Четырех­тактный карбюраторный двигатель модели 2105 с ременным при­водом распределительного вала

На части автомобилей может быть установлен двигатель 21011 с цепным приводом распреде­лительного вала

Компоновка двигателя отличается простотой и удобством об­служивания.

Все узлы, требующие регулировки и ухода (распре­делитель зажигания, свечи, карбюратор, воздушный фильтр, и т.д.), установлены в легкодоступных местах.

 Двигатель ВАЗ-2105

Цилиндры двигателя объединены вместе с верхней частью картера и представляют собой единую отливку блок цилиндров.

При такой компоновке обеспечивается прочность конструкции, жесткость, компактность, надежность и уменьшается масса дви­гателя.

В нижней части блока цилиндров на пяти опорах установ­лен коленчатый вал. Передний и задний концы коленчатого вала уплотняются самоподжимными резиновыми сальниками.

Поршни 46 имеют по два компрессионных кольца и одно маслосъемное с разжимной пружиной.

Соединен поршень с шатуном поршневым пальцем, запрессованным в верхнюю головку шатуна.

На каждый цилиндр двигателя приходится по одному впускному и одному выпускному клапану, которые приводятся в действие распреде­лительным валом 27, установленным на головке цилиндров в алюминиевом корпусе подшипников 26.

Верхнее расположение распределительного вала позволяет уменьшить массу возврат­но-поступательно движущихся деталей и тем самым обеспечить высокую надежность работы механизма газораспределения при большой частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Распределительный вал приводится во вращение от коленча­того вала с помощью зубчатого ремня 18. Клапаны приводятся в действие специальными рычагами 28.

Двигатель в сборе со сцеплением и коробкой передач образует силовой агрегат и устанавливается на автомобиле на трех эла­стичных опорах.

Опоры воспринимают как массу силового агре­гата, так и нагрузки, возникающие при трогании автомобиля с места, разгоне и торможении.

Конструкция подвески силового аг­регата обеспечивает минимальные колебания двигателя и устра­няет передачу его вибраций на кузов.

Двумя передними опорами 38 двигатель крепится к поперечине передней подвески автомобиля, а задней 39 - к поперечине зад­ней подвески двигателя.

Передние опоры имеют резиновые подушки 45, в которых завулканизированы стальные шайбы с болтами крепления.

Для увеличения жесткости в отверстии внутри подушек находятся пружины, а для ограничения ходов применены буфера 44, кото­рые представляют собой резиновый стержень с завулканизированной стальной втулкой.

Подушки передней опоры крепятся к промежуточным пласти­нам, а те, в свою очередь, к кронштейнам 42 передней опоры двигателя. Кронштейны закрепляются на фланце блока цилинд­ров четырьмя шпильками.

Для предохранения правой подушки от горячей приемной трубы глушителей под нее устанавливается защитный кожух.

Задняя опора 39 состоит из трех стальных пластин, привулканизированных к разделяющей их резине.

Верхняя пластина кре­пится к задней крышке коробки передач, а нижние к поперечине задней подвески двигателя. Чтобы не помялись полки поперечи­ны при затягивании болтов крепления опоры, между полками ус­танавливаются дистанционные втулки.

Блок цилиндров 16 является базовой деталью двигателя и слу­жит для установки и крепления механизмов, аппаратов и вспомо­гательных агрегатов двигателя.

Блок отлит из специального низ­колегированного чугуна. Для повышения жесткости нижняя плос­кость опущена на 50 мм ниже оси коленчатого вала.

Цилиндры блока по диаметру подразделяются через 0,01 мм на пять классов, обозначаемых буквами А, В, С, D и Е.

Диамет­ры цилиндров, соответствующие эти классам следующие, мм:

79,000-79,010 79,010-79,020 79,020-79,030 79,030-79,040 79,040-79,050

Класс цилиндра указан на нижней плоскости блока против каж­дого цилиндра. Цилиндр и сопрягающийся с ним поршень долж­ны иметь одинаковый класс.

При ремонте цилиндры могут быть расточены и отхонингованы под увеличенный диаметр поршней (на 0,4, 0,8 мм) с учетом обеспечения зазора между поршнем и цилиндром 0,05-0,07 мм.

Для проведения ремонта кривошипно-шатунного механизма выпускаются детали ремонтных размеров: поршни и поршневые кольца, увеличенные по диаметру на 0,4 и 0,8 мм; вкладыши ко­ренных и шатунных подшипников для шеек коленчатого вала, уменьшенных по диаметру на 0,25; 0,5; 0,75 и 1,00 мм.

В нижней части блока цилиндров расположены пять опор ко­ренных подшипников коленчатого вала с тонкостенными сталеалюминевыми вкладышами.

Подшипники имеют съемные крыш­ки 2, которые крепятся к блоку самоконтрящимися болтами.

От­верстия под подшипники коленчатого вала в блоке цилиндров обрабатываются в сборе с крышками. Поэтому крышки подшип­ников невзаимозаменяемы и для различия на их наружной поверх­ности сделаны риски.

