Тор­мозной пневмопривод  имеет источник сжатого воздуха — компрессор 1. Компрессор, регулятор 2 давления, предо­хранитель 3 от замерзания конденсата в сжатом воздухе и конденсационный реси­вер 11 — питающая часть привода, из которой очищенный сжатый воздух под за­данным давлением подается в остальные части пневмопривода и к другим потреби­телям сжатого воздуха

Привод разбит на автономные контуры, разделенные защит­ными клапанами. Каждый контур действу­ет независимо от других.

Рис.1. Пневмопривод тормозных механизмов автомобиля КамАЗ-5320: 1 - компрессор, 2 - регулятор давления, 3 - предохранитель от замерзания, 4 - двойной защитный клапан, 5 - тройной защитный клапан, 6 - пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя, 7 - пневмоцилиндры привода заслонок вспомогательного тормоза, 8 - кран управления вспомогательным тормозом, 9 - кран управления стояночного тормоза, 10 - кран аварийного растормаживания, 11 - конденсационный ресивер, 12 - ресиверы контура II, 13 - ресивер контура III, 14 - ресивер контура 1,15 - кран слива конденсата, 16 - двухсекционный тормозной кран, 17 - выключатель электромагнитного клапана прицепа, 18 - клапан ограничения давления, 19 - тормозные камеры типа 24,20 - манометр, 21 - тормозные камеры типа 20/20 с пружинным энергоаккумулятором, 22 - выключатель стояночного тормоза, 23 -двухмагистральный перепускной клапан, 24 - ускорительный клапан, 25 - автоматический регулятор тормозных сил с упругим элементом, 26 - клапан управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом, 27 - одинарный защитный клапан. 28 -разобщительный кран, 29 - клапан управления тормозным системами прицепа с однородным приводом, 30 - выключатель сигнала торможения, 31 -соединительная головка типа «Палм», 32 - соединительная головка типа А; А - клапан контрольного вывода питающей магистрали, Е и В - клапан контрольных выводов контура III, D - клапан контрольного вывода контура II, С - клапан контрольного вывода контура I

Контур I привода механизмов рабо­чего тормоза переднего моста состоит из части тройного защитного клапана 5, реси­вера 14 объемом 20 л с краном слива кон­денсата и выключателем контрольной лампы падения давления в ресивере, части двухстрелочного манометра 20, нижней секции двухсекционного тормозного крана 16, клапана С контрольного вывода, кла­пана 18 ограничения давления, двух тор­мозных камер 19, тормозных механизмов переднего моста, трубопроводов и шлангов между этими аппаратами.

Кроме того, в контур входит трубопро­вод, соединяющий нижнюю секцию тор­мозного крана 16 с клапаном 26 управле­ния тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом.

Контур II привода механизма рабо­чего тормоза задней тележки состоит из части тройного защитного клапана, двух ресиверов 12 общим объемом 40 л с кра­нами 15 слива конденсата и выключателем контрольной лампы падения давления в ре­сивере, части двухстрелочного манометра 20, верхней секции двухсекционного тор­мозного крана 16, клапана D контрольного вывода, автоматического регулятора 25 тормозных сил с упругим элементом, четы­рех тормозных камер 21, тормозных меха­низмов.

В контур входит также трубопро­вод, соединяющий верхнюю секцию тор­мозного крана 16 с клапаном 26 управле­ния тормозными системами прицепа.

