Коробка передач КамАЗ - техобслуживание

Техническое обслуживание коробок передач включает периодическую проверку их герметично­сти; подтяжку крепления поддерживаю­щей опоры к десятиступенчатой коробке и раме автомобиля,

рычагов к тягам ди­станционного привода и фланца на вто­ричном валу; проверку и регулирование расстояния между упором и штоком кла­пана управления делителем передач, кото­рое должно составлять 20-21 мм при сво­бодной педали сцепления; проверку со­стояния и действия троса управления де­лителем (трос должен перемещаться в обо­лочке легко).

Пятиступенчатая коробка передач с картером сцепления в с6оре: 1 - шестерня первой передачи вторичного вала; 2 - блок шестерен заднего хода; 3 - пробка сливного отверстия; 4 - шестерня второй передачи вторичного вала; 5 - шестерня третьей передачи промежуточного вала;6-шестерня четвертой передачи промежуточного вала; 7 - картер; 8 - вторичный вал; 9 - шестерня привода промежуточного вала; 10 - крышка переднего подшипника промежуточного вала; 11 - промежуточный вал; 12 - кольцевая гайка крепления подшипника; 13 - первичный вал; 14 - муфта выключения сцепления; 15 - манжета; 16 - маслонагнетающее кольцо; 17 - крышка заднего подшипника первичного вала; 18 - синхронизатор четвертой и пятой передач; 19 - упорная шайба; 20 - замочная шпонка упорной шайбы; 21 - шестерня четвертой передачи вторичного вала; 22 - шестерня третьей передачи вторичного вала; 23 - синхронизатор второй и третьей передач; 24 - втулка шестерни заднего хода; 25 - ось блока шестерен заднего хода; 26 - муфта включения заднего хода и первой передачи; 27 - втулка шестерни первой передачи; 28 - червяк привода спидометра; 29 - манжета крышки подшипника вторичного вала; 30 - фланец; 31 - крышка заднего подшипника вторичного вала; 32 - задняя крышка промежуточного вала; 33 - упорная шайба; 34 - стакан подшипника

Трос необходимо периодически смазывать, отсоединив его от переключателя и залив в оплетку троса трансмиссионное масло с помощью мас­ленки.

В соответствии с химмотологической картой требуется смазывать через пресс-масленки опоры передней и промежуточ­ной тяг дистанционного привода управ­ления, поддерживать нужный уровень мас­ла в картере и с периодичностью один раз в год проводить смену масла в картере коробки передач.

Для проверки уровня масла надо вы­вернуть пробку с указателем. При про­верке указатель следует вставить в отвер­стие до упора торца пробки в картер.

Масло из картера десятиступенчатой коробки надо сливать через три отвер­стия, два из которых расположены в ниж­ней части картера основной коробки, а третье — в нижней части картера дели­теля.

Из картера пятиступенчатой короб­ки слив осуществляется через два отвер­стия.

При смене масла следует промывать картеры коробок моторным маслом в коли­честве 8,5 литров для пятиступенчатой коробки и 12 литров для десятиступенчатой, очищать магнитные пробки от металлических ча­стиц и заправлять масло до верхней метки на указателе.

Уровень масла замеряют через 3-5 мин после его заливки.

При движении автомобиля коробка пе­редач должна работать без шума и вибра­ций, передачи должны легко переключать­ся и надежно фиксироваться.

Сильный равномерный или пульсирую­щий шум может свидетельствовать о боль­шом износе зубьев шестерен и подшипни­ков валов, ослаблении затяжки крепления крышек подшипников валов, недостаточ­ном уровне или плохом качестве масла в картере.

Затрудненное включение всех передач, как правило, является следствием непол­ного выключения сцепления. Для устра­нения неисправности надо отрегулиро­вать сцепление и его привод.

Включение второй, третьей, четвертой и пятой передач с ударами и скрежетом происходит при сильных износах конусных колец, блокирующих фасок пальцев и каре­ток соответствующих синхронизаторов.

Для устранения неисправности надо заменить изношенные детали.

Удары и скрежет, наблюдаемые при включении делителя передач, могут вызываться неисправностью его синхронизатора, а также повышением давления в пневмосистеме управления делителем вследсвие загрязнения воздушных каналов вентиляционного колпачка в клапане включения передач делителя.

Редукционный клапан  должен  обеспечивать давление на выходе 395-445 кПа.

Если установлено, что отсутствует выпуск воздуха в клапане включения передач делителя, то необходимо снять и разобрать клапан, промыть все его детали включая вентиляционный колпачок.

Передачи в коробке передач не включаются из-за изнашивания деталей и нарушения регулировки механического ди­станционного привода, разрушения подшипников вторичного вала или нарушен; регулировки положения упора  клапан включения передач делителя.

Передачи могут самопроизвольно выключаться при движении автомобиля из-за изнашивания некоторых  деталей, неисправности и нарушения регулировок дистанционного  привода, а также из-за неисправности фиксаторов механизмов переключения, ослабления крепления блоков и рычагов.

Течь масла из картера коробки пере­дач возникает при изнашивании и потери эластичности манжет выходных валов, которые надо в этих случаях заменять, и при повышенном давлении в картере вследст­вие засорения сапуна.

Если наблюдается течь по уплотняющим поверхностям, то необходимо подтянуть крепежные детали и заменить прокладки.