привода клапана устанавливаются равны­ми 0,15 мм на холодном двигателе.

Эти зазоры необходимы для того, чтобы обеспечить правильную работу механизма газорас­пределения при тепловом расширении деталей на работающем двигателе. Отклонение величины зазоров у различных клапанов на одном двигателе не должно превышать 0,02-0,03 мм.

Если зазоры отличаются от указанной величины, то фазы газо­распределения искажаются: при увеличенном зазоре клапаны от­крываются с запаздыванием и закрываются с опережением, а при недостаточном зазоре открываются с опережением и закры­ваются с запаздыванием.

Если зазора нет, то клапаны остаются немного приоткрытыми постоянно, что резко сокращает долго­вечность клапанов и седел.

Зазоры между кулачками и рычагами привода клапанов уста­навливаются следующим образом: повернув коленчатый вал по часовой стрелке до совпадения метки 42 на шкиве распредели­тельного вала с меткой 43 на корпусе подшипников, что соответ­ствует концу такта сжатия в четвертом цилиндре, устанавливают зазор у выпускного клапана четвертого цилиндра (восьмой ку­лачок) и впускного клапана третьего цилиндра (шестой кулачок).

Затем, последовательно поворачивая коленчатый вал на 180°, устанавливают зазоры у клапанов остальных цилиндров в поряд­ке, указанном в таблице 1.

Для установки требуемого зазора следует: держа гаечным клю­чом регулировочный болт 17 рычага, другим ключом ослабить контргайку болта, вставить между рычагом и кулачком распреде­лительного вала щуп толщиной 0,15 мм и гаечным ключом завер­тывать или отвертывать регулировочный болт 17 с последую­щим затягиванием контргайки, пока при затянутой контргайке щуп не будет входить с легким защемлением

Таблица 1

Угол пово­рота ко­ленчатого вала,град.

№ цилинд­ра, находя­щегося в конце такта сжатия

Выпускной клапан

Впускной клапан

№ ци­линдра

№ ку­лачка

№ ци­линдра

№ку­лачка

0

180

360

540

4

2

1

3

4

2

1

3

8

4

1

5

3

4

2

1

6

7

3

2