Мас­ляный насос (рис.1) по конструк­ции двухсекционный, шестеренного типа, имеет передаточное число привода 1,075 от шестерни носка коленчатого вала, прикреп­лен к нижней плоскости блок-картера

Для обеспечения бокового зазора между зубья­ми шестерни 5 привода насоса и шестерни коленчатого вала, равного 0,15-0,35 мм, между блок-картером и насосом может устанавливаться стальная прокладка.

Масляный насос: 1, 7 - пробки масляных каналов; 2, 15, 19 - шайбы; 3, 16 - болты; 4, 31 - сегментные шпонки; 5 - шестерня привода масляного насоса; 6 - гайка; 8 - корпус нагнетающей секции; 9, 28 - ведущие шестерни; 10, 13 - ведомые шестерни; 11 - проставка; 12 - ось ведомой шестерни; 14 - корпус радиаторной секции; 17 - предохранительный клапан; 18, 25, 30 - пружины; 20 - прокладка; 21, 22, 26 - пробки; 23 - клапан смазочной системы; 24, 29 - шайбы; 27 - прокладка; 32 - клапан предохранительный; 33 - валик

Чугунные корпуса 8 и 14 нагнетающей и радиаторной секций вместе с проставкой 11 стянуты болтами 3 и 16.

Нужная герме­тичность соединения достигается без про­кладок тщательной обработкой стыковых плоскостей.

Высокая точность изготовле­ния деталей и отсутствие прокладок позво­ляют выдержать зазоры по торцам шестер­ни: 0,05-0,124 мм для нагнетающей и 0,045-0,102 мм для радиаторной секций, что предотвращает перепуск масла из на­гнетательных полостей во всасывающие.

Ведущие шестерни 9 и 28 обеих секций за­креплены на валике 33, который вращается в бронзовых втулках, запрессованных в от­верстия корпусов.

Ведомые шестерни 10 и 13 вместе с запрессованными в них бронзо­выми втулками вращаются на общей оси 12.

К втулкам ведомых шестерен подводит­ся масло через радиальные сверления в них между зубьями шестерен.

Масло из поддона через неподвижный маслоприемник с сетчатым фильтром по­ступает во всасывающую полость радиа­торной секции.

Отсюда меньшая часть мас­ла нагнетается к центрифуге, большая часть через соединительное отверстие "А" в проставке попадает во всасывающую по­лость нагнетающей секции и ее шестерня­ми подается в смазочную систему.

В корпусе 14 радиаторной секции мас­ляного насоса имеются резьбовые отверс­тия для пробок 21, 26 и 22 предохранитель­ных клапанов и клапана 23 смазочной си­стемы, причем предохранительный клапан 17 расположен в корпусе радиаторной сек­ции, а предохранительный клапан 32 и кла­пан 23 — в корпусе нагнетающей секции.

Предохранительные клапаны обеих сек­ций отрегулированы на давление открытия 850-950 кПа.

Клапан 23 смазочной систе­мы начинает открываться при давлении масла в главной магистрали, равном 400-450 кПа.

Масляный насос: 1 – предохранительный клапан радиаторной секции; 2 – проставка; 3 – шестерня привода; 4 – корпус нагнетающей секции; 5 – корпус радиаторной секции; 6 – клапан смазочной системы; 8 – предохранительный клапан радиаторной секции; 9 – предохранительный клапан нагнетающей секции