Для крышек первых четырех подшипников число рисок соответствует номеру крышки. На пятой крышке нане­сены две риски с большим промежутком между ними.

Опоры подшипников и соответствующие им крышки отсчитываются от переднего торца блока цилиндров.

По обе стороны заднего коренного подшипника проточены гнезда для установки упорных полуколец 37, удерживающих ко­ленчатый вал от осевых перемещений.

С передней стороны под­шипника ставится сталеалюминевое полукольцо, а с задней металлокерамическое (желтого цвета), пропитанное маслом.

Следу­ет иметь в виду, что канавки, находящиеся на одной стороне полуко­лец, должны быть обращены к упорным поверхностям коленчатого вала.

Величина осевого зазора коленчатого вала при сборке двигате­ля обеспечивается в пределах 0,06-0,26 мм.

Если в эксплуатации зазор превышает максимально допустимый (0,35 мм), необходи­мо заменять упорные полукольца новыми или ремонтными, уве­личенными на 0,127 мм.

В передней части блока цилиндров имеется полость для при­вода механизма газораспределения, отделенная от картера дви­гателя тремя сальникам и. Полость закрыта тремя пластмассо­выми крышками 4, 10 и 21.

С задней стороны к блоку цилиндров прикреплен держатель 36 заднего сальника.

С левой стороны к блоку цилиндров прикреплены масляный фильтр, топливный насос, установлены система вентиляции картера и датчик давления масла.

С правой стороны на блок ци­линдров установлены насос охлаждающей жидкости и генератор. На верхней плоскости блока в передней левой ее части устанав­ливается распределитель зажигания.

Снизу блок цилиндров закрыт стальным штампованным карте­ром 41. Картер имеет перегородку для успокоения масла. Между картером и блоком цилиндров установлена прокладка из пробкорезиновой смеси.

Для слива масла из картера предусмотрена пробка 49. В пробке установлен постоянный магнит, который при­тягивает к себе мелкие стальные частицы, попавшие в масло при работе двигателя.

Головка цилиндров 1 общая для четырех цилиндров, отлита из алюминиевого сплава, причем над каждым цилиндром сдела­ны камеры сгорания клиновидной формы.

В каждой камере име­ется резьбовое отверстие для свечи зажигания. С левой стороны в передней и задней части головки цилиндров выполнены кана­лы для стока масла в масляный картер.

В головку запрессованы седла клапанов, изготовленные из специального чугуна, чтобы обеспечить высокую прочность при воздействии ударных нагру­зок. Размеры седла впускного клапана больше размеров седла выпускного клапана.

Рабочие фаски седел обрабатываются по­сле запрессовки в сборе с головкой цилиндров, чтобы обеспе­чить точную соосность фасок с отверстиями направляющих вту­лок клапанов.

Направляющие втулки клапанов также изготавливаются из чу­гуна и запрессовывается в головку цилиндров с натягом.

В от­верстиях направляющих втулок нарезаны спиральные канавки для смазки. У втулок впускных клапанов канавки нарезаны до по­ловины длины отверстия, а у втулок выпускных клапанов - на всей длине отверстия.

Между головкой и блоком цилиндров установлена прокладка, изготовленная из асбестового материала на металлическом кар­касе и пропитанная графитом.

По краям отверстий под цилиндры прокладка имеет окантовку из мягкой стали.

Отверстие канала подачи масла к распределительному валу окантовано медной лентой. Чтобы прокладка не прилипала к блоку и головке цилинд­ров, перед сборкой ее рекомендуется натереть графитом.

Головка цилиндров крепится к блоку цилиндров одиннадцатью болтами.

Для равномерного и плотного прилегания головки к блоку цилиндров и исключения коробления болты необходимо затягивать на холодном двигателе в два приема с помощью ди­намометрического ключа и в строго определенной последова­тельности (от центра к периферии налево и направо поочередно).

В первый прием затяжка осуществляется предвари­тельно момент затяжки приблизительно 39,2 Нм (4 кгсм). Во второй прием производится окончательная затяжка моментом 112,7 Нм (11,5 кгсм).

Болты крепления головки цилиндров следует подтягивать по­сле пробега первых 2000-3000 км, а в дальнейшем после снятия головки цилиндров или при появлении признаков прорыва газов или пропуска охлаждающей жидкости между блоком и головкой цилиндров.

Сверху головка цилиндров закрыта крышкой 31. Крышка отлита из алюминия. В верхней части крышки имеется горловина для заливки в двигатель масла.

Для устранения течи масла между головкой цилиндров и крышкой установлена прокладка. Крышка крепится к головке цилиндров с помощью шпилек и гаек.

new

Для снятия дисков сцепления выполните операции с 1 по 5 раздела " Замена выжимного подшипника УАЗ-3151 "

Система охлаждения двигателя – жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости центробежным насосом