На автомобили Lada Priora устанавливают генератор мод. 5102.3771 переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения, правого вращения (если смотреть со стороны привода)

Рис. 1. Схема соединений генератора: 1 - аккумуляторная батарея; 2 - генератор; 3 - основной блок предохранителей; 4 - выключатель зажигания; 5 - монтажный блок; 6 - сигнальная лампа разряда аккумуляторной батареи

Генератор мод. 5102.3771 имеет ряд преимуществ перед ранними аналогами отечественного производства.

Наиболее существенное отличие — повышенная токоотдача генератора на малых оборотах двигателя (увеличение составляет 4–6 А при снижении оборотов ротора генератора на 300 мин-1), что особенно необходимо при эксплуатации автомобиля зимой, а также позволит в дальнейшем использовать в конструкции автомобиля автоматическую коробку передач.

Техническая характеристика генератора 5102.3771

Максимальная сила тока отдачи при 14 В - 80 ампер

Регулируемое напряжение - 13,8–14,4 вольт

Передаточное отношение двигатель — генератор - 1:2,4

Удельная мощность, Вт/кг - 205 Масса, кг - 5,4

Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к выводу «D+» регулятора через сигнальную лампу 6 разряда аккумуляторной батареи, расположенную в комбинации приборов.

После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке генератора.

Вывод «W» генератора на автомобилях Lada Priora не используется.

Работу генератора отслеживают с помощью сигнальной лампы разряда аккумуляторной батареи, расположенной в комбинации приборов.

При включении зажигания лампа должна гореть, после пуска двигателя — гаснуть, если генератор исправен.

Яркое горение лампы или ее горение вполнакала свидетельствует о неисправностях.

Генератор 5102.3771: 1 - шкив; 2 - передний подшипник; 3 - передняя крышка; 4 - стартер; 5 - стяжной болт; 6 - задняя крышка; 7 - кожух; 8 - выпрямительный блок; 9 - вывод D+ генератора; 11 - контактные кольца ротора; 12 - регулятор напряжения с щеткодержателем; 13 - задний подшипник вала ротора; 14 - ротор

Статор 4 (рис. 2) и крышки 3 и 6 стянуты четырьмя винтами.

Вал ротора 14 вращается в подшипниках 2 и 13, которые установлены в крышках.

Питание к обмотке ротора (обмотке возбуждения) подводится через щетки и контактные кольца 11.

Трехфазный переменный ток, индуцируемый в обмотке статора, преобразуется в постоянный выпрямительным блоком 8, прикрепленным к крышке 6.

Электронный регулятор 12 напряжения объединен в один блок со щеткодержателем и также крепится к крышке 6.

Возможные неисправности генератора

Причина – Способ устранения

Сигнальная лампа не загорается при включении зажигания, контрольные приборы не работают:

Перегорел предохранитель F12 в монтажном блоке - Замените предохранитель

Обрыв цепи питания комбинации приборов - Проверьте соединения провода оранжевого цвета от монтажного блока до комбинации приборов

Обрыв цепи питания комбинации приборов: не подается напряжение от замка зажигания до монтажного блока - Проверьте соединения провода голубого цвета с черной полосой от выключателя зажигания до монтажного блока и сам провод

Не срабатывает замок зажигания - Замените замок зажигания

Сигнальная лампочка не загорается при включении зажигания и не горит при работе двигателя, контрольные приборы работают, аккумуляторная батарея разряжена:

Неисправность комбинации приборов - Замените комбинацию приборов

Обрыв цепи между комбинацией приборов и выводом (D+) генератора - Проверьте соединения проводов коричневого цвета с белой полосой от генератора до комбинации приборов

Износ или зависание щеток, окисление контактных колец - Замените регулятор напряжения, протрите кольца салфеткой, смоченной в бензине

Поврежден регулятор напряжения - Замените регулятор напряжения

Отпаялись выводы обмотки возбуждения от контактных колец - Замените ротор генератора

Сигнальная лампа ярко горит или горит слабо при работе двигателя, аккумуляторная батарея разряжена:

Проскальзывание ремня привода генератора - Отрегулируйте натяжение ремня

Поврежден регулятор напряжения - Замените регулятор напряжения

Повреждены диоды выпрямительного блока - Замените выпрямительный блок

Повреждены дополнительные диоды питания обмотки возбуждения - Замените выпрямительный блок

Обрыв или короткое замыкание в обмотке статора - Замените статор

Сигнальная лампа горит при работе двигателя, аккумулятор не заряжается

Поврежден регулятор напряжения - Замените регулятор

Повышенная шумность генератора:

Повреждены подшипники генератора - Замените задний подшипник или переднюю крышку вместе с подшипником

Межвитковое замыкание статора или замыкание на массу обмотки статора (вой генератора) - Замените статор

Короткое замыкание в одном из вентилей генератора - Замените выпрямительный блок