Управление автоматической коробкой передач происходит за счет электромагнитных клапанов, датчиков сигналов

Функционально можно посмотреть на схеме управления АКП и карты управления АКП

Схема управления АКП

Управление АКП 21902-1700010 “JATCO”

Система передачи данных CAN

CAN (Controller Area Network) — это последовательная система передачи данных, работающая в реальном масштабе времени.

Представляет собой систему мультиплексной связи автомобиля и имеет высокую скорость передачи данных.

В процессе работы между электронными блоками управления осуществляется обмен информацией.

В системе CAN используются 2 линии передачи данных (линия CAN-H, линия CAN-L), разрешающие высокую скорость передачи информации при наличии меньшего количества проводов.

Каждый блок управления передаёт или получает данные и выборочно считывает только необходимые данные.

Аварийный режим работы

Контроллер включает аварийный режим работы при обнаружении неисправности в АКП, максимально обеспечивая при этом надежность передвижения автомобиля.

Если при движении автомобиля возникают нештатные ситуации, например «внезапное замедление», то контроллер управления АКП проводит проверку системы и автомобиль может перейти в аварийный режим.

Управление защитой

Контроллер управления АКП может временно активизировать режим управления определенной защитой для исключения отказа при работе АКП.

Контроллер автоматически возвращается в нормальный режим работы, если режим работы АКП безопасен.

Система регулирования давления в магистрали создает необходимое давление масла в магистрали в зависимости от величины крутящего момента двигателя.

Контроллер управления АКП (КУАКП) по шине CAN получает сигнал крутящего момента двигателя от контроллера ЭСУД.

Контроллер управляет электромагнитным клапаном регулирования давления в магистрали, который в свою очередь управляет клапаном регулирования.

Соответственно клапан регулирования создает необходимое давление в магистрали.

В памяти КУАКП хранится несколько схем регулирования давления в магистрали, применяющихся в зависимости от режима работы АКП.

Контроллер АКП управляет следующими защитами:

Электронная защита от случайного включения задней скорости:

Условия активации защиты - Скорость автомобиля во время движения вперёд ≥ 10 км/ч. Рычаг выбора передач переведен в позицию “R”

Режим управления защитой - Перевод АКП в режим «нейтральное положение» для прерывания передачи крутящего момента

Условия возврата в нормальный режим - Скорость автомобиля ≤ 7 км/ч - Обороты двигателя ≤ 2800 об/мин

Поведение автомобиля при активации защиты - Крутящий момент не передается. Автомобиль останавливается

Защита от перегрева

Условия активации защиты - Температура трансмиссионной жидкости (масла) ≥ 114˚ С

Режим управления защитой - Установка более высокой синхронизации включения повышающей передачи

Условия возврата в нормальный режим - Температура трансмиссионной жидкости (масла) ≤ 110˚ С

Поведение автомобиля при активации защиты - Включение повышающей передачи при более высокой скорости автомобиля, чем обычно

Управление снижением крутящего момента со снижением оборотов для защиты АКП при торможении

Условия активации защиты - Следующий режим сохраняется ≥ 20 секунд:

Рычаг выбора передач переведен в позицию D или R и автомобиль остановлен. Педаль акселератора полностью нажата

Режим управления защитой - Ограничение мощности двигателя

Условия возврата в нормальный режим - Рычаг выбора передач переведен в любую позицию кроме D или R или педаль акселератора отпущена.

Поведение автомобиля при активации защиты - Ухудшенные пусковые характеристики. Скачкообразное изменение оборотов двигателя при нажатой педали акселератора

Защита от включения повышающей передачи 4GR при низких температурах

Условия активации защиты - Температура трансмиссионной жидкости (масла) ≤ 0 °С или при следующих условиях:

Температура трансмиссионной жидкости (масла) ≤ 40˚ C. Скорость автомобиля ≥ 65 км/ч

Режим управления защитой - 4GR не включается

Условия возврата в нормальный режим - 1. В течение 130 секунд после включения зажигания:

Температура трансмиссионной жидкости (масла) ≥ 40˚ С или скорость автомобиля ≥ 65 км/ч

  1. Спустя 130 секунд после включения зажигания:

Температура трансмиссионной жидкости (масла) ≥ 0°С

Поведение автомобиля при активации защиты - 4GR не включается

Регулирование давление в магистрали

Регулирование давления в магистрали АКП

Система регулирования давления в магистрали создает необходимое давление масла в магистрали в зависимости от величины крутящего момента двигателя.

Контроллер управления АКП (КУАКП) по шине CAN получает сигнал крутящего момента двигателя от контроллера ЭСУД.

Контроллер управляет электромагнитным клапаном регулирования давления в магистрали, который в свою очередь управляет клапаном регулирования.

Соответственно клапан регулирования создает необходимое давление в магистрали.

В памяти КУАКП хранится несколько схем регулирования давления в магистрали, применяющихся в зависимости от режима работы АКП.

Нормальное управление

В нормальных условиях КУАКП корректирует давление в магистрали в зависимости от величины крутящего момента двигателя

Резервное управление (торможение двигателем)

Если во время движения переключатель диапазонов коробки передач переведён в позицию включения понижающей передачи, то давление в магистрали определяется скоростью автомобиля.

Управление при переключении передач

При переключении передачи давление в магистрали регулируется в зависимости от величины крутящего момента двигателя, так же давление в магистрали соответствует частоте вращения двигателя (числу оборотов двигателя).

Управление при низкой температуре трансмиссионной жидкости

Для компенсации увеличения времени срабатывания исполнительных механизмов, связанного с падением температуры трансмиссионной жидкости ниже допустимого предела, давление в магистрали повышается до определенного уровня

Карта управления АКП

Датчик (или сигнал):

  • Сигнал оборотов двигателя
  • Сигнал крутящего момента двигателя
  • Сигнал положения педали акселератора
  • Сигнал закрытого положения дроссельной заслонки
  • Сигнал выключателя стоп-сигналов
  • Сигнал переключателя повышающей передачи
  • Переключатель диапазонов коробки передач
  • Датчик температуры трансмиссионной жидкости (ДТТЖ)
  • Датчик числа оборотов первичного вала (ДЧОПВ)
  • Датчик числа оборотов вторичного вала (ДЧОВВ)

Контроллер управления АКП:

  • Регулирование давления в магистрали
  • Управление переключением передач
  • Управление схемой переключений OVERDR
  • Управление блокировкой гидротрансформатора
  • Аварийный режим
  • Самодиагностика
  • Передача данных по шине CAN

Исполнительный механизм:

  • Электромагнитный клапан регулирования давления в магистрали
  • Электромагнитный клапан блокировочной муфты гидротрансформатора
  • Электромагнитный клапан муфты включения понижающей передачи
  • Электромагнитный клапан тормоза 2-4 передачи
  • Электромагнитный клапан муфты включения повышающей передачи/тормоза
  • понижающей передачи и передачи заднего хода
  • Электромагнитный клапан включения / выключения
  • Индикатор положения переключателя диапазонов коробки передач

Управление переключением передач

Схема управления переключением передач

Скорости автомобиля, при которых происходит переключение передач (км/ч)

Положение дроссельной заслонки - Положение передачи в позиции "D"

  • Полностью открытая (открытие более 7/8): 1→2 - 49; 2→3 - 86; 3→4 - 132; 4→3 - 92; 3→2 - 76; 2→1 - 36
  • Наполовину открытая: 1→2 - 29; 2→3 - 50; 3→4 - 72; 4→3 - 52; 3→2 - 29; 2→1 - 9
  • Закрытая (открытие менее 1/8): 1→2 - 12 ÷ 16; 2→3 - 30 ÷ 32; 3→4 - 52; 4→3 - 30 ÷ 32; 3→2 - 27; 2→1 - 9

Электромагнитными клапанами муфт и тормозов управляет контроллер АКП по сигналам, поступающим от датчиков и выключателей.

Система оптимизирует давление масла, поступающего к муфтам, в зависимости от крутящего момента двигателя и условий движения автомобиля, что обеспечивает плавное переключение передач.

Управление муфтой осуществляется с помощью электромагнитного клапана с учетом сигналов оборотов двигателя, скорости автомобиля, температуры масла, крутящего момента двигателя (крутящего момента на входе).

Схема управления муфтой

Схема управления муфтой

Гидравлическая схема управления муфтой / тормозом
Характеристика давления в магистрали при управлении муфтой / тормозом

Система управления с обратной связью в реальном масштабе времени осуществляет контроль над изменением передаточного отношения при переключении передач и регулировку давления масла в магистрали для достижения оптимального передаточного отношения.

Система управления переключения передач автоматически выбирает схему переключения в соответствии с условиями дороги и вождения, чтобы движение автомобиля было эффективным и плавным.

Управление блокировкой

Схема управления блокировкой

Режимы включения / выключения блокировочной муфты гидротрансформатора

Режимы включения / выключения блокировочной муфты гидротрансформатора

Гидротрансформатор имеет блокировочную муфту, при включении которой гидротрансформатор работает как муфта сцепления для более эффективной передачи мощности от двигателя к АКП.

При выключенной блокировочной муфте обороты первичного вала АКП всегда меньше оборотов двигателя.

Блокировочной муфтой гидротрансформатора управляет соответствующий клапан.

Клапан управления блокировочной муфтой гидротрансформатора приводится в действие электромагнитным клапаном блокировочной муфты гидротрансформатора (ЭКБМГТр) при подаче на последний сигнала управления с контроллера АКП.

Для включения блокировочной муфты электромагнитный клапан (ЭКБМГТр) перемещает клапан управления в сторону блокирования, в результате чего возрастает давление на блокировочной муфте и она переходит в состояние сцепления.

Для выключения блокировочной муфты электромагнитный клапан (ЭКБМГТр) перемещает клапан управления в сторону разблокирования, в результате чего сбрасывается давление на блокировочной муфте и она выходит из состояния сцепления.

Плавная регулировка блокировки

Контроллер АКП регулирует ток в цепи питания электромагнитного клапана блокировочной муфты гидротрансформатора для управления давлением на блокировочной муфте и соответственно степенью сцепления блокировочной муфты.

При включении блокировки контроллер АКП, регулируя ток в цепи питания электромагнитного клапана, постепенно повышает давление на блокировочной муфте и первоначально переводит блокировочную муфту в состояние «полусцепления»

Состояние позволяет избежать удара при включении блокировки и плавно выполнить соединение блокировочной муфты.

Схема электрических соединений системы управления АКП

Схема электрических соединений системы управления АКП