Для снятия генератора отключите массу аккумуляторных батарей, поднимите кабину автомобиля КамАЗ и отсоедините выводы "+", "—", В

Ослабьте стяжной болт разрезной опоры кронштейна генератора, затем отверните гайку шпильки крепления генератора к кронштейну, выверните болт крепления генератора к натяжной планке и снимите генератор.

Для установки генератора на кронштейне вставьте палец генератора в разрезную опору, а шпильку кронштейна — в отверстие передней крышки генератора, наденьте пружинную шайбу и наверните от руки гайку на шпильку.

Установите приводные ремни на шкив генератора, обеспечив совпадение осей ручьев шкива генератора и шкива двигателя в пределах ±1 мм.

Совпадение осей обеспечьте перемещением генератора.

Наденьте пружинную шайбу на болт крепления генератора к натяжной планке, совместите отверстия планки и крышки генератора и вверните болт, установив требуемое натяжение приводных ремней перемещением генератора.

Генератор Г273: 1 - подпиточный резистор; 2 - регулятор напряжения Я120М; 3 - щеткодержатель; 4 - ротор; 5 - статор; 6 - крышка со стороны привода; 7 - вентилятор; 8 - шкив; 9 - вал ротора; 10 - крышка со стороны контактных колец; 11 - контактное кольцо

Затяните болт крепления генератора к планке, заверните гайку крепления генератора к шпильке кронштейна и затяните стяжной болт разрезной опоры генератора.

Для исключения поломки кронштейнов генератора соблюдайте изложенный порядок затяжки крепежных соединений.

Присоедините выводы "—", "+" и "В".

При ремонте генератора устранять неисправности рекомендуется заменой поврежденных деталей и сборочных единиц, причем для этого не всегда необходимо полностью разбирать генератор. Допускается ремонт отдельных деталей.

Для разборки генератора:

  • - выверните болты крепления щеткодержателя к крышке и снимите щеткодержатель в сборе с регулятором напряжения;
  • - выверните винты крепления крышки шарикоподшипника;
  • - выверните стяжные винты крепления крышки генератора;
  • - снимите крышку со стороны контактных колец вместе со статором;
  • - отсоедините фазные выводы обмотки статора от выводов выпрямительного блока и отделите статор;
  • - отверните гайку крепления шкива, предварительно закрепив ротор за один из полюсов или придерживая его гаечным ключом, и снимите шкив;
  • - снимите вентилятор, удалите из канавки сегментную шпонку и снимите упорную втулку;
  • - снимите крышку со стороны привода вместе с шарикоподшипником с вала ротора с помощью специального съемника (рис. 2), используя для этой цели резьбовые отверстия в крышке;
  • - снимите с вала шариковый подшипник;
  • - с крышки со стороны контактных колец снимите выпрямительный блок.
Снятие крышки генератора с помощью съемника

После разборки очистите от грязи детали и сборочные единицы генератора, металлические, кроме подшипников и сборочных единиц, содержащих обмотки, изоляционные детали и полупроводниковые приборы, обезжирьте, промойте бензином и высушите, а остальные протрите ветошью, смоченной бензином.

Осмотрите и замените детали, имеющие механические повреждения.

Не допускаются на шкиве трещины, проходящие через отверстие, износ отверстия более 17,02 мм и сколы кромок шкива более 2 мм.

Проверьте износ канавки шкива под ремень.

Шкив допускается к установке, если при установке в канавку контрольных роликов диаметром 14 мм диаметр, замеренный по роликам, не менее 83,5 мм.

Погнутость лопастей вентилятора устраните правкой и рихтовкой.

При износе или овальности отверстия в кронштейне крепления крышки со стороны контактных колец и крышки со стороны привода более 10,3 мм рассверлите отверстие.

Изношенное посадочное отверстие под подшипник в крышке со стороны контактных колец до диаметра более 35,02 мм, а в крышке со стороны привода — более 47,05 мм обработайте до размера 38,0-38,05 мм и 50,00-50,05 мм соответственно и затем запрессуйте ремонтное кольцо с сохранением в нем прежнего посадочного размера под подшипник.

При сборке генератора для обеспечения соосности отверстий крепления генератора на двигателе перед сборкой вставьте в них плотно входящий стержень. После закрепления стяжных болтов удалите стержень.

После сборки проверьте от руки легкость вращения вала и техническое состояние генератора.

Проверка обмотки возбуждения ротора

Исправность обмотки проверяйте тестером (омметром), при этом следите за надежностью контакта наконечников измерительных проводов прибора с контактными кольцами ротора.

Величина сопротивления должна соответствовать значению, указанному в технической характеристике генератора, если обмотка не имеет короткозамкнутых витков.

Если в обмотке имеется обрыв, то стрелка омметра не отклоняется.

Исправность обмотки и надежность прилегания щеток к контактным кольцам можно проверить на стенде, не разбирая генератор.

При напряжении источника питания постоянного тока 28 В, подсоединенного к штекерам обмотки, величина потребляемого тока не должна превышать значения, указанного в технической характеристике генератора.

Если в обмотке имеется обрыв, то стрелка амперметра не отклонится.

Рис. 3. Схема соединений при проверке технического состояния генератора

Замыкание обмотки возбуждения на массу определяйте контрольной лампой или вольтметром под напряжением 220-250 В.

Если в течение 1 мин тока не будет, то изоляция обмотки исправна.

Если в обмотке возбуждения обнаружен обрыв, осмотрите места пайки концов обмотки к контактным кольцам и в случае распайки восстановите нарушенное соединение.

Если обрыв внутри обмотки или обнаружено межвитковое замыкание или замыкание обмотки на массу, замените ротор.

Обмотку статора проверяйте отдельно, после разборки генератора, с отсоединенными от выпрямительного блока выводами обмотки.

Для определения обрыва в фазной обмотке статора поочередно соединяйте по две фазы обмотки к тестеру (омметру) или через контрольную лампу к источнику тока напряжением 12-30 В.

В случае обрыва какой-либо из обмоток при соединении ее с выводами двух других стрелка тестера (омметра) не отклоняется, а контрольная лампа не горит.

При исправной обмотке фазы показания омметра должны соответствовать значениям, указанным в технической характеристике.

Межвитковое замыкание обмотки статора проверяйте портативным дефектоскопом модели ПДО-1.

Замыкание обмотки статора на массу вследствие механического или теплового повреждения изоляции обмотки или выводов проверяйте контрольной лампой под напряжением 220-250 В включением одного проводника на сердечник статора, а другого — на один из выводов обмотки.

Если лампа не загорится, замыкание отсутствует.

Проверьте состояние изоляции проводов обмотки, изоляция не должна иметь следов перегрева.

При обрыве фазного вывода от наконечника, отмотайте один-два витка обмотки, установите изоляционную трубу и спрессуйте или припаяйте наконечник.

Проверка технического состояния генератора

Причиной отказов в работе генераторной установки могут быть неисправности генератора, регулятора напряжения или же нарушения электрического контакта в цепи системы электроснабжения.

Поэтому, прежде чем приступить к проверке, убедитесь в надежности электрического контакта проводов на выводах генератора, регулятора напряжения, в соединительных колодках между пучками проводов и в исправности реле отключения обмотки возбуждения генератора.

Проверьте с помощью контрольной лампы наличие тока в цепи возбуждения.

Проверку технического состояния выполняйте на стенде, позволяющем изменять частоту вращения ротора генератора, токовую нагрузку и проводить измерения напряжения, тока и частоты вращения ротора генератора.

Питание обмотки возбуждения осуществляйте от источника постоянного тока. Величина напряжения питания 28 V.

Измерительные приборы подбирайте так, чтобы измеряемые значения находились в пределах 30-95 % шкалы.

Прибор для измерения величины тока должен иметь класс точности не ниже 1,5, а напряжения — 1,0.