Режимы сварки

Сварку выполняют короткой дугой при напряжении 17 — 23 В. Увеличение напряжения более 23 В при­водит к возрастанию разбрызгивания и сильному окислению металла шва, сниже­нию стойкости против образования пор

При снижении напряжения менее 17 В за­трудняется возбуждение электрической дуги и, как следствие, ухудшается форми­рование сварочного шва. Режим сварки выбирают по графику.

Ориенти­ровочные режимы сварки тонколистовой стали омедненной проволокой марки Св-08Г-О

График зависимости силы тока от толщины металла

В зависимости от конструктивного расположения элемента, доступности к со­единяемым деталям, их назначения в кон­струкции кузова и толщины свариваемых деталей сварку осуществляют сплошным, прерывистым или точечным швом, а также по выполненным отверстиям.

сварка сплошным швом

Сварку сплошным швом вы­полняют в основном на деталях, соединя­емых встык. При этом виде сварки подачу сварочной проволоки производят непре­рывно. Продолжительность процесса сварки регулируют пусковой кнопкой, расположенной на сварочной горелке.

Перед сваркой подсоединяют провод массы. При отсутствии массы электриче­ская дуга не возникает, и проволока, раз­матываясь, отталкивает горелку.

Перед началом сварки необходимо, чтобы элект­родная проволока выходила из сварочной горелки на 8 — 10 мм. Этого достигают нажатием на пусковую кнопку. Лишнюю проволоку удаляют бокорезом.

После проверки правильности подгон­ки соединяемых деталей и надежности их фиксации конец электродной проволоки направляют к кромкам соединяемых дета­лей.

При контакте проволоки со сварива­емой деталью сварщик надевает каску, включает привод горелки, и начинается процесс сварки. Происходит одновремен­ное горение электрической дуги, подача защитного газа и проволоки в горелку.

В процессе сварки сварщик располагается так, чтобы было хорошо видно расплав металла и положение соединяемых кро­мок. Для обеспечения большей ровности шва сварочную горелку держат двумя ру­ками.

При горизонтальной сварке выполня­ют действия, схожие с кислородно-ацети­леновой сваркой. Сопло удерживают на­клоненным под углом 75° по отношению к поверхности уже сваренного шва на рас­стоянии 8 — 10 мм от поверхности сварки.

Сварочную горелку перемещают вдоль свариваемой поверхности плавно, без рывков.

При сварке внутреннего угла для луч­шего распределения металла горелку по­качивают в боковом направлении. Если между свариваемыми кромками имеется зазор или в процессе сварки прожигается отверстие, то горелку на короткое время задерживают на одном месте.

Остановку горелки на более длительное время осу­ществляют с целью удержания расплав­ленного металла от стекания на обратную поверхность сварки. Вертикальный шов всегда ведут сверху вниз.

Регулирование напряжения и скорости подачи проволоки производят в зави­симости от толщины свариваемых дета­лей, типа соединения и диаметра элект­родной проволоки.

Если параметры свар­ки подобраны правильно, то дуга сопро­вождается легким потрескиванием. При больших значениях напряжения сварки и скорости подачи проволоки происходит быстрое расплавление, и образуются от­верстия.

Если напряжение нормальное и скорость подачи проволоки мала, то сва­рочный шов получается выпуклым или плохо проваренным. В этом случае горе­ние дуги сопровождается не потрескива­нием, а шипением, и проволока плавится в виде крупных, довольно медленно пада­ющих капель.

Если скорость подачи про­волоки нормальная, а напряжение слиш­ком высокое, то потрескивание дуги ста­новится медленнее, происходит более бы­строе расплавление в глубину, что приводит к прожиганию отверстия.

При нормальной скорости подачи проволоки, но низком напряжении дуга сопровожда­ется нормальным потрескиванием, сва­рочный шов получается выпуклым с не­большим непроваром и более узкий.

Если напряжение и скорость подачи проволоки недостаточны, то плавление металла про­исходит в виде крупных, относительно медленно плавящихся капель. Потрески­вание становится более медленным с лег­ким шипением, а сварочный шов получа­ется узким и плохо проваренным.

В зависимости от положения, толщи­ны металла и точности подгонки ремонти­руемых деталей сварку производят током 40, 60 или 80 А исключительно корот­кой дугой при скорости сварки 0,2 — 0,3 м/мин.

Перед окончательной сваркой произ­водят "прихватку" установленных дета­лей, которая заключается в соединении панелей "точками" по углам и в местах перегиба металла.

При необходимости, когда выполняют соединение большой длины, "прихватку" осуществляют допол­нительно на расстоянии 40 — 50 мм друг от друга.

Затем снимают фиксирующие устройства, а получившиеся сварочные точки шлифуют до уровня основного ме­талла. После этого производят оконча­тельную сварку деталей сплошным швом.

Для уменьшения влияния температур­ных деформаций и короблений сварку со­единений большой длины проводят "враз­бежку", т. е. меняют место сварки между двумя прихватками по длине свариваемых деталей.

Вначале проваривают участок между ближайшими точками, а затем меж­ду двумя другими, расположенными как можно дальше от предыдущих. Так, корот­кими участками, максимально удаленны­ми друг от друга, проваривают весь шов.

Сварку прерывистым швом на тонко­листовом металле выполняют при нали­чии повышенного зазора в соединяемых деталях, имеющих большие открытые по­верхности (крылья), из-за опасности про­жога.

Уменьшение передачи тепла метал­лу достигают периодическим прерывани­ем на 0,3 с подачи сварочной проволоки. При подаче защитного газа и сварочного тока, но отсутствии подачи проволоки ду­га гаснет, и сварочная ванна остывает.

Время сварки выбирают в пределах 0,3— 3,0 с. Соотношение между временем сварки и перерывом принимают в зависи­мости от величины зазора и толщины сое­диняемых деталей. Такой режим позволя­ет снизить тепловое воздействие на свари­ваемые детали и снижает опасность про­жога.

Все основные манипуляции со свароч­ной горелкой и приемы сварки такие же, как и при режиме непрерывной сварки.

Точечная сварка возможна во всех пространственных положениях, в том чис­ле и в труднодоступных. Для этого вида сварки применяют газовое сопло с боковы­ми отверстиями на конце.

Для выполнения точечной сварки с ис­пользованием полуавтоматов для сварки в среде углекислого газа выполняют сле­дующие подготовительные работы:

  • устанавливают диаметр электродной проволоки 0,6 или 0,8 мм;
  • снимают сопло и контактную трубку, предназначенную для непрерывной свар­ки, и на их место устанавливают более короткую контактную трубку и сопло, ис­пользуемые для точечной сварки. Газовое сопло устанавливают на 10 — 15 мм впе­реди по отношению к мундштуку для со­здания необходимого расстояния до по­верхности свариваемых деталей. Конец сопла для точечной сварки имеет форму двух-, а иногда трехступенчатого усечен­ного конуса, предназначенного для при­жатия к поверхности детали и обеспече­ния выхода углекислого газа;
  • отрезают конец электродной проволо­ки заподлицо с торцом сопла;
  • открывают кран баллона с углекис­лым газом и регулируют его расход для точечной сварки;
  • регулируют напряжение и скорость подачи электродной проволоки согласно режиму точечной сварки. Значения пара­метров намного выше, чем при непрерыв­ной сварке панелей такой же толщины;
  • устанавливают переключатель сва­рочного аппарата в положение "сварка точками";
  • настраивают регулятор на время, ко­торое определяет продолжительность подачи проволоки. Время сварки устанав­ливают 0,3 — 3,0 с;
  • соединяют с массой нижнюю панель, зачищенную до чистого металла.

При выполнении точечной сварки приставляют конец горелки к сваривае­мой поверхности панели и слегка прижи­мают для обеспечения плотного контакта между деталями.

После нажатия на вклю­чатель горелки быстро его отпускают. При включении контактора осуществляется подача газа, а при его размыкании загора­ется дуга, и механизм подачи проволоки перемещает ее в течение установленного времени.

Образовавшаяся дуга в первую очередь расплавляет металл верхней де­тали, а затем, пронизав жидкий металл верхней детали, производит расплавление металла нижней.

В случае, если сварщик не передвинет быстро горелку или регулятор времени не остановит подачу электродной проволоки, подачу газа и электрического тока, металл прожигается насквозь.

Если режим вы­бран правильно, то на противоположной стороне нижней детали будет заметен не­большой прилив в центре точки. Далее отводят горелку и аналогично выполняют следующие точки.

Перед сваркой панелей кузова произ­водят предварительное опробование вы­полнением нескольких точек на отходах листов из металла той же толщины, что и металл свариваемых деталей.

Если величины напряжения, скорости подачи электродной проволоки и времени являются оптимальными, то сварочная точка имеет небольшую выпуклость, а на обратной стороне детали заметен центр провара.

Если точка не проварена, то сле­дует увеличить время сварки. При опреде­лении величины разовой подачи проволо­ки ориентировочно пользуются соотноше­нием, что на каждые 0,1 мм толщины де­тали, с которой контактирует сопло, подача проволоки должна быть 15 мм.

Получившуюся выпуклость сварочных то­чек зачищают обычными механическими способами.

При изменении напряжения и скоро­сти подачи проволоки при постоянном времени подачи проволоки получают сле­дующее качество сварочной точки:

  • если напряжение и скорость подачи проволоки очень высокие, то интенсивное плавление приводит к прожиганию отвер­стий в детали, а проволока "в горелке рас­плавляется до уровня контактной трубки. В противном случае точка слишком рас­плывчата, с очень глубоким проваром;
  • если напряжение нормальное, но ма­ленькая скорость подачи проволоки, то сварочная точка получается узкой, ме­талл нижней детали либо расплавлен сла­бо, либо совсем не расплавлен;
  • если скорость подачи проволоки нор­мальная, а напряжение высокое, то точка расплывчатая и немного выпуклая, а про­вар нормальный;
  • если скорость подачи проволоки ма­ленькая и напряжение очень низкое, то точка немного расплывчата и либо слабо проварена, либо совсем не проварена.

Точечная сварка в ремонтной техно­логии кузова является самым распространенным видом, в том числе при сварке несущих элементов кузова (усилителей, лонжеронов, поперечин, пола, порогов и др. деталей).

Сварка по отверстиям позволяет экономно использовать мате­риалы, электроэнергию и сокращает тру­дозатраты.

На фланцах или кромках при­вариваемой панели предварительно вы­полняют сверлом или дыроколом отвер­стия диаметром 5 мм.

Затем свариваемые кромки зачищают, деталь устанавливают по месту, прижимают к сопрягаемой пане­ли при помощи газового сопла и в месте нахождения отверстия выполняют сварочную точку — электрозаклепку пу­тем направления проволоки в перфориро­ванное отверстие.

Сварочные точки пол­учаются выпуклыми, и поэтому в отрытых местах их зачищают до уровня основного металла. Соединение панелей данным способом не уступает прочности точечной сварки, выполненной электроконтактным способом в условиях завода-изготовителя.

Благодаря незначительному выступанию сварочной точки над поверхностью основного металла этот способ эффекти­вен для сварки лицевых панелей, так как при этом значительно сокращаются затра­ты на шлифование поверхностей в местах сварки.

Шаг сварочных точек при ремонте ку­зова определяют для каждой детали от­дельно. Однако ориентиром может слу­жить число заводских точек сварки, кото­рыми деталь приварена к кузову. Сварку соединяемых деталей выполняют по от­верстиям, полученным при отсоединении

поврежденных деталей. При частичных заменах лицевых панелей сварку ремонт­ной вставки с основной деталью произво­дят встык сплошным швом при малой ши­рине соединяемых деталей (например, рамка ветрового окна, порог и др.) или внахлестку точками с шагом 20 — 30 мм.

Подготовка полуавтомата к работе. Ввиду наибольшего применения при ре­монте кузовов легковых автомобилей сва­рочного полуавтомата "Кемпомат"-1638 ниже указаны действия, необходимые для приведения его в рабочее состояние.

Допустим, необходимо произвести сварку прерывистым швом панелей тол­щиной 0,8 мм, используя сварочную про­волоку диаметром 0,8 мм. Для этого вы­полняют следующее:

  • соединяют заземляющий кабель с мас­сой свариваемых деталей и массовой клеммой на полуавтомате;
  • устанавливают переключатель режи­ма сварки в положение "прерывистый шов" ( --- );
  • устанавливают регулятор продолжи­тельности импульса сварки в положение, при котором обеспечивается необходимое для исключения прожогов остывание шва;
  • выбирают значения подачи проволоки и напряжения и устанавливают их на руч­ках управления полуавтомата;
  • регулируют расход газа, который дол­жен быть в пределах 6 — 8 дм3/мин. При отсутствии расходомера подачу газа уста­навливают на слух (струя газа должна вы­ходить с легким шипением, не переходя­щим в свист).

После выполнения описанных опера­ций по подготовке сварочного полуавто­мата к работе и перевода главного выклю­чателя из положения "0" в положение " 1" аппарат готов к работе.