Контур III привода механизмов за­пасного и стояночного тормозов, а также комбинированного привода тормозных сис­тем прицепа (полуприцепа) состоит из час­ти двойного защитного клапана 4, двух ре­сиверов 13 общим объемом 40 л с краном слива конденсата и выключателем кон­трольной лампы падения давления в ресивере, двух клапанов Е и В контрольных вы­водов, крана 9 управления стояночным тормозом, ускорительного клапана 24, час­ти двухмагистрального перепускного кла­пана 23, четырех пружинных энергоакку­муляторов 21, выключателя 22 контроль­ной лампы стояночного тормоза, клапана 26 управления тормозными системами при­цепа с двухпроводным приводом, одинар­ного защитного клапана 27, клапана 29 уп­равления тормозными системами прицепа с однопроводным приводом, трех разобщи­тельных кранов 28, трех соединительных головок (одной головки 32 типа А однопроводного привода тормозных систем прице­па и двух головок 31 типа «Палм» двух­проводного привода тормозных систем прицепа), пневмоэлектрического выклю­чателя 30 сигнала торможения, трубо­проводов и шлангов между этими аппара­тами.

Контур IV привода механизмов вспо­могательного тормоза и других потребите­лей состоит из части двойного защитного клапана 4, пневматического крана 8, двух цилиндров 7 привода заслонок, пневмати­ческого цилиндра 6 привода рычага оста­нова двигателя, пневмоэлектрического вы­ключателя 17 электромагнитного клапана прицепа, трубопроводов и шлангов между этими аппаратами.

Своего ресивера и конт­рольной лампы падения давления контур IV не имеет.

От контура IV привода меха­низмов вспомогательного тормоза сжатый воздух поступает к дополнительным потре­бителям по пневмосигналу, пневмоусилителю сцепления, приводам агрегатов транс­миссии и др.

Пневмопривод тормозов автомобиля Камаз-53212: 1 - компрессор; 2 - маслоотделитель; 3 - регулятор давления; 4 - предохранитель от замерзания; 5 - двойной защитный клапан; 6 - тройной защитный клапан; 7 - пневматический цилиндр привода рычага останова двигателя; 8 - цилиндр привода вспомогательного тормоза; 9, 11 - пневматические краны; 10 - кран управления стояночным тормозом; 12 - конденсационный ресивер; 13 - ресивер второго контура; 14 - ресивер третьего контура; 15 - ресивер первого контура; 16 - кран слива конденсата; 17 - двухсекционный тормозной кран; 18 - датчик включения электромагнита пневмоклапана прицепа (полуприцепа); 19 - клапан ограничения давления; 20 - тормозная передняя камера типа 24; 21 - двухстрелочный манометр; 22 - тормозные камеры с пружинными энергоаккумулятором типа 20/20; 23 - датчик падения давления; 24 - перепускной двухмагистральный клапан; 25 - ускорительный клапан; 26 - регулятор тормозных сил; 27 - клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом; 28 - защитный одинарный клапан; 29 - разобщительный кран; 30 - клапан управления тормозами прицепа с однопроводным приводом; 31 - датчик включения сигнала торможения; 32 - соединительная головка типа "Палм"; 33 - соединительная головка типа "А"

Схема пневмопривода Камаз-53212 

Влагомаслоотделитель

Влагомаслоотделитель: 21 - корпус; 22 - пустотелый винт; 24 - центробежный направляющий аппарат; 25 - сетка; 26 - мембрана; 27 - пружина клапана; 28 - крышка; 29 - клапан слива конденсата; 30 - охладитель

При описании составных частей и прин­ципа работы за основу принят пневмопри­вод автомобиля КамАЗ-5320. Однако сле­дует знать, что тормозные приводы других автомобилей имеют свои отличительные особенности.

Для улучшения влагоотделения в питающей части тормозного привода автомобиля КамАЗ-53212 на участке ком­прессор — регулятор давления на первой поперечине рамы в зоне интенсивного обду­ва дополнительно установлен влагоотделитель.

На автомобиле-самосвале КамАЗ-5511 отсутствуют аппаратура управления тормоз­ными системами прицепа, разобщительные краны, соединительные головки.

Влагомаслоотделитель

Кроме то­го, у автомобилей КамАЗ-5410, -5511 и 54112 блок защитных клапанов состоит из тройного защитного клапана, через кото­рый заполняются сжатым воздухом конту­ры I и II и одинарного защитного клапана, через который заполняется контур III, а контур IV заполняется от контура I или